Дело № 2-446/2020 копия 74RS0008-01-2020-000663-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года г. Аша
Ашинский городской суд Челябинской области, в составе
председательствующего судьи И. В. Дружкиной
при секретаре А.А. Щегловой
при ведении протокола помощником судьи Е.П.Чистяковой
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Волковой <ФИО>7 к администрации Ашинского муниципального района, администрации Укского сельского поселения Ашинского муниципального района о признании приобретшей право пользования жилым помещением и возложении обязанности предоставить вне очереди другое жилое помещение взамен аварийного,
У С Т А Н О В И Л
Волкова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Ашинского муниципального района, администрации Укского сельского поселения Ашинского муниципального района,с учётом уточнения просила признать её приобретшей право пользования жилым помещением и возложить на ответчика обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма взамен аварийного другое жилое помещение общей площадью не менее 39,0 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте Укского сельского поселения Ашинского муниципального района района Челябинской области.
В обоснование заявленных требований истец Волкова Л.В. указала, что является нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: п. Ук, <адрес>. <дата> многоквартирный жилой дом, в котором расположено занимаемое ею жилое помещение, был признан аварийным и подлежащим сносу, а проживающие в доме граждане – переселению. До настоящего времени другое жилое помещение взамен аварийного ей не предоставлено, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Истец Волкова Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Малышева Е.А., представляя ответчика – администрацию Укского сельского поселения по доверенности в судебном заседании иск признала.
Представитель ответчика - администрации Ашинского муниципального района, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил ( л.д. 127).
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1 стаьи1, часть 1 статьи 7, статья 18, части 1 и 2 статьи 19). Если человек в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень ( статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Таким образом, в случае если занимаемое жилое помещение не обеспечивает необходимых условий проживания в связи с его техническим состоянием, угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц, вопрос обеспечения иным жилым помещением должен решаться незамедлительно без учета положений ст. 49 ЖК РФ.
Как уставлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела истец Волкова Л.В. с 18 июня 2004 года зарегистрирована по адресу: п. Ук, <адрес>, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истца и поквартирной карточкой ( л.д. 5, 32). Волкова Л.В. была вселена в квартиру в качестве члена семьи прежним нанимателем – <ФИО>1. После снятия прежнего нанимателя с регистрационного учёта 18 июня 2004 года к истцу перешли права нанимателя.
Согласно ст. 54 "Жилищный кодекс РСФСР" ( действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение) наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах и учитывая, что истец Волкова Л.В. вселена в жилое помещение в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что и при отсутствии заключенного с истцом в письменной форме договора найма жилого помещения у истца возникло право пользования названным жилым помещением.
Занимаемое истцом жилое помещение находится в муниципальной собственности муниципального образования Укское сельское поселение на основании решения Ашинского городского суда от 05 августа 2019 года ( л.д. 15-16). Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ( л.д.26-27).
Федеральным законом № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления поселений отнесены следующие вопросы: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Следовательно, надлежащим ответчиком является администрация Укского сельского поселения.
Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома, заключению межведомственной комиссии от 02 декабря 2019 года, постановлению № 74 от 11.12.2019 года Администрации Укского сельского поселения жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а проживающие в названном доме граждане подлежат переселению. При этом указанным постановлением срок переселения не установлен ( л.д. 7-8, 9). Из содержания технического заключения, составленного ООО «Альфа-Проек+» следует, что техническое состояние основных строительных конструкций части здания (фундамент, наружные стены, перекрытия) в пределах обследуемого дома, классифицируется как недопустимое состояние. Несущая способность основных конструктивных элементов и эксплуатационная надёжность в целом нарушены и не обеспечивают возможность его дальнейшей эксплуатации, угрожая безопасности для жизни и здоровья граждан. Восстановление здания невозможно и не целесообразно, дом подлежит сносу ( л.д. 128-181). Таким образом, судом установлено, что занимаемое истцом помещение не обеспечивает необходимых условий проживания в связи с его техническим состоянием, угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц, следовательно, истец подлежит обеспечению другим жилым помещением без учёта положений ст. 49 ЖК РФ.
Из технического паспорта и поэтажного плана <адрес> <адрес> следует, что дом одноэтажный многоквартирный, состоит из 5 квартир. Квартира <номер> представляет собой обособленное помещение, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме и состоящее из двух жилых комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении: прихожей, кухни, коридора. Общая площадь квартиры – 39,0 кв.м. ( л.д. 164-174).
В настоящее время истец проживает в жилом помещении маневренного фонда, другого жилого помещения на праве собственности либо по договору найма не имеет, обратное суду не доказано ( л.д. 11). Согласно сведениям Росрееестра у Волковой Л.В. отсутствуют объекты недвижимости на праве собственности ( л.д. 182).
До настоящего времени другое жилое помещение взамен аварийного истцу не предоставлено.
Ни из ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье ( к которым относятся истцы), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, установив указанные выше обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что ответчик – администрация Укского сельского поселения несет обязанность перед истцом по обеспечению вне очереди другим муниципальным жильем надлежащего качества. Проживание в доме представляет опасность, так как имеется угроза обрушения из-за аварийности несущих конструкций.
В удовлетворении иска к администрации Ашинского муниципальног района надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░>8 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░>9 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░. ░░ ░░░░░ 39 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░.