Решение от 04.10.2021 по делу № 2а-9360/2021 от 02.09.2021

14RS0035-01-2021-008029-77

Дело № 2а-9360/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г. Якутск                     04 октября 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жиркова Н,В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чертковой Татьяны Леонидовны к Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска,

у с т а н о в и л :

Черткова Т.Л. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просит признать незаконными бездействие должностных лиц и решение Окружной администрации г. Якутска от 07 апреля 2021 года по обращению Чертковой Т.Л. от 07 февраля 2021 года на имя и.о. Главы города Якутска Григорьева Е.Н. и возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений путем повторного проведения обследования жилого дома, расположенного по адресу: ____, в целях устранения противоречий в заключениях о техническом состоянии жилого дома и возможности его дальнейшей эксплуатации. В обоснование своих доводов указывает, что распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 05 сентября 2017 года № 1473р многоквартирный жилой дома, расположенный по адресу: ____, признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения в 2022 году. Одновременно утверждено заключение Межведомственной комиссии Окружной администрации г. Якутска № 63 от 18 августа 2017 года, в котором указано, что указанный многоквартирный жилой дом подлежит капитальному ремонту. Административный истец обратилась к специалистам. Техническим заключением ООО КФК «Профит+» № 34-ТЭ-19 от 27 февраля 2020 года сделаны выводы о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: ____, не отвечает требованиям для жилых помещений и необходимо провести капитальный ремонт в связи с износом 66 %. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РС (Я) от 28 октября 2020 года бездействие Окружной администрации г. Якутска, выразившееся в не рассмотрении обращения Чертковой Т.Л., признано незаконным с возложением обязанности по повторному рассмотрению обращения Чертковой Т.Л. На основании указанного апелляционного определения Черткова Т.Л. вновь обратилась в Окружную администрацию г. Якутска, ответом от 07 апреля 2021 года № 2635 сообщено заявителю об отсутствии у Департамента жилищных отношений полномочий по внесению изменений в распоряжения главы ГО «город Якутск». Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права.

В судебное заседание административный истец Черткова Т.Л., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явилась, обеспечила участие представителя по доверенности Чистоедова Д.В., который административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска, Муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска по доверенности Алексеев М.А. с административными исковыми требованиями не согласился, просил отказать, указав об отсутствии доказательств бездействия, поскольку в компетенция ответчиков не входит рассмотрение заявления об обследовании многоквартирного дома на предмет его соответствия установленным требованиям с целью признания непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указанные полномочия возложены на Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск». Полагает, что истец вправе обратиться в Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» с соответствующим –заявлением в порядке, предусмотренном разделом 5 Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории ГО «город Якутск» и административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утв. Постановлением ОА г. Якутска от 18.12.2013 №351п. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по доверенности Петров А.Л. пояснил, что заявления от заинтересованных лиц принимает непосредственно Межведомственная комиссия в силу регламента, ОА г. Якутск, МКУ «Департамент жилищных отношений» не вправе пересылать обращения граждан в адрес Межведомственной комиссии.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение датировано от 07 апреля 2021 года, административное исковое заявление поступило в суд 19 апреля 2021 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного адресу: ____.

Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 05 сентября 2017г. №1473 р «Об утверждении заключений Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в том числе утверждены акт и заключение Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса и отселения в 2022 году.

Представитель административного истца обратился с заявлением в адрес главы городского округа «город Якутск» о внесении изменений в указанное распоряжение путем исключения в п.2 ссылки на снос дома по п. 1.1, указав о возможности проведения капитального ремонта.

Решением МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от 15 июня 2020г. на указанное обращение административному истцу рекомендовано обжаловать решение Межведомственной комиссии.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 18 августа 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Чертковой Татьяны Леонидовны к Окружной администрации города Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконными бездействия, действия в части решения о сносе жилого дома.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РС (Я) от 28 октября 2020 года решение Якутского городского суда РС (Я) от 18 августа 2020 года отменено, принято новое решение, согласно которому административный иск Чертковой Т.Л. к Окружной администрации города Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконными бездействия удовлетворен, бездействие Окружной администрации г. Якутска, выразившееся в не рассмотрении обращения Чертковой Т.Л., отменено, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность по рассмотрению обращения Чертковой Т.Л. в установленные законом порядке и сроки.

8 февраля 2021 года Черткова Т.Л. обратилась к и.о. главы городского округа с заявлением о внесении изменений в распоряжение Окружной администрации г.Якутска на основании указанного апелляционного определения.

Повторное обращение истца было перенаправлено в адрес председателя Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом г. Якутска (далее - Межведомственная комиссия).

7 апреля 2021 года в оспариваемом решении №2635 председателем Межведомственной комиссии Новолоковым А.В. указано о невозможности внесения изменения в распоряжение Окружной администрации г.Якутска №1473р от 5 сентября 2017 года ввиду неправомерности и отсутствии у Межведомственной комиссии полномочий на вынесение решения о признании многоквартирного дома ветхим (аварийным) и подлежащим капитальному ремонту.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Пунктом 7 данного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия, указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

    Как следует из Указа Главы РС(Я) от 29.12.2017 №2335 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. N 2433 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)» МКД не включен в «Адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с учетом планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

    Согласно п. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

    Во исполнение пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ, Закона Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" Правительством Республики Саха (Якутия) вынесено Постановление Правительства РС(Я) от 11.05.2017 N 161 «Об утверждении Порядка проведения мероприятий по реконструкции или сносу многоквартирных домов, обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в домах, исключенных из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)» (далее – Постановление №161).

Такой комиссией в г.Якутске является Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом г. Якутска.

    Согласно пп.3 п. 3 ст. 11 Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)» в региональную программу капитального ремонта не включаются, кроме прочего, многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов.

    Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 18.12.2013 N351п утвержден «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ» (далее – Регламент).

Регламент устанавливает порядок взаимодействия между входящими в структуру Окружной администрации города Якутска должностными лицами местного самоуправления, отраслевыми (функциональными) органами, структурными подразделениями, должностными лицами указанных органов и подразделений, взаимодействия Окружной администрации города Якутска с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги (раздел 1 Регламента).

    Согласно п.1.3.1 Регламента муниципальная услуга предоставляется Окружной администрацией города Якутска. Для осуществления данных полномочий создается Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Прием заявлений возложен на отдел учета жилищного фонда МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "ДЖО") и Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" при наличии Соглашения о взаимодействии между ГАУ "МФЦ РС(Я)" и Окружной администрацией города Якутска.

    Согласно п.п. 2.2. Регламента муниципальная услуга предоставляется Окружной администрацией города Якутска и осуществляется через Межведомственную комиссию. В состав комиссии входят представители следующих организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги: МКУ "ДЖО"; МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства"; Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности городского округа "город Якутск"; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия); Управление муниципального контроля Окружной администрации города Якутска; Управление надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).

В соответствии с разделом 3 Регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является письменное обращение заявителя к секретарю комиссии в МКУ "ДЖО" с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 Регламента.

Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- регистрация заявления и документов к нему;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- организация заседания комиссии;

- рассмотрение заявления и приложенных к нему документов на заседании комиссии, принятие решения и оформление заключения комиссии;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно Уставу городского округа «город Якутск» глава округа является высшим должностным лицом городского округа "город Якутск", представляющим интересы населения городского округа, осуществляющим общее руководство и координацию деятельности Окружной администрации по решению вопросов местного значения и представляющим городской округ "город Якутск" во взаимоотношениях с иными муниципальными образованиями, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, населением. Глава округа возглавляет Окружную администрацию, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Глава округа реализует свои полномочия через соответствующие структурные подразделения и (или) органы Окружной администрации.

Предметом административного искового заявления Чертковой Т.Л. является бездействие должностных лиц и ответ от 7 апреля 2021 года за исх. №2635 председателя Межведомственной комиссии Новолокова А.В. в части невозможности внесения изменения в распоряжение Окружной администрации г.Якутска №1473р от 5 сентября 2017 года ввиду неправомерности и отсутствии у Межведомственной комиссии полномочий на вынесение решения о признании многоквартирного дома ветхим (аварийным) и подлежащим капитальному ремонту.

Как установлено в судебном заседании цель обращения истца к и.о. главы Окружной администрации г. Якутска Григорьеву Е.Н. было исключение МКД из перечня многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу, со сроком сноса и отселения в 2022г., утв. распоряжением Окружной администрации города Якутска от 05.09.2017 №1473р и проведения повторного обследования МКД для включения МКД в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

    Соответственно, решение по МКД должно приниматься в рамках Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2017 №161, а именно межведомственной комиссией в порядке, установленным Регламентом.

    Таким образом, истцу необходимо собрать документы, указанные в Регламенте, и обратиться в установленном законом порядке в Межведомственную комиссию для оказания ей муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ».

    Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административно иска.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                       ░.░. ░░░░░░░

    

░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░

2а-9360/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Черткова Татьяна Леонидовна
Ответчики
ОА г.Якутска
Другие
ГУП "РЦТУиТИ"
Межведомственная комиссия городского округа «город Якутск»
ОНД по городу Якутску УНД ГУ МЧС Росси по РС (Я)
Управление муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска
МКУ «Главстрой»
МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства»
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Жиркова Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
02.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
02.09.2021Передача материалов судье
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
04.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее