50RS0026-01-2024-001195-28 Дело № 2-3888/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Люберцы,
<адрес>
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Родиной М.В.,
при секретаре Жигайло Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынкиной Д. Ю. к муниципальному учреждению «Люберецкая ритуальная служба городского округа Люберцы Московской области», Мартынкину М. И. об установлении размера захоронения, разрешении произвести демонтаж части ограды и установить ограждение,
У С Т А Н О В И Л:
истец Мартынкина Д.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, которым с учетом уточнения просит установить, что Мартынкина Д.Ю. является лицом, ответственным за захоронение на участке 1 Жилинского кладбища по адресу: <адрес>, размером 1,3 м. * 7,9 м, где захоронены Лебедева М.В. умершая ДД.ММ.ГГ., Рогожникова И.С. умершая 06.06.1970г., Мартынкин П.Д. умерший ДД.ММ.ГГ., Мартынкина В.И. умершая ДД.ММ.ГГ., урна с прахом Рогожниковой Л.Н. умершей ДД.ММ.ГГ.; разрешить Мартынкиной Д.Ю. на участке 1 Жилинского кладбища по адресу: <адрес>, демонтировать часть ограды с длиной сторон 4,2 м * 0,8 м * 3,7 м * 0,8 м со стороны могилы Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И. и установить часть ограды по стороне 7,9 м для приведения имеющейся ограды в размер родственного захоронения 1,3 м * 7,9 м в котором захоронены Лебедева М.В., Рогожникова И.С., Мартынкин П.Д., Мартынкина В.И., урна с прахом Рогожниковой Л.Н.
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГ Мартынкина Д.Ю. получила в МКУ гп. Томилино «Томилинский коммунальный сервис» удостоверение о захоронении как лицо ответственное за место родственного (семейного) захоронения на Успенском (в настоящее время – Жилинском) кладбище (участок (сектор) №, размер земельного участка 1,4 м * 7,9 м. Захоронение состоит из двух могил в которых захоронены умершие: в первой могиле - Лебедева М.В., Мартынкин П.Д., Мартынкина В.И., во второй могиле – Рогожникова И.С., Рогожникова Л.Н.
Рядом с указанным захоронением имеется другое захоронение в виде одной могилы, в которой захоронены Мартынкин И.В., Лебедева Е.И., являющиеся родственниками лиц, захороненных в первом захоронении.
Оба этих участка огорожены одной оградой за счет личных средств истца еще до оформления ею удостоверения о захоронении в ДД.ММ.ГГ, с согласия других родственников захороненных.
При оформлении захоронения в 2015 году Мартынкиной Д.Ю. стало известно, что родственное захоронение возможно оформить при предоставлении документов о родстве со всеми захороненными умершими и форма захоронения должна быть в виде правильного четырехугольника (прямоугольника, квадрата), а форма захоронения в границах ограды имела другую форму, документов о родстве с захороненными в захоронении-2 у истца не имелось, так как документы о рождении и смерти Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И. находились у их сыновей. В связи с этим истцом было оформлено только захоронение-1 – родственное захоронение на две могилы прямоугольной формы размером 1,4 м * 7,9 м, в которое не вошла могила Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И. С целью разграничения родственного захоронения-1, со стороны захоронения-2 внутри грады была натянута цепочка, а позже сигнальная лента.
В ДД.ММ.ГГ. Мартынкин М.И. получил в МКУ гп. Томилино «Томилинский коммунальный сервис» удостоверение на захоронение-2, так как является сыном захороненных в нем умерших. Ограничений на оформление отдельных могил - выдаче отдельных удостоверений на разных лиц в периметре одной ограды в ДД.ММ.ГГ не имелось.
ДД.ММ.ГГ умер родной брат Мартынкина М.И. – Мартынкин В.И., однако ответчик отказал Мартынкину М.И. в выдаче разрешения на захоронения урны с прахом Мартынкина В.И. в захоронении-2, ссылаясь на то, что у могилы его родителей имеется другое ответственное лицо – Мартынкина Д.Ю.
Истец не согласна со списком захороненных умерших, размером и площадью захоронения, ответственным лицом за которое она является по удостоверению о захоронении выданному ДД.ММ.ГГ, считая, что могила Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И. является отдельным захоронением, ответственным лицом за которым является Мартынкин М.И. Ответчик при учете захоронения-1 допустил ошибку, включив в него захоронение-2.
Оба захоронения имеют общую ограду со сторонами размером 2,2м * 7,9 м х 1,4 м * 4,2 м * 0,8 м * 3,7 м. Учитывая, что границы захоронения-1 установлены раньше в 2015 году, а границы захоронения-2 в 2017 году, то правильными являются границы захоронения-1 в размере 1,4 м * 7,9 м.
Согласно удостоверению на захоронение-2 размер земельного участка составляет 1,1 м * 3,5 м. По мнению Мартынкина М.И. по ширине захоронений имеется наложение границ друг на друга. Всего по ширине захоронений общий размер 2,2 м, из которых на захоронение-1 приходится 1,4 м, а на захоронение-2 0,8 м вместо 1,1 м, как указано в удостоверении.
Для разрешения спора истец согласна уменьшить размер захоронения-1 по стороне 1,4 м до 1,3 м со стороны захоронения-2, и самостоятельно за счет личных средств произвести демонтаж стороны ограды 4,2 м * 0,8 м * 3,7 м * 0,8 м, и установить из демонтированных частей разделяющую ограду между захоронением-1 и захоронением-2 по границе между ними со стороны могилы Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И., и установить ограду по стороне 7,9 м для приведения имеющейся ограды захоронения-1 в размер захоронения 1,3 м * 7,9 м.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения по доводам, изложенным в иске.
Ответчик – представитель МУ «Люберецкая ритуальная служба городского округа Люберцы Московской области» в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв на иск, в котором указал, что Постановлением администрации городского поселения Люберцы от 18.03.2015г. №-ПА размеры одиночного захоронения установлены в пределах 2,0*1,0 м. Захоронения Рогожниковой И.С., Рогожниковой Л.Н. произведены не в пределах ранее предоставленного земельного участка, ограждение установлено самовольно, с нарушением норм действующего законодательства РФ. Ранее в ходе рассмотрения дела пояснял, что изначально земельный участок имел другую конфигурацию, второе захоронение было произведено не в границах земельного участка, в связи с чем, после установления ограждения, земельный участок стал «Г-образной» формы. Такая конфигурация земельного участка недопустима. Так же размер одиночного захоронения должен составлять не менее 1 метра, а в данном случае оно составляет 0,8 м. Произвести увеличение участка не представляется возможным. Истцу было предложено произвести разделение участка на три отдельных захоронения, однако истец с таким вариантом не согласна. Уменьшение участка захоронения-1 на 10 см. приведет к увеличению захоронения-2 вследствие чего оно выйдет за установленные границы, кроме того, предусмотрены проходы 50 см.
Ответчик Мартынкин М.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, указав, что согласно удостоверению о захоронении № от ДД.ММ.ГГ, выданному Мартынкину М.И., за могилой Мартынкина И.В. и Лебедевой Е.И. закреплен участок размером 1,1 м *3,5 м. Согласно удостоверению о захоронении № от ДД.ММ.ГГ, выданному Мартынкиной Д.Ю., на могилы № и № закреплен земельный участок размером 1,4 м * 7,9 м. В связи с ошибками в размерах произошло наложение площадей закрепленных участков на 1,05 кв.м., фактическая площадь участка на 3 могилы составляет 13,86 кв.м. Проход между могилами шириной 0,5 м полностью отходит к участку Мартынкиной Д.Ю. В результате неточных измерений ширина места захоронения уменьшилась до 0,8 м, а площадь до 2,8 кв.м., а площадь на два захоронения № и № составила 11,6 кв.м. Калитка для прохода к могилам № и № возможно установить со стороны участка №. В ДД.ММ.ГГ Мартынкиным М.И. и его братом была установлена ограда в границах предоставленных мест захоронения. Однако истец демонтировала данную ограду и без согласования с ним установила новую ограду. С предложенной истцом схемой определения границ земельных участков для захоронения не согласна, при этом не возражает против установления ограды, разделяющей участки захоронений, ответственными за которые они являются. При этом конструкция должна быть выполнена в виде цепи, для недопущения ограничения свободного подхода к могилам.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основы организации похоронного дела в Московской области, полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, если иное не установлено законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области определяет Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» принятый постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГ N 15/13-П).
В соответствии со ст. 11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 115/2007-ОЗ места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби.
Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет в электронном виде всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, посредством ведения реестра мест захоронений на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, с использованием РГИС, а также проводит инвентаризацию мест захоронений не реже одного раза в три года с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Места захоронения предоставляются в соответствии с установленной планировкой кладбища. Ширина разрывов между местами захоронения не может быть менее 0,5 метра.
Не допускается устройство захоронений с нарушением установленной планировки кладбища, в том числе между местами захоронений, на обочинах дорог и в границах санитарно-защитной зоны.
Выдача двух и более удостоверений о захоронении на одно место захоронения, а также на отдельные могилы в границах одного места захоронения не допускается.
В соответствии со ст. 12 названного Закона размер места для родственного захоронения устанавливается органами местного самоуправления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ МКУ гп. Томилино «Томилинский коммунальный сервис» выдало Мартынкина Д.Ю. удостоверение о захоронении как лицу ответственному за место захоронения регистрационный № на Успенском (в настоящее время – Жилинском) кладбище (участок (сектор) №, размер земельного участка 1,4 м * 7,9 м. Захоронение состоит из двух могил в которых захоронены умершие: в первой могиле - Лебедева М.В., Мартынкин П.Д., Мартынкина В.И., во второй могиле – Рогожникова И.С., Рогожникова Л.Н.
ДД.ММ.ГГ МКУ гп. Томилино «Томилинский коммунальный сервис» выдало Мартынкину М.И. удостоверение о захоронении как лицу ответственному за место захоронения регистрационный № на Успенском (в настоящее время – Жилинском) кладбище (участок (сектор) №, размер земельного участка 1,1м * 5,5м. Захоронение состоит из одной могилы, в которой захоронены умершие Мартынкин М.И. и Лебедева Е.И.
Указанные удостоверения никем не оспаривались и являются действующими.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
При этом, исходя из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права.
Из системного толкования указанных правовых норм материального и процессуального права, следует, что удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление материального права истца, которое было нарушено неправомерными действиями (бездействием) ответчиков. При этом условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав заявителя.
В данном конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, сформулированных истцом требований об установлении того, что Мартынкина Д.Ю. является лицом ответственным за захоронение на участке 1 Жилинского кладбища, пояснений сторон по делу, суд приходит к выводу, что нарушений прав истца не произошло, поскольку удостоверение о захоронении регистрационный № от ДД.ММ.ГГ, выданное Мартынкиной Д.Ю. является действующим, и никем не оспаривается, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Истец указывает, что участки захоронений имеют общее ограждение, однако поскольку фактически на захоронение выданы два удостоверения, ответственными за которые являются разные лица, считает необходимым разделить участок на два отдельных.
В соответствии с п. 2 ст. 18.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия), ограждения места захоронения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в пределах их компетенции на безвозмездной основе.
Постановлением администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ N 2021-ПА «Об организации похоронного дела в городском округе Люберцы Московской области» утверждены «Положение о погребении и похоронном деле в городском округе Люберцы Московской области», «Порядок деятельности общественных кладбищ на территории городского округа Люберцы Московской области», «Размеры мест захоронений на территории кладбищ городского округа Люберцы Московской области».
Согласно пункту 7.2 Положения о погребении и похоронном деле в городском округе Люберцы Московской области в случаях, не предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Порядка, содержание и благоустройство мест захоронений осуществляют лица, на которых зарегистрированы места захоронений. Лица, на которых зарегистрированы места захоронений, обязаны содержать места захоронений, в том числе имеющиеся надмогильные сооружения (надгробия), ограждение, цветники, в надлежащем состоянии.
Согласно пункту 6 названного Положения все работы на кладбищах, находящихся в ведении администрации городского округа Люберцы, связанные с установкой или заменой надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронения и их благоустройства производятся на основании решения, выданного МУ «ЛРС». Выдача решения на установку или замену надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронений осуществляется с соблюдением требований Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области».
Истцом не представлено доказательств обращения к ответчику МУ «Люберецкая ритуальная служба городского округа Люберцы Московской области» по вопросу выдачи ей разрешения на установку ограждений мест захоронения, и об отказе в выдаче разрешения. Кроме того, представитель истца в судебном заседании пояснила, что в досудебном порядке с данным вопросом к ответчику МУ «ЛРС» не обращалась.
Учитывая, что решение на установку выдается уполномоченным органом с учетом утвержденных размеров мест захоронений, в том числе соседних, схем организации кладбища, особенностей ландшафта и прочее, к которому истец в досудебном порядке не обращалась, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований о разрешении демонтировать часть ограды не имеется, поскольку на данный момент права истца ответчиками не нарушены, истец не лишена возможности обратиться в МУ «ЛРС» с заявлением о разрешении ей демонтажа ограды.
При таких обстоятельствах в иске следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░