№ 12-476/2022
66RS0001-01-2022-004059-89
РЕШЕНИЕ
14 июня 2022 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Коблов Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлова Александра Сергеевича на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьевой Е.К. (далее – Свердловский УФАС России) от 13.04.2022 № заместителю директора по реализации услуг производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала открытого акционерного общества "МРСК-Урала" – "Свердловэнерго" Павлову А.С. по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе Павлов ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания как незаконном и прекращении производства по делу.
Выслушав в судебном заседании заявителя, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861) ОАО "МРСК Урала" является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2020 № 107-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях", от 27.12.2018 № 325-ПК (ред. от 30.12.2020) "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области" (вместе с "Долгосрочными тарифами на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (город Екатеринбург), рассчитанные методом доходности инвестированного капитала".
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утверждены соответствующие Правила технологического присоединения (далее – Правила № 861).
Действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие Схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (п. 2 Правил № 861).
Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861.
В п. 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 14 Правил № 861);
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п. 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Наличие заключенного заявителями, указанными в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного п. 103 Правил № 861 (п. 104 Правил № 861).
Согласно п. 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного п. 103 Правил № 861, оплатить указанный счет.
В соответствии с абз. 13 пп. "б" п. 16 Правил № 861 срок осуществления, мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с п. 16(3) в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.
Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил № 861) (абз. 3 п. 108 Правил № 861).
Как следует из материалов дела, <ФИО>4 была подана заявка № от 14.04.2021 в адрес ОАО "МРСК Урала" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №.
В ответ на заявку № от 14.04.2021 сетевая организация направила (посредством размещения в личном кабинете потребителя):
- счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № от 27.04.2021;
- технические условия №
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ОАО "МРСК Урала" и <ФИО>4 заключен 03.05.2021, что подтверждается чеком по операции оплаты, произведенной 03.05.2021, по счету на оплату № от 27.04.2021 <ФИО>4 в размере 550 руб.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть с 03.05.2021 по 03.11.2021.
Согласно представленным документам ОАО "МРСК Урала" (вх. № от 09.12.2021), между ОАО "МРСК Урала" и <ФИО>4 составлен акт № от 12.11.2021 об осуществлении технологического присоединения, дата фактического присоединения 12.11.2021.
Следовательно, имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного 04.11.2021 по месту осуществления деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала", выразившегося в бездействии относительно осуществления мероприятий по технологическому присоединению до границ объекта, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в срок, предусмотренный п. 16 Правил № 861, лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут.
По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 02.03.2022, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Фактические обстоятельства дела подтверждены заявлением Круподеровой и другими материалами дела.
Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных на УТП функций и задач, в том числе по обеспечению технологического присоединения заявителей в установленные сроки, несет должностное лицо ОАО "МРСК Урала" Павлов.
Вступившим в законную силу постановлением Свердловского УФАС России от 27.04.2021 № Павлов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление им исполнено 31.05.2021.
Доводы заявителя о том, что он не является субъектом данного правонарушения, судом отклоняются ввиду следующего.
Согласно положению о производственном отделении Центральные электрические сети филиала ОАО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго" оно оказывает, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2.2 Положения). Приказом от 21.10.2019 № 3327 "О распределении обязанностей, прав и ответственности между заместителями директора, главным инженером ПО ЦЭС" предусмотрено, что заместитель директора по реализации услуг координирует, организует и контролирует деятельность Службы технологического присоединения (п. 4.6 Приказа). На должность заместителя директора по реализации услуг ПО ЦЭС филиала ОАО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго" приказом о переводе работника на другую работу от 01.07.2013 № ИС/К переведен с 01.07.2013 Павлов.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Павлов является должностным лицом, которое несет ответственность за организацию по контролю и соблюдению Правил № 861.
Оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Свердловского УФАС России пришло к обоснованному выводу о виновности Павлова, а его действия правильно квалифицировало по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что данное лицо ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Павлова выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не представлено. У него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что Павлов при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предпринял все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, что свидетельствует о его вине.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Павловым правонарушения, сферу деятельности, в которой допущено правонарушение, судья не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание Павлову назначено справедливое, в пределах санкции указанного закона.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение либо назначения административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ст. 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьевой Е.К. от 13.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по реализации услуг производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала открытого акционерного общества "МРСК-Урала" – "Свердловэнерго" Павлова Александра Сергеевича, оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья