Судья Романчук П.В. УИД: 16RS0011-01-2023-000333-72
Дело № 2-441/2023
Дело № 33-19475/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Мелихова А.В.,
при секретаре Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №1 периоды работы – с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года в количестве 4 года 7 месяцев 15 дней.
В части требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку №1 с 13 марта 2020 года отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу Мостякову И.М., представителя истицы Мостяковой И.М. – Муллину С.В., возражавших в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мостякова И.М. (далее также – истица) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее также – ответчик, ОСФР по РТ) о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периодов работы.
В обоснование исковых требований указала, что 13 марта 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Ответчиком вынесено решение №238324/20 об отказе в назначении пенсии, согласно которому из специального стажа исключены периоды:
- с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года во Всесоюзном научно-исследовательском ветеринарном институте (ныне ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности»).
Считает решение ответчика подлежащим отмене, а указанные периоды подлежащими включению в специальный стаж по следующим основаниям.
1 апреля 1988 года истица была принята на должность лаборанта в НИИ Ветеринарный институт. Согласно справке №142 выданной ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» она действительно работала полный рабочий день и полную рабочую неделю в отделе ветсанзащиты; токсикологии, фармако-токсикологического контроля, экотоксикологии Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института в должности старшего лаборанта по вредных условиях труда по 18 января 1993 года. При проведении научно-исследовательских работ ей выполнялись следующие операции:
- участие в проведении экспериментов по нейтрализации токсических химикатов и их прекурсоров;
- участие в проведении исследований по определению токсических химикатов и их прекурсоров;
- участие в проведении исследований по обезвреживанию объектов от токсических химикатов и их прекурсоров.
Работодателем подтверждается факт выработанного трудового льготного стажа 4 года 9 месяцев 18 дней.
В судебном заседании Истица Мостякова И.М. и ее представитель Муллина С.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик в своем отзыве на исковое заявление иск не признал, в судебное заседание представителя не направил.
Суд исковые требования удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по РТ Карымов А.С. просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его незаконности и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По итогам документальной проверки факт льготной работы не установлен, так как не представлены документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня с токсичными химикатами и их прекурсорами. Для проверки были запрошены помимо прочих документов: технологические документы, подтверждающие работу во вредных условиях труда за 1988–1993 годы, должностная инструкция. Однако работодателем были представлены лишь личная карточка формы Т-2, книги приказов за 1988 – 1993 годы, лицевые счета по заработной плате за 1988–1993 годы. Запись в трудовой книжке указывает лишь на наименование профессии и не раскрывает условий и характер работы в спорные периоды.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мостякова И.М. и ее представитель Муллина С.В. полагали, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. Ранее истец в суд первой инстанции направил возражения на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика ОСФР по РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В силу части 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)».
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Разделом VIII Химическое производство Списка № 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены работники, занятые в спецпроизводствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами.
Разделом VIII «Химическое производство» подраздел 1 (1080А010) Списка №1 утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 предусмотрены работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами. Рабочие, руководители и специалисты, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятые полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях в организациях и учреждениях производятся данные работы.
Из материалов дела следует, что решением ответчика № 238324/20/33-6-26/73949 от 8 августа 2022 года об отказе в назначении пенсии из специального стажа исключены периоды:
- с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года во Всесоюзном научно-исследовательском ветеринарном институте (ныне ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности») и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по Списку №1.
Полагая, что ответчик неправомерно исключил вышеуказанные периоды из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №1 подлежат включению периоды работы – с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года с исключением из указанных периодов времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10 ноября 1992 года по 27 ноября 1992 года и с 30 ноября 1992 года по 15 января 1993 года.
В обоснование включения вышеуказанных периодов в специальный стаж суд указал, что факт работы истицы на работе с вредными условиями труда подтверждается трудовой книжкой, а также справкой ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности». Оснований для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости с 13 марта 2020 года суд не усмотрел ввиду того, что Мостяковой И.М. на момент обращения за назначением пенсии 51 год не исполнился.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Решение в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 марта 2020 года сторонами не обжаловано, признается судебной коллегией законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по итогам документальной проверки факт льготной работы не установлен, так как не представлены документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня с токсичными химикатами и их прекурсорами, работодателем были представлены лишь личная карточка формы Т-2, книги приказов за 1988 – 1993 годы, лицевые счета по заработной плате за 1988–1993 годы, а запись в трудовой книжке указывает лишь на наименование профессии и не раскрывает условий и характер работы в спорные периоды, отклоняются судебной коллегией за несостоятельностью.
Факт работы истицы на работе с вредными условиями труда подтверждается трудовой книжкой согласно которой истица работала с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года во Всесоюзном научно-исследовательском ветеринарном институте, а также справкой №142 от 21 февраля 2023 года ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности».
Согласно справке №142 от 21 февраля 2023 года, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, Мостякова (Владимирова) И.М. действительно работала полный рабочий день и полную рабочую неделю в отделе ветсанзащиты; веттоксикологи, фармако-токсикологического контроля, экотоксикологии Всероссийского научного-исследовательского ветеринарного института (ныне ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности») в должности старшего лаборанта во вредных условиях труда с 1 апреля 1988 года по 18 января 1993 года. При проведении научно-исследовательских работ ей выполнялись следующие операции:
- участие в проведении экспериментов по нейтрализации токсических химикатов и их прекурсоров;
- участие в проведении исследований по определению токических химикатов и их прекурсоров;
- участие в проведении исследований по обезвреживанию объектов от токсических химикатов и их прекурсоров.
Основанием выдачи справки указаны: личная карточка, приказы о доступе к работе, лицевые счета.
Актом № 48 документальной проверки специального страхового стажа от 20 мая 2020 года установлено, что в просмотренных лицевых счетах по заработной плате (выборочно) Владимирова Ирина Михайловна значится ст.лаб. лаб 5 (так в документе). Оплата производилось полный рабочий день при полной рабочей неделе, совмещение профессий не обнаружено. Отвлечения от работы соответствуют записям в личной карточке формы Т-2 и книг приказов.
Согласно справке ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности» о заработной плате от 6 июня 2019 года № 474 истице предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 10 ноября 1992 года по 27 ноября 1992 года и с 30 ноября 1992 года по 15 января 1993 года.
Из справки о переименованиях от 21 февраля 2023 года № 143 усматривается, что научно-исследовательский ветеринарный институт (г.Казань) реорганизован во Всеосоюзный научно-исследовательский ветеринарный институт Госагропрома СССР. В настоящее время организация имеет наименование ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности».
Таким образом, документами, представленными в материалы дела, подтверждается занятость истицы в оспариваемые периоды на работе с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня и при полной рабочей неделе. Доказательств отказа ФГНБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности» в представлении запрашиваемых документов, а именно технологических документов, подтверждающих работу во вредных условиях труда за 1988–1993 годы, должностной инструкции, ответчик не представил. Более того, представленные в материалы дела приказы по Всесоюзному научно-исследовательскому ветеринарному институту о допуске к работе с ветеринарно-сопроводительной документацией обслуживающего персонала имеют гриф «для служебного пользования».
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно принято решение об обязании ответчика включить в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 1 апреля 1988 года по 4 мая 1989 года в должности старшей лаборантки в научно-исследовательском ветеринарном институте, а также с 5 мая 1989 года по 18 января 1993 года, с исключением из специального стажа времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10 ноября 1992 года по 27 ноября 1992 года и с 30 ноября 1992 года по 15 января 1993 года, продолжительностью 4 года 7 месяцев 15 дней.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств и собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 1 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи