Дело № 12-92/2021
УИД № 02RS0001-01-2021-001449-94
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 мая 2021 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Шнайдер О.А., рассмотрев протест Горно-Алтайского транспортного прокурора на постановление первого заместителя министра финансов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением первого заместителя министра финансов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, возбужденное в отношении должностного лица КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б., прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Горно-Алтайский транспортный прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указывает, что постановление не содержит мотивированного решения, в постановлении не указано в чем выразилась крайняя необходимость у и.о. начальника учреждения Л.Ю.Б. при принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств. В соответствии с актом о лесном пожаре руководителем тушения пожара на горе у населенного пункта <адрес> в урочище «Шебелик» <адрес> являлся начальник Онгудайского производственного участка КУ РА «Онгудайское лесничество» А.А.А., который не является работником КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» и должен был принимать решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре, при необходимости организовывать поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от лесного пожара. Таким образом, у и.о. начальника Л.Ю.Б. не только не было крайней необходимости, но и необходимости в целом принимать бюджетные обязательства, так как выполнение вышеуказанных функций не входило в его полномочия и казенного учреждения в целом.
И.о. Горно-Алтайского транспортного прокурора Г.М.А. в судебном заседании поддержал доводы протеста.
Представитель Министерства финансов Республики Алтай Ч.А.К. в судебном заседании и письменных возражениях полагала постановление законным и обоснованным.
Срок обжалования постановления не пропущен.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судья, выслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства, в силу ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом, судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1, 11, ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Из анализа положений ч. 3 ст. 219, ч. 5 ст. 161 БК РФ следует, что принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов и не должно выходить за пределы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на горе у населенного пункта <адрес> в урочище «Шебелик» <адрес> произошел лесной пожар, перекрывший проход осуществляющим сбор ореха гражданам, ориентировочно в количестве 12 человек, в том числе 4 детей.
Для поиска, эвакуации и оказания медицинской помощи пострадавшим возникла необходимость в применении авиации.
ДД.ММ.ГГГГ вылетел вертолет МИ-8, выведено в безопасную зону 25 человек и 5 автомобилей, на борту вертолета одним рейсом эвакуировано 11 человек.
Таким образом, в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан АУ РА «Алтайская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» произведена авиационная услуга, связанная с поиском и эвакуацией людей.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Алтай.
Данной комиссией принято решение № о выделении из резервного фонда Правительства Республики Алтай по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 627 450 руб. 00 коп. Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай для КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» на оплату авиационных услуг, связанных с поиском и эвакуацией людей в районе населенного пункта <адрес> в урочище «Шебелик» <адрес>, для оказания медицинской помощи.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Республики Алтай №-р из резервного фонда выделены указанные средства из республиканского бюджета, Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай постановлено обеспечить направление выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с целевым назначением и представить в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий отчет в Министерство финансов Республики Алтай, согласно установленной форме.
Лимиты бюджетных обязательств доведены до учреждения ДД.ММ.ГГГГ.
Основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрены п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Алтай и на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» заключен государственный контракт № с единственным поставщиком АУ РА «Алтайская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана».
Предметом контракта явилось выполнение авиационных работ по поиску и эвакуации людей для оказания медицинской помощи в неотложной форме на воздушном судне. Цена контракта составила 627 450 руб. 00 коп. Согласно техническому заданию к контракту датой выполнения авиационных услуг является ДД.ММ.ГГГГ.
Оплата по государственному контракту № произведена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки исполнения бюджетного законодательства, проведенной Горно-Алтайской транспортной прокуратурой, в КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 161 БК РФ казенным учреждением заключаются и оплачиваются государственные контракты за пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Основанием возбуждения в отношении и.о. начальника КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б. дела об административном правонарушении явилось нарушение положений ч. 3 ст. 219 БК РФ в части принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств (до получения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели) при заключении государственного контракта в отсутствие утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Обжалуемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица Л.Ю.Б. прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с действиями последнего в состоянии крайней необходимости.
Прекращая производство по делу, должностное лицо исходил из того, что Л.Ю.Б. действовал в условиях неотложных аварийно-спасательных работ при чрезвычайной ситуации с целью защиты людей и их прав, провозглашенных ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью.
Должностным лицом правильно принято во внимание, что Л.Ю.Б. совершил противоправное деяние в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Возникшая вследствие чрезвычайной ситуации опасность лесного пожара, угрожавшая жизни и здоровью граждан, не могла быть устранена иными средствами, при этом нарушение бюджетного законодательства является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Финансирование контрактов, заключенных для целей ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций происходит в специальном порядке, который не предусматривает заблаговременного планирования бюджетных расходов.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 81 БК РФ финансирование деятельности по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется из резервного фонда высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи. Бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные в составе бюджета субъекта Российской Федерации, используются по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключение вышеуказанного государственного контракта невозможно было запланировать своевременно в плане-графике закупок для обеспечения государственных нужд на финансовый год во исполнение ч. 2 ст. 72 БК РФ, ч. ч. 1, 2 ст. 21 Закона о контрактной системе.
В данном случае подлежит применению иной порядок планирования закупок. Такой порядок установлен п. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1279, согласно которому в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график закупок осуществляется не позднее дня заключения контракта.
Указанные обстоятельства является юридически значимыми при рассмотрении настоящего дела, поскольку свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения и.о. начальника КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б. к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При таких обстоятельствах у должностного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении имелись основания для прекращения производства по делу в отношении должностного лица КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б. на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с его действиями в состоянии крайней необходимости.
Доводы протеста не могут быть приняты судом в качестве оснований для отмены оспариваемого постановления, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения должностного лица или опровергали бы выводы обжалуемого постановления.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения протеста и отмены или изменения оспоренного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление первого заместителя министра финансов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица КУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» Л.Ю.Б., оставить без изменения, а протест Горно-Алтайского транспортного прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья О.А. Шнайдер