УИД 11RS0001-01-2021-011305-80 Дело № 2-6677/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием истицы Уляшовой Л.Н.,
представителя ответчика Сенаторовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 сентября 2021 года, гражданское дело по иску Уляшовой Ларисы Николаевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании премии,
у с т а н о в и л:
Уляшова Л.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании премии в размере 10 000 руб., указав в обоснование, что за второй квартал 2020 года ей необоснованно выплачена премия в меньшем размере, чем она получила за первый, третий и четвертый квартал 2020 года.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам иска.
Представитель ответчика с иском не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что при выплате премии истцу за 2 квартал 2020 года было учтено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей во 2-м квартале, что следовало из заключения служебной проверки от ** ** **. На основании заключения служебной проверки истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора приказом от ** ** **. Решением суда истцу было отказано в удовлетворении исковых требований об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей подтвержден. Решение о выплате премии и размере принимается руководителем.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 2 ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Статьей 191 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющими трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Отсюда, стимулирующие выплаты устанавливаются работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя.
Установлено, что Уляшова Л.Н. с ** ** ** состоит в трудовых отношениях с ... ** ** ** работает в должности ....
Служебным контрактом № ..., заключенным с истцом, с учетом дополнительного соглашения от ** ** **, предусмотрена обязанность служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять и соблюдать: служебный распорядок; должностной регламент и другие локальные акты ..., носящие нормативный характер.
Согласно служебному контракту, служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы в соответствии с актами о материальном стимулировании; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, актами ...; ежемесячной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 %, районного коэффициента – 20 %.
Приказом Росимущества от ** ** ** № ... утверждено Положение о премировании, порядке выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов (далее – Положение о премировании).
Согласно п. 1.1.1 Положения о премировании премирование гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества работы, творческом подходе к решению задач, возложенных на соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
Премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий и может производиться единовременно, за квартал, за полугодие и по итогам года (п. 1.1.2).
В соответствии с п. 1.1.3 при принятии решения о премировании гражданского служащего учитываются следующие показатели его работы, а также работы территориального органа в целом:
- соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины;
- выполнение установленных ... плановых заданий;
- соблюдения сроков исполнения приказов, распоряжений, протоколов, поручений руководства ..., а также запросов структурных подразделений ...;
- соблюдение режима секретности, порядка хранения документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, и документов для служебного использования;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Пунктом 1.1.4 Положения о премировании установлено, что размер премии гражданского служащего максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости:
- от личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на территориальный орган и ...;
- от степени сложности выполнения гражданским служащим заданий, достигнутых результатов;
- от оперативности и профессионализма гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в выполнении обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, в подготовке документов, выполнении поручений руководителя территориального органа и ....
Согласно п. 1.3.1 Положения о премировании решение о выплате премий и их размере гражданским служащим принимается руководителем территориального органа на основании представлений заместителей руководителя, начальников соответствующих структурных подразделений территориального органа и оформляется приказом территориального органа.
В силу п. 1.3.2 Положения о премировании, гражданский служащий премируется в зависимости от результатов его работы, работы структурного подразделения территориального органа и на основании анализа информации об эффективности деятельности с учетом показателей, указанных в пунктах 1.1.3, 1.1.4 настоящего Положения.
Пунктом 1.1.8 Положения о премировании установлено, что премии гражданским служащим выплачиваются при наличии экономии фонда оплаты труда, образовавшейся между фондом оплаты труда гражданских служащих, утвержденным на отчетный период, и фактически выплаченного денежного содержания в соответствующем отчетном периоде, и не является гарантированной частью денежного содержания.
Судом установлено, что на основании приказа от ** ** ** № ... «О проведении служебной проверки» проведена служебная проверка в отношении Уляшовой Л.Н. по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, изложенных в докладной записке начальника отдела контроля распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения ... Н.В. от ** ** ** № ** ** **.
В докладной записке ... Н.В. от ** ** ** было указано на ненадлежащее исполнение Уляшовой Л.Н. во втором квартале 2020 года поручений ... от 10.03.2020, 10.04.2020, 06.05.2020, 25.05.2020, а также поручений руководителя и начальника отдела контроля распоряжения ....
Приказом от ** ** ** № ...-к истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных пунктами 1.2, 2.2, 3.18 должностного регламента, выразившихся в неисполнении/ненадлежащем исполнении поручений руководителя и начальника отдела контроля распоряжения ..., на основании заключения по результатам служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего от ** ** **.
** ** ** ответчиком вынесен приказ № ...-к о выплате премии за
2 квартал 2020 года.
Как указывает истец, размер премии ей необоснованно занижен.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда от 18.11.2020 по делу № 2-5711/2020 Уляшовой Л.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании незаконными приказов № ... от ** ** ** и № ...-к от ** ** **, заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, исключении из личного дела документов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела № 2-5711/2020 факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны истца нашёл своё подтверждение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 01.03.2021 решение Сыктывкарского городского суда от 18.11.2020 оставлено без изменения.
06.09.2021 Третьим кассационным судом общей юрисдикции кассационная жалоба Уляшовой Л.Н. оставлена без удовлетворения.
Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, положений трудового договора, Положения о премировании, следует, что премирование – это не гарантированная часть денежного содержания, а стимулирующая выплата, размер которой и основания выплаты которой зависят от усмотрения работодателя и от конкретных показателей работы каждого работника, в том числе такого показателя, как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Таким образом, поскольку выплата стимулирующих надбавок и определение условий их выплаты является правом работодателя, который дает оценку труду работника, его дисциплине, а сам размер стимулирующих надбавок не является гарантированной частью заработной платы, выплата премии в меньшем размере, по сравнению с выплатами за 1, 3, и 4-й квартала 2020 года, не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ.
С учетом изложенного, выплата истцу премии за второй квартал 2020 года по приказу от ** ** ** № ...-к в меньшем размере по отношении к другим кварталам, обусловлена ненадлежащим исполнением должностных обязанностей во втором квартале, наличием дисциплинарного взыскания (приказ от 13.07.2020) и основано на локальных актах работодателя, в силу чего оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.
Доводы истца о том, что приказ о применении дисциплинарного взыскания вынесен не во втором квартале, а также о том, что премия выплачивается за выполнение особо важных и сложных задач, т.е. показатели работы не учитываются, основаны на неверном толковании норм закона и Положения о премировании.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Уляшовой Ларисы Николаевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании премии, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 27 сентября 2021 года.