П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> по <АДРЕС> району и городу <АДРЕС> РБ <ФИО1>, рассмотрев материалы административного дела <НОМЕР> в отношении ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», находящегося по юридическому адресу: 450039. г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 2,
У С Т А Н О В И Л :
ОАО «УМПО» привлекается к административной ответственности за то, что не выполнило в установленный срок предписание главного государственного лесного инспектора <ФИО2> <НОМЕР> Бщ от <ДАТА2> по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, а именно: в срок до <ДАТА3> не зарегистрировало договор аренды лесных участков, находящихся под газопроводом на площади 6. 2 га, чем нарушило ст. 93 Лесного Кодекса РФ и п. 21 договора аренды <НОМЕР> от <ДАТА4> года; не оплатило арендную плату в бюджет РФ за период использования лесного участка в размере 221317 руб. 00 коп. до <ДАТА5>, чем нарушило ст. 94 ЛК РФ и п.п. 5-7 договора аренды <НОМЕР> от <ДАТА6> года; не произвело доочистку трассы газопровода и прилегающей в трассе стене леса от порубочных остатков и оставшихся (неубранных) сваленных деревьев до <ДАТА7>, чем нарушило требования п.п. 16 и 34 Правил пожарной безопасности в лесах; не разработало и не представило в срок до <ДАТА5> в ГУ Уфимское лесничество проект освоения лесов на арендуемой лесной участок с положительным заключением государственной экспертизы, чем нарушило ст. ст. 88 и 89 ЛК РФ, т.е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19. 5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства.
Государственный лесной инспектор <ФИО2> (доверенность выдана Министерством лесного хозяйства РБ <ДАТА8>) просил суд привлечь к административной ответственности ОАО «УМПО» за не невыполнение в установленные сроки его предписания <НОМЕР> Бщ от <ДАТА2> по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства: непринятие мер по регистрации договора аренды лесных участков, находящихся под газопроводом на площади 6. 2 га, года; не оплату арендной платы в бюджет РФ за период использования лесного участка в размере 221317 руб. 00 коп., не произведение доочистки трассы газопровода и прилегающей в трассе стене леса от порубочных остатков и оставшихся (неубранных) сваленных деревьев; не разработку и не предоставление в ГУ Уфимское лесничество проект освоения лесов на арендуемой лесной участок с положительным заключением государственной экспертизы. Тем самым ОАО «УМПО», по его мнению, нарушило положения ст. ст. 88, 89, 93, 94 ЛК РФ, п. п. 16 и 34 Правил пожарной безопасности в лесах и п. п. 5-7,21 договора аренды <НОМЕР> от <ДАТА4> года. Сроки исполнения указанного предписания были установлены до <ДАТА3> и до <ДАТА5>, однако до настоящего времени предписание не исполнено.
ОАО «УМПО» в лице начальника юридического управления <ФИО4> (доверенность <НОМЕР> от <ДАТА10>) обратилось в суд с возражениями по факту возбуждения административного производства, в которых указало, что с составленным протоколом, актом проверки и предписанием не согласно и считает их незаконными по следующим причинам.
Издание предписания об обязанности заключить договор аренды, а также оплатить задолженность по арендной плате не входит в предмет ведения государственного лесного инспектора. В соответствии с п. 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право:
пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства;
осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений.
Однако указанное предписание вынесено в превышением полномочий государственного лесного инспектора, поскольку Положением не предусмотрено право контролирующего органа на понуждение к заключению договора аренды и уплате арендных платежей, и как следствие понуждение к предоставлению в ГУ Уфимское лесничество проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно ст. 9 Лесного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Предоставление лесного участка на условиях аренды регулируется статьей 9 ЛК РФ, а также гражданским законодательством.
Спор о заключении договора между Министерством лесного хозяйства РБ и ОАО «УМПО» может быть разрешен только в судебном порядке.
ОАО «УМПО» приложило все усилия для того, чтобы оформить и зарегистрировать договор аренды земельного участка <НОМЕР> от <ДАТА4> года.
Между ОАО «УМПО» и Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ был подписан соответствующий договор аренды лесного участка на 48 лет до <ДАТА12>, который считается не заключенным в связи с тем, что данный договор сроком действия более 1 года, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> « о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а также п. 21 данного договора аренды.
При первом обращении ОАО «УМПО» в феврале 2008 года в Управление Федеральной регистрационной службы по РБ <АДРЕС> отдел за государственной регистрацией договора аренды земельного участка <НОМЕР> от <ДАТА4> года, в приеме документов было отказано. Предложено первоначально обратиться в управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ за получением информации из Единого государственного кадастрового реестра земель <АДРЕС> района на земельные участки под лесными кварталами 142, 143, 153, 154,165, 160, 173, так как нет оснований полагать, что данные земли правомерно включены в договор аренды и не принадлежат другим правообладателям.
После получения ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ <НОМЕР> от <ДАТА15> об отсутствии учета данных земель, как самостоятельных объектов и наличия их правообладателя, ОАО «УМПО» повторно обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по РБ <АДРЕС> отдел.
Документы были приняты <ДАТА16>, о чем свидетельствует расписка в получении документов на государственную регистрацию <НОМЕР> запись <НОМЕР>.
При прохождении правовой экспертизы, поданных ОАО «УМПО» документов, государственным регистратором Управления Федеральной регистрационной службы по РБ <АДРЕС> отдел был выявлен ряд замечаний (всего 9 замечаний) к договору аренды лесного участка <НОМЕР> от <ДАТА4> года, как не соответствующего нормам действующего законодательства.
Для устранения причин приостановки государственной регистрации указанного договора аренды и подтверждения принадлежности земельного участка к муниципальному образованию <АДРЕС> район Республики <АДРЕС> , а не Российской Федерации, ОАО «УМПО» обратилось с письмом <НОМЕР>-726 от <ДАТА17> в Главе администрации муниципального района <ФИО5> о регистрации прав на земельные участки под лесными кварталами 142, 143, 153, 154, 165, 160, 173. Письмо осталось без ответа.
<ДАТА18> Управление Федеральной регистрационной службы по РБ <АДРЕС> отдел отказало в государственной регистрации договора аренды лесного участка <НОМЕР> от <ДАТА4> года согласно сообщению <НОМЕР>-435.
Многочисленные обращения ОАО «УМПО» (письма <НОМЕР> от <ДАТА19>, <НОМЕР>-1083 от <ДАТА20>, <НОМЕР>-545 от <ДАТА21>) в адрес Уфимского лесничества об отсутствии заключенного договора аренды лесного участка <НОМЕР>, о невозможности уплаты арендной платы без законных оснований, что повлекло бы привлечение к ответственности ОАО «УМПО» при проверке налоговых органов, аудиторских проверках, проверке счетной комиссии акционерного общества и других надзорных органов, о просьбе принять меры к устранению замечаний к договору аренды остались без ответа. На обращение ОАО «УМПО» <НОМЕР>-542 от <ДАТА22> в адрес Уфимского лесничества было получено письмо <НОМЕР> от <ДАТА23> с предложением обратиться в Министерство лесного хозяйства РБ.
ОАО «УМПО» обратилось в адрес министра Лесного хозяйства РБ <ФИО6> письмом (исх. номер <НОМЕР>, вх. Номер <НОМЕР> от <ДАТА24>) с просьбой подготовить распоряжение Министерства лесного хозяйства РБ, которое будет основанием для заключения нового договора аренды лесного участка под эксплуатацию газопровода ОАО «УМПО». При обращении по телефону в министерстве Лесного хозяйства их уверили, что до февраля 2011 года этот вопрос будет закрыт.
В связи с тем, что процесс оформления распоряжения Министерства лесного хозяйства РБ и договора аренды лесного участка не зависит от ОАО «УМПО» предприятие просило Министерство лесного хозяйства отсрочит исполнение предписания <НОМЕР>-Бщ от <ДАТА2> на срок до <ДАТА25>, однако заявление было оставлено без ответа. При таких обстоятельствах властное предписание контролирующего органа, обязывающее ОАО «УМПО» заключить договор аренды и выплатить арендную плату, а также разработать и представить в ГУ Уфимское лесничество проект освоения лесов на арендуемый участок с положительным заключением государственной экспертизы с указанием на привлечение к административной ответственности за его невыполнение противоречит ст. 421 ГК РФ, поскольку казанное понуждение возможно только в порядке гражданского судопроизводства.
Пунктом 3 Предписания от <ДАТА26> <НОМЕР> установлено требование доочистки трассы газопровода и прилегающей к трассе стены леса от порубочных остатков и оставшихся (неубранных) сваленных деревьев. Основанием для вынесения данного предписания является нарушение пунктов 16, 34 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно договору от <ДАТА27> расчистку территории для проведения газопровода к производственной площадке <НОМЕР> ОАО «УМПО» осуществляло ООО «<АДРЕС> лесхоз», которое было обязано провести на отведенных участках валку леса, раскряжевку, очистку от сучьев, вырубку кустарников, трелевку ликвидной кубмассы на специально подготовленные площадки, а заготовленную кубмассу сдать по акту ОАО «УМПО».
По окончании производства работ был подписан акт сдачи-приемки работ <НОМЕР> от <ДАТА28>, согласно которому было установлено, что лесной участок расположенный в <АДРЕС> участковом лесничестве в кварталах 142, 143, 153, 154, 155, 160, 165, 173 площадью 5, 1 га вырублен, древесина вывезена. При этом со стороны лесничества претензий по заготовке древесины, вывозке не было.
В целях устранения нарушения указанного в пункте 3 указанного предписания, объединением были приняты меры по устранению нарушений, однако в силу природных условий они не были доведены до конца по независящим от ОАО «УМПО» причинам.
В то же время, в связи с невозможностью устранения нарушения по п. 3 предписания, в целях согласования продления срока устранения нарушения, было направлено (нарочно) письмо <НОМЕР>-877 от <ДАТА29> о согласовании увеличения срока устранения нарушений в части доочистки трассы газопровода от порубочных остатков, которое было получено лицом, вынесшим предписание - государственным лесным инспектором <ФИО2> <ДАТА30>, при этом срок был согласован до начала пожароопасного периода 2011 года.
Таким образом, ОАО «УМПО» предприняло все возможные действия по устранению нарушений. Однако исполнение мероприятий по п. п. 1, 2, 4 предписания от <ДАТА26> <НОМЕР>-Бщ не возможно без устранения недостатков договора аренды лесного участка со стороны Министерства лесного хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 1. 5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2. 1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законам субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 28. 2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. То есть должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28. 2 КоАП РФ.
Однако вопреки указанным нормам государственный лесной инспектор <ФИО2> не исполнил обязанность по извещению ОАО «УМПО» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не предоставил возможность воспользоваться правами предоставленными Конституцией РФ.
Представитель ОАО «УМПО» <ФИО7> (доверенность <НОМЕР> от <ДАТА31>) дал в суде пояснения, аналогичные изложенным в приведенных выше возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из представленных представителем ОАО «УМПО» документов: договора аренды лесного участка <НОМЕР> от <ДАТА4> года, расписки в получении документов (в том числе и указанного договора) на государственную регистрацию от <ДАТА16>, уведомления о приостановлении государственной регистрации от <ДАТА32> и от <ДАТА33>, сообщения об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов следует, что ОАО «УМПО» действительно обращалось в Управление Федеральной регистрационной службы по РБ <АДРЕС> отдел за государственной регистрацией договора аренды лесного участка <НОМЕР> от <ДАТА34>, однако в приеме документов было отказано.
Из письма <НОМЕР>-726 от <ДАТА17>, письма <НОМЕР>-259 от <ДАТА35>, письма <НОМЕР>-1083 от <ДАТА20>, письма <НОМЕР> от <ДАТА19>, письма <НОМЕР>-542 от <ДАТА22>, письма <НОМЕР>-545 от <ДАТА21> с приложением документов, полученных <ФИО2> <ДАТА21>, письма <НОМЕР>-760 от <ДАТА36>, ответа Уфимского лесничества <НОМЕР> от <ДАТА23>, письма <НОМЕР>-800 от <ДАТА24> видно, что ОАО «УМПО» неоднократно обращалось в адрес ГУ «Уфимское лесничество», главе администрации муниципального района <АДРЕС> район РБ, ведущему специалисту-эксперту отдела по Уфимскому лесничеству <ФИО2> в.М., министру лесного хозяйства РБ по вопросу оформления договора аренды лесного участка, оформления землеустроительного дела под эксплуатацию газопровода ОАО «УМПО», разработке проекта территориального землеустройства, согласованию с заинтересованными лицами, территориальным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ПО РБ.
Из письма <НОМЕР>-877 от <ДАТА29> следует, что срок исполнения пункта 3 предписания <НОМЕР>-Бщ от <ДАТА2> о доочистке трассы газопровода государственным лесным инспектором <ФИО2> продлен до начала пожароопасного периода 2011 года.
Указанные доказательства последовательны, согласуются между собой и не противоречат другим материалам дела, поэтому суд признает их допустимыми и достоверными.
Согласно ч. 1 ст. 1. 5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2. 1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законам субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив указанные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что ОАО «УМПО» приняло все необходимые меры для устранения недостатков по оформлению договора аренды земельного участка и его вины в том, что указанный договор не оформлен до сих пор не усматривается. Устранение указанных выше замечаний по договору аренды земельного участка, подготовка нового договора аренды, возможно только с участием обоих сторон заключающих договор с соблюдением требований гражданского законодательства.
Частью 1 ст. 19. 5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение в установленный срок только законного предписания органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства.
Поскольку в настоящее время отсутствует согласованный сторонами проект нового договора аренды данного лесного участка, то требования предписания о регистрации договора аренды, оплате арендной платы и разработке проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок с положительным заключением государственной экспертизы в установленные предписанием сроки являются для ОАО «УМПО» невыполнимыми и не могут быть признаны законными.
Исполнение требования п. 3 Предписания о доочистке трассы газопровода продлено государственным лесным инспектором <ФИО2> до начала пожароопасного период 2011 года, поэтому законных оснований для вынесения предписания по данному пункту также не имелось.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в материалах административного дела не имеется каких-либо доказательств уведомления ОАО «УМПО» о времени и месте оформления административного протокола, что является нарушением требований ч. 4. 1 ст. 28. 2 КоАП РФ о том, что в случае неявки представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что в действиях ОАО «УМПО» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19. 5 КоАП РФ.
В силу п. 2 ст. 24. 5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24. 5; 29.9; 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу в отношении открытого акционерного общества «Уфимское моторостроительное объединение» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Копию постановления направить ОАО «УМПО» и государственному лесному инспектору <ФИО2>
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в <АДРЕС> районный суд РБ.
Мировой судья /подпись/ <ФИО1>
Копия верна: <ФИО1>