Дело № – 5989/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2014 года <адрес>
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ефремовой М.В.,
с участием помощника прокурора ФИО2
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УРБ» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «УРБ» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение информационных писем
прокуратуры Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ и №
7/3-7-2014 от ДД.ММ.ГГГГ, п. 23 плана работы прокуратуры <адрес> на
первое полугодие 2014 года с привлечением специалистов Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан и Стерлитамакского подразделения ГБУ РБ УГАК проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории <адрес>.В результате проведенной проверки выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства.В ходе проверки установлено, что в целях обеспечения содержания в надлежащем состоянии территории города в зимний период 2014 года администрацией ГО <адрес> издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О содержании территорий городского округа <адрес> РБ в зимний период 2013 - 2014 г.г.». Согласно приложению № указанного постановления в городе определены полигоны снегосвалок на период зимней снегоуборки, в том числе - в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ). Указанным постановлением ответственным за содержание полигона снегосвалки назначено ООО «Управление по ремонту и благоустройству» В ходе проверки установлено, что на территорию снегосвалки в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>. Стерлитамак, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ) ввоз снега в зимний период осуществлялся грузовыми автомашинами ООО «УРБ». Ввезенный снег, являлся снегом загрязненным, счищенным преимущественно с дорог и иных городских территорий, содержащий отходы и мусор.На момент выезда ДД.ММ.ГГГГ установлено, что таяние загрязненного снега привело к захламлению территории снегосвалки строительными отходами и мусором, что подтверждается фототаблицей, справкой (актом) по результатам проверки.Таким образом, ООО «УРБ», являющееся согласно приложению № постановления администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О содержании территорий городского округа <адрес> РБ в зимний период 2013 -2014 г.г.» ответственным за содержание снегосвалки в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ), допущено нарушение федерального природоохранного законодательства, в частности ч. 2 ст. 39, ч. ч. 1,2 ст. 51, ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в том, что при эксплуатации ООО «УРБ» иных объектов (дорог, иных городских территорий) не обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, произведен сброс отходов на почву в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ), не соблюдая требования природоохранного законодательства при использовании земельного участка, не проведено мероприятие по восстановлению природной среды, не произведено благоустройство территории в соответствии с законодательством.Не устранение выявленных нарушений может повлечь причинение существенного вреда окружающей среде, привести к угрозе жизни и здоровью людей.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, просит удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Управление по ремонту и благоустройству» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть данное дело в отсутствии неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела и не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Судом установлено, что проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории <адрес>.В результате проведенной проверки выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства.В ходе проверки установлено, что в целях обеспечения содержания в надлежащем состоянии территории города в зимний период 2014 года администрацией ГО <адрес> издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О содержании территорий городского округа <адрес> РБ в зимний период 2013 - 2014 г.г.». Согласно приложению № указанного постановления в городе определены полигоны снегосвалок на период зимней снегоуборки, в том числе - в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ). Указанным постановлением ответственным за содержание полигона снегосвалки назначено ООО «Управление по ремонту и благоустройству» В ходе проверки установлено, что на территорию снегосвалки в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>. Стерлитамак, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ) ввоз снега в зимний период осуществлялся грузовыми автомашинами ООО «УРБ». Ввезенный снег, являлся снегом загрязненным, счищенным преимущественно с дорог и иных городских территорий, содержащий отходы и мусор.На момент выезда ДД.ММ.ГГГГ установлено, что таяние загрязненного снега привело к захламлению территории снегосвалки строительными отходами и мусором, что подтверждается фототаблицей, справкой (актом) по результатам проверки.Таким образом, ООО «УРБ», являющееся согласно приложению № постановления администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О содержании территорий городского округа <адрес> РБ в зимний период 2013 -2014 г.г.» ответственным за содержание снегосвалки в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ), допущено нарушение федерального природоохранного законодательства, в частности ч. 2 ст. 39, ч. ч. 1,2 ст. 51, ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в том, что при эксплуатации ООО «УРБ» иных объектов (дорог, иных городских территорий) не обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, произведен сброс отходов на почву в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>, РБ).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
Во исполнении п.1 ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности
При данных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ООО «УРБ» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УРБ» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>– удовлетворить.
Обязать ООО «УРБ» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе бывшего ОАО «Стерлитамакского кожевенно-обувной комбинат» (<адрес>, РБ), на расстоянии около 150 метров в северном направлении от АЗС ОАО «Башкирнефтепродукт» (<адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий судья: М.В. Ефремова