16-1777/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 6 августа 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Внукова Александра Сергеевича – адвоката Осиповой Э.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июля 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Внукова Александра Сергеевича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2020 года, Внуков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Защитник Внукова А.С. – адвокат Осипова Э.И. обратилась с жалобой в Девятый кассационный суд общей юрисдикции на вышеуказанные судебные акты в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Статьёй 13 названного Федерального закона определено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Внукова А.С. к административной ответственности).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьёй, составляет деятельность, в том числе по распространению экстремистских материалов.
В качестве характеристики состава административного правонарушения являются два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции Российской Федерации и подлежащий опубликованию.
Как усматривается из материалов дела, в результате оперативно-розыскного мероприятия «<данные изъяты>» в отношении пользователя «Александр Внуков» социальной сети «<данные изъяты>» 19 июня 2020 года в 11 часов 30 минут был выявлен факт размещения на странице пользователя в разделе «<данные изъяты>» аудиоматериала под названием «<данные изъяты>», который решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 марта 2016 года признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов Минюста России – пункт 3749. Указанная страница пользователя принадлежит Внукову А.С.
Поскольку социальная сеть является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в сети на данном сайте по определённому адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещённой на его странице неопределённому кругу лиц, в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.
Следовательно, размещение и хранение запрещённых законом экстремистских материалов на своей странице, при наличии доступа к ней иных лиц, следует рассматривать как фактическое распространение пользователем данной страницы информации, содержащей экстремистскую направленность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Внукова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершённое Внуковым А.С. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Внукова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, опровергаются собранными по делу доказательствами, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Внукова А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что протокол об административном правонарушении составлен по истечении 20 дней после проведения оперативно-розыскного мероприятия «<данные изъяты>» не является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на правильность установления фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций о наличии в действиях Внукова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияет.
Утверждение о том, что в момент издания Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Внуков А.С. был несовершеннолетним, а его объяснения относительно того, что он не знал о существовании указанного закона и решения суда о включении размещённой на его странице «<данные изъяты>» аудиозаписи в список экстремистских материалов Минюста России судьями нижестоящих инстанций не дана надлежащая оценка, не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вменённого административного правонарушения, поскольку указанный список находится в открытом доступе, незнание указанных обстоятельств не освобождает от предусмотренной законом ответственности.
Постановление о привлечение Внукова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было. Судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июля 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Внукова Александра Сергеевича, оставить без изменения, жалобу защитника Внукова Александра Сергеевича – адвоката Осиповой Э.И. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский