УИД № 14RS0016-01-2024-000281-29
Дело № 2 - 292/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 июня 2024 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебренниковой ЛН к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными решений об отказе в установлении страховой пенсии по старости, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, назначить трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
<дата> Серебренникова Л.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными решения ответчика № от <дата>, № от <дата> об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости; понуждении ответчика включить периоды работы истца: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; понуждении ответчика назначить трудовую пенсию досрочно с <дата>, с даты обращения за ее назначением.
В обоснование требований указано, что истец Серебренникова Л.Н. с <данные изъяты> года начала трудовую деятельность в должности <данные изъяты> и продолжает работать по настоящее время; за весь период трудовой деятельности педагогический стаж был прерван отпуском по уходу за ребенком с <дата> по <дата>; таким образом, истцом выработан специальный педагогический стаж 25 лет, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; согласно данным трудовой книжки, педагогический стаж выработан <дата>, а в связи с вступлением <дата> в силу Федерального закона № 350-ФЗ – <дата>; при обращении <дата> через Госуслуги за назначением досрочной пенсии ей было отказано и обозначено, что специальный стаж составляет 20 лет 8 мес. 1 день; предоставив дополнительно справки от работодателей, истец <дата> вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако в установлении страховой пенсии решением ответчика от <дата> отказано; истец не согласна, полагает указанные в решении периоды с учетом представленных работодателями справок подлежат включению в специальный стаж.
В ходе судебного заседания представитель истца Серебренниковой Л.Н. – Антонова О.Ю., поддержав изложенные в исковом заявлении и в ходе судебных заседаний доводы, с учетом вновь представленной работодателем (АК «АЛРОСА» (ПАО)) справки от <дата>, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просит признать незаконными решения ответчика № от <дата>, № от <дата> в части возникновения права истца на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при имеющемся страховом стаже в 55 лет - <дата>; обязать ответчика включить периоды работы истца: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и признать право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>, о чем верно изложено представителем ответчика в письменном возражении на исковое заявление, что право истца на пенсию, с учетом удовлетворения исковых требований о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, возникает не ранее указанной даты (<дата>). Тем самым согласны с произведенной ответчиком корректировкой (с исключением периодов простоя и отпуска без содержания, согласно выданным работодателями справкам, в этом случае стаж истца сокращается).
Представитель ответчика Сантаева Т.А. в ходе судебного заседания, поддержав письменное возражение представителя ОФПиСС РФ по РС(Я) Винокурова В.Р. на исковое заявление, суду пояснила, что при принятии решения об отказе в назначении пенсии Серебренниковой Л.Н. рассматривалась выписка из индивидуального лицевого счета на основании ее же согласия от <дата> о назначении страховой пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке; на момент определения права истца на страховую пенсию в отдел имеющиеся справки не были представлены, в выписке ИЛС иные сведения не указаны, а пункт 19 может подтверждаться лишь справками и документами от работодателей, ответственность по передаче сведений по периодам работы работника лежит на страхователе; кроме того, 25 лет необходимого стажа истец выработала <дата>, а в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ к <дата> указанная дата смещается на 36 месяцев, таким образом, право истца на пенсию, с учетом удовлетворения исковых требований о включении периодов работы в специальный стаж, возникает не ранее <дата>
Представитель третьего лица АК «АЛРОСА» (ПАО) Югай Н.В. в ходе судебного заседания просит принять во внимание справку АК «АЛРОСА» (ПАО) от <дата> (уточняющая особый характер работы или условия труда…), которая является правильной и корректной; относительно спорных периодов пояснила: с <дата> по <дата>: сведения за 2000 год сданы не корректно, верно должно быть: с <дата> по <дата> РКС, ЗП80ПД (указать часы), с <дата> по <дата> РКС, Декрет (нахождение в отпуске по беременности и родам), с <дата> по <дата> Дети (отпуск по уходу за ребенком) (в решении этот период указан верно, он не входит в льготный стаж); период с <дата> по <дата>: в лицевых счетах имеется отметка о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы 5 дней, в личной карточке Т2 – имеется запись об отпуске без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> находилась в учебном оплачиваемом отпуске, в феврале 2007 г. находилась на листке нетрудоспособности - 15 дней, с <дата> по <дата> – очередной ежегодный отпуск (в данном случае некорректно сданы сведения, ставка работника должна быть - 1, а не 0,65); в период с <дата> по <дата> – находилась в простое по причинам, не зависящим от работника; в период с <дата> по <дата> - сведения за этот период сданы правильно РКС, 28ПД (возможно, период не засчитан, так указана доля ставки 0,7, а нужно 1); в период с <дата> по <дата> - находилась в простое по причинам, не зависящим от работника; в период с <дата> по <дата> - находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. При расчете отработанного времени учитывались: оплата по окладам (фактически отработанное время), периоды временной нетрудоспособности (в часах, согласно лицевым счетам); в расчет не берутся отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, простои, повышение квалификации с отрывом от производства. Просит вынести законное решение, т.к. истец работала на полной ставке, КПК не идет в льготный стаж (так как находилась на простое).
Представитель третьего лица МКУ «Мирнинское районное управление образования» Полторанина И.М. суду пояснила, что на основании постановления районной Администрации № от <дата> МБДОУ «Детский сад № «Чоппууска» ликвидировано, полномочия по подготовке и передаче документов детского сада в архив переданы МКУ «МРУО»; актом приема-передачи документов от <дата> документы переданы в архив МКУ «МРУО» для последующей подготовки и передачи в муниципальный архив (переданы <дата>); во время подготовки документов для передачи в архив отделом кадров МКУ были выданы справки от <дата> № и от <дата> № с подтверждением факта работы Серебренниковой Л.Н. в детском саду № в должности воспитателя в период с <дата> по <дата>; справки были подготовлены на основании личной карточки работника (Т-2) и лицевых счетов, имеющихся в распоряжении МКУ «МРУО» на момент их выдачи. Полагает ПФР должен был принять во внимание доводы истца, т.к. в выписке указаны ссылки на льготы; в связи с чем, полагает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, т.к. у работника в указанный период должность не менялась.
Суд, выслушав доводы сторон и мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (пп. 2 п. 1 ст. 32пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как следует из представленных материалов дела и не опровергнуто, что истец Серебренникова Л.Н., <дата> года рождения, с <дата> начала трудовую деятельность в должности <данные изъяты> и продолжает работать в указанной должности по настоящее время.
<дата> Серебренникова Л.Н. в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Саха (Якутия) с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Решением № от <дата> истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» - 25 лет специального стажа (имеет специальный стаж - 20 лет 8 месяцев 1 день), право истца на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при имеющемся страховом стаже возникает в 55 лет - <дата>. Не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды: отпуска без сохранения заработной платы – 2007 г. – 5 дней, 2010 г. – 15 дней, 2011 г. – 3 дня, 2016 г. – 2 дня; отпуск по уходу за ребенком – с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> – периоды работы в должности воспитателя учебно-воспитательного комплекса, т.к. наименование учреждения Списком № не предусмотрено; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, т.к. норма часов педагогической работы не выработана.
<дата> Серебренникова Л.Н. вновь обратилась с соответствующим заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия), предоставив дополнительно справки от работодателей (АК «АЛРОСА» (ПАО), МКУ «МРУО»).
Решением Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) от <дата> в установлении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 25 лет специального стажа (имеет специальный стаж - 21 год 5 месяцев 18 дней), право истца на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при имеющемся страховом стаже возникает в 55 лет - <дата>. Не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды: отпуска без сохранения заработной платы – 2007 г. – 5 дней, 2010 г. – 15 дней, 2011 г. – 3 дня, 2016 г. – 2 дня; отпуск по уходу за ребенком – с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> – периоды работы в должности воспитателя учебно-воспитательного комплекса, т.к. наименование учреждения Списком № не предусмотрено; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, т.к. норма часов педагогической работы не выработана.
Не согласившись с решениями пенсионного органа, Серебренникова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Как следует из архивной справки филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога отдела архивов Службы управления делами №-ЗабНДА от <дата>, в приказах по личному составу Учебно-воспитательного комплекса «Детского сада №» <адрес>-1 Забайкальской железной дороги значится Серебринникова ЛН; приказом от <дата> № принята <данные изъяты> на неполный рабочий день (5 час.) с <дата>; приказом от <дата> № от занимаемой должности освобождена и уволена с <дата>.
Согласно справке МКУ «<адрес>ное управление образования» МО «<адрес>» Республики Саха (Якутия) № от <дата>, Серебренникова (Серебринникова) Л.Н., <дата> г.р., действительно работала в Районе Крайнего Севера, где применяется районный коэффициент 1,7 к заработной плате всех рабочих и служащих на основании Постановления от <дата> №, утвержденного государственным Комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, и Секретариата ВЦСПС. На основании личной карточки работника (Т-2), Серебренникова (Серебринникова) Л.Н. работала в детском саду № в должности: воспитателя на период отпуска по уходу за ребенком основного работника с <дата> (приказ от <дата> №); переведена постоянно воспитателем детского сада № с <дата> (приказ от <дата> №); уволена <дата> (приказ от <дата> №). Основание: личная карточка работника (Т-2). Отпуска без сохранений заработной платы: с <дата> по <дата> (приказ от <дата> №); <дата> по <дата> (приказ от <дата> № § 5). За время работы периодов простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), отстранения от работы (недопущение к работе) по следующим причинам, участия в забастовках, курсов повышения квалификации, учебных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы у работника не было.
Согласно архивной справке МКУ «Межпоселенческое управление культуры» (отдел архивного дела) № от <дата>, в документах по личному составу Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Чоппууска» МО «<адрес>» РС(Я), принятых в отдел архивного дела МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «<адрес>» РС(Я), в связи с прекращением деятельности учреждения в приказах по личному составу и личных карточках уволенных работников за 1996 - 1999 годы проходит Серебринникова ЛН, <дата> г.р. - воспитатель Детского сада № «Чоппууска». В приказах по личному составу о приеме за 1996 г. Серебринникова Л.Н.. не проходит. Сданы частично. С <дата> принята временно воспитателем на период декретного отпуска основного работника в детский сад № (приказ № от <дата>); с <дата> уволена переводом в детский сад № по согласованию между руководителями по ст. 29 п. 5, компенсации нет (приказ № от <дата>). По данным личной карточки ф. Т-<дата> находилась: б/с 4 к.дн. с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>); б/с 27 к.дн. с <дата> по <дата> (приказ № § 5 от <дата>). Детский сад № «Чоппууска» открыт в 1978 г. при отделе Народного образования на основании Решения исполнительного Мирнинского городского Совета депутатов трудящихся. На основании приказа ПНО «Якуталмаз» № от <дата> «О принятии в состав ПНО «Якуталмаз» Мирнинского городского отдела народного образования» Мирнинский городской отдела народного образования вошел в состав ПНО «Якуталмаз». На основании приказа Мирнинского Горно-обогатительного комбината ПНО «Якуталмаз» №-к от <дата> «Детский сад № «Чоппууска» передан в состав Мирнинского ГОКа. Приказом Мирнинского городского отдела народного образования № от <дата> «О передаче штатных единиц Д/с 8, 6 в Мирнинский ГОК» переданы все штатные единицы Детского сада № «Чоппууска» в состав Мирнинского ГОКа. С <дата> «Детский сад № «Чоппууска» выведен из состава Мирнинского Районного управления народного образования и передан в состав ПЭТС и ЖХ Мирнинского ГОКа на основании приказа №-к от <дата>. Приказом ПНО «Якуталмаз» № от <дата> (с <дата>) реорганизовано в Акционерную компанию «Алмазы России – Саха». Приказом АК «Алмазы России - Саха» № от <дата> «О передаче детского дошкольного учреждения № в муниципальную собственность с 01.01.1997». «Детский сад № «Чоппууска» передан в муниципальную собственность Администрации Мирнинского улуса. На основании приказа отдела кадров ПЭТС и ЖХ № от <дата> «Детский сад № «Чоппууска» передан в подчинение Мирнинскому улусному управлению образования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Чоппууска» МО <адрес> РС(Я) ликвидировано с <дата> на основании постановления <адрес> № от <дата> «О ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Чоппууска». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Чоппууска» МО <адрес> РС(Я) осуществляло свою деятельность на территории в <адрес> Республики Саха (Якутия), отнесенном постановлением Совета Министров СССР № от <дата> к районам Крайнего Севера, где районный коэффициент к заработной плате работников предприятий производственных и непроизводственных отраслей установлен в централизованном порядке 1,7.
<дата> АК «АЛРОСА» (ПАО) выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии со ст. 30, 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», из которого следует, что Серебренникова ( ) Л.Н., <дата> г.р., действительно полный рабочий день и полную рабочую неделю работала в Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО) в районе Крайнего Севера: в Предприятии тепло-водоснабжения АК «AJIPOCA» с <дата> (приказ № от <дата>) по <дата> (пр. № от <дата>) в качестве Воспитатель второй категории - Детский сад №; Воспитатель первой категории - Детское образовательное учреждение №, за исключением следующих периодов: отпуск без сохранения заработной платы: с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>), с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>), с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>.), учебный отпуск: с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>), с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>), нахождение в отпуске по беременности и родам: с <дата> по <дата> (лицевые счета за 2000 г.), нахождение в отпуске по уходу за ребенком: с <дата> по <дата> (отпускная записка № от <дата>) - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с <дата> (отпускная записка № от <дата>) по <дата> (приказ №/к от <дата>) - отпуск по уходу за ребенком до трех лет, приступила к работе с <дата>, нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с <дата> по <дата> (приказ №/к от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ №-к от <дата>), простой по независящим от сторон причинам с оплатой времени простоя в размере 2/3 среднего заработка: с <дата> по <дата> (лицевые счета за 2009 г.), с <дата> по <дата> (лицевые счета за 2010 г.), с <дата> по <дата> (лицевые счета за 2010 г.). Справка выдана на основании документов: личная карточка Т-2, приказы о приеме, переводе, увольнении, лицевые счета, штатные(ое) расстановки(расписание), карты аттестации рабочих мест, карты специальной оценки условий труда, должностные инструкции, технология производства; структура предприятия. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от <дата> и от <дата> при исчислении трудового стажа, дающего право на получение пенсии по старости и инвалидности, один год работы на Крайнем Севере засчитывается за один год и шесть месяцев. В соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> № «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно ст. 28 при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, период работы в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местности, исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора. В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета министров СССР от <дата> № (с последующими изменениями и дополнениями) Республики Саха (Якутия) отнесена к районам Крайнего Севера, районный коэффициент на данной территории составляет 1,7 (город Мирный Мирнинского района Республики Саха (Якутия)) и 2,0 (п. Айхал, город Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия)).
Из трудовой книжки на имя Серебренниковой ( ) Л.Н., <дата> г.р., серии AT-VII № следует, что «до поступления в УВК № трудового стажа не имеет»; <дата> принята <данные изъяты> Учебно-воспитательного комплекса № Детский сад № <адрес>-1 Забайкальской железной дороги (приказ № от <дата>), <дата> уволена по ст. 31 КЗоТ РФ (приказ № от <дата>); <дата> принята воспитателем в детский сад № ПТЭСиЖХ АК «Алмазы России-Саха» РКС <адрес> РС(Я), <дата> детский сад № передан в подчинение, ведение Мирнинского Управления улусного образования (приказы № от <дата> № от <дата>), <дата> уволена в порядке перевода в Детский сад № ПЭТСиЖХ по согласованию между руководителями (приказ № от <дата>), <дата> принята в порядке перевода воспитателем первой категории в филиал дошкольного образовательного учреждения № «Крепыш» АНО ДОО «Алмазик» и продолжает работать по настоящее время.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
Аналогичные правила были предусмотрены пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно подп. «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.
Вышеупомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29.10.2002 № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, определено, что начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы, выполнявшейся в должности в учреждении, указанном в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указано, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с п. 4 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды выполнявшейся работы до 01.09.2000 в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). В связи с чем, периоды работы истца с 29.08.1994 по 24.06.1996, 01.05.1998 по 04.05.1998, 01.01.1999 по 30.09.1999, 01.01.2000 по 03.08.2000 доказыванию не подлежат.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, учитывая, что материалами дела, документами и справками работодателей, являющимися в силу ст. 56 ГПК РФ допустимыми и относимыми доказательствами по данному спору, а также пояснениями их представителей, являющимися доказательствами в силу ст. 55 ГПК РФ, достоверно подтверждается факт работы истца Серебренниковой Л.Н. в должности и в учреждении, поименованных списками (необходимость устанавливать тождественность наименований должностей и (или) профессии отсутствует), суд находит обоснованными доводы стороны истца о наличии оснований для включения в стаж истца периодов ее работы (с учетом уточнения требований) в должности воспитателя в учреждениях для детей, тем самым оснований для исключения периодов работы из специального стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, суд не усматривает.
При этом, разрешая спор, судом принимаются во внимание обоснованные и состоятельные доводы стороны истца и представленные доказательства, в том числе трудовая книжка истца, являющаяся основным документом о трудовой деятельности в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, архивные справки и справки с работы, которые бесспорно подтверждают факт работы истца в спорные периоды в должности воспитателя в учреждениях для детей, которые подлежат включению в специальный стаж истца, так как наименование должности и учреждения предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что Серебренникова Л.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования – 28.07.1998.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ, пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 16 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе с особыми условиями труда, по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем материалы дела не содержат данных, позволяющих сделать вывод о том, что в спорный период трудовой деятельности истца ее работа не была постоянной либо имело место совмещение, простой или работа в условиях неполного рабочего дня (кроме установленных); при этом следует отметить, что работник не имеет доступа к изготовлению и хранению документов, касающихся его трудовой деятельности и находящихся у работодателя, ведение трудовых книжек; издание приказов в соответствии с требованием законодательства возложено на работодателя, имеющиеся неточности и не соответствия в документах и иные обстоятельства не могут лишать истца права на назначение льготной пенсии.
Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются иные документы, в том числе соответствующие справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Между тем трудовая книжка истца не содержит каких-либо неточностей, исправлений либо записей, не позволяющих однозначно определить характер выполняемых работ в оспариваемые периоды времени.
Таким образом, необходимый стаж - 25 лет истцом выработан по состоянию на 24.12.2021, соответственно право на назначение страховой пенсии по старости возникло у истца 24.12.2021, вместе с тем с учетом отсроченного права на пенсию, установленного приложением № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», право на назначение досрочной страховой пенсии у Серебренниковой Л.Н. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникнет через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее 25.12.2024.
Поскольку защите подлежит только нарушенное право, действующим законодательством не предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии по старости на будущее время, требование о признании права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.12.2024 не подлежит удовлетворению, т.к. оснований полагать нарушение права истца на назначение пенсии, которое еще не возникло, не имеется. При этом за обоснованностью подлежат удовлетворению исковые требования о признании решений ответчика № от <дата>, № от <дата> в части возникновения права Серебренниковой Л.Н. на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» <дата>, понуждении ответчика включить периоды работы истца: с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О судебном решении»).
В соответствии с ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░>, <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) № ░░ <░░░░>, № ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6 ░. 1 ░░. 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░>.