Дело № 11-31/2019 (43MS0042-01-2019-000384-53)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2019 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колодкина В.И., при секретаре Маракулиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 38 Слободского судебного района Кировской области от 29.03.2019 по гражданскому делу по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах Шиховой Галины Владимировны к министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка № 38 Слободского судебного района Кировской области от 29.03.2019 частично удовлетворен иск Слободского межрайонного прокурора в интересах Шиховой Г.В. к министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги. С министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Шиховой Г.В. взысканы денежные средства за отопление и электроэнергию за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 14789 рублей 95 копеек, в иске к муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области отказано.
Не согласившись с данным решением, Министерство финансов Кировской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Кировской области, поскольку в силу приведенных в жалобе норм законодательства спорные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01 января 2005 года, исключительно за счет средств федерального бюджета.
Истец Шихова Г.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского района в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, решение мирового судьи оставить без изменения.
Заслушав прокурора ФИО4, полагавшего необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы министерству финансов Кировской области отказать, решение мирового судьи оставить без изменения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 400 «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства» советам Министров союзных республик, исполкома сельских и поселковых Советов народных депутатов предоставить бесплатно руководящим, медицинским, педагогическим работникам, старшим мастерам и мастерам производственного обучения училищ-интернатов, техникумов-интернатов, профессионально-технических училищ, домов интернатов и дошкольных учреждений для детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, находящихся в сельской местности и в поселках городского типа, и проживающих совместно с ними членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действовавшего до 01.09.2013) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные меры социальной поддержки педагогических раболтников предусмотрены ст.47 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об oxpaне здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам учреждений здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселка городского типа, пользовавшихся льготами до 01 января 2005 года.
Из изложенного следует, что юридически значимым и подлежащим доказыванию для данного гражданского дела является выяснение обстоятельства пользования истицей как медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, жилищно-коммунальными льготами до 01.01.2005.
Из материалов дела следует, что со 02.08.2000 по настоящее время Шихова Г.В. работает в должности <данные изъяты> в КОГКУЗ «Слободской специализированный Дом ребенка», которое находится в сельской местности по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Учредителем данного учреждения здравоохранения является министерство здравоохранения <адрес>.
Согласно справке администрации Стуловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта Шиховой Г.В. последняя зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 07.02.2017 установлено, что до 01.01.2005 Шихова Г.В., проживающая и работающая в сельской местности, пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. Указанное решение на основании ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного гражданского дела.
Как указывалось выше, после 01.01.2005 и по настоящее время Шихова Г.В. работает в должности, дающей право на льготы по отоплению и освещению, проживает и работает в сельской местности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при разрешении спора мировой судья обоснованно пришел к выводу, что поскольку до 01.01.2005 Шихова Г.В. имела право на компенсацию коммунальных услуг, то и в данный момент она имеет право на получение указанной льготы.
Принимая во внимание, что с 01.01.2012 финансирование медицинских работников Слободского района осуществляется из средств областного бюджета, мировым судьей правильно определено, что надлежащим ответчиком по делу является министерство финансов Кировской области, а потому именно за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» и должна производиться выплата взысканной по решению суда в пользу Шиховой Г.В. денежной суммы.
Подлежащий выплате Шиховой Г.В. размер компенсации с учетом срока исковой давности определен мировым судьей верно.
При таких обстоятельствах указанные министерством финансов Кировской области в апелляционной жалобе доводы, служащие, по его мнению, основаниями для отмены решения мирового судьи, суд находит несостоятельными и направленными на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств дела.
Каких-либо нарушений норм материального права и процессуального закона, которые могли бы привести согласно требованиям ст.330 ГПК РФ к безусловной отмене решения мирового судьи, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, вынесено с учетом материалов дела и всех обстоятельств, представленных сторонами доказательств, основано на нормах материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 38 Слободского судебного района Кировской области от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Судья: В.И.Колодкин