10RS0011-01-2022-012520-20
2-6229/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 мая 2023 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2022 года по исковому заявлению Григорян Д. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочной назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорян Д.С. обратилась в суд с иском к ОПФР по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии по тем основаниям, что решением ОПФР по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным страховым стажем и недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента. В страховой стаж истца не учтен период обучения истца в Ереванском техникуме пищевой промышленности с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ период ухода за детьми с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период работы в Объединении № 7 Советского района с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период работы в филиале «Юсис» ЗАО «Электрические сети Армении» с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, а также период осуществления предпринимательской деятельности с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. С указанным решением истец не согласна, просила суд возложить на ответчика обязанность учесть в страховой стаж периоды: обучения в Ереванском техникуме пищевой промышленности с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период ухода за детьми с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период работы в Объединении № 7 Советского района с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период работы в филиале «Юсис» ЗАО «Электрические сети Армении» с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, период осуществления предпринимательской деятельности с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, суд возложил на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия обязанность учесть Григорян Д.С. в страховой стаж периоды ухода за детьми Осипяном А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипяном А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, а также периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Григорян Д.С. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С данным решением не согласен ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, просит его отменить в части возложения обязанности учесть Григорян Д.С. в страховой стаж периоды ухода за детьми ХХ.ХХ.ХХ года рождения и ХХ.ХХ.ХХ года рождения, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку периоды ухода истца за детьми не предшествовали и за ними не следовали периоды работы, они не подлежат включению в страховой стаж на основании п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку условие о периоде работы до и после периодов ухода за детьми у истца не соблюдается, не подлежат применению положения Федерального закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Кроме того истцом не подтвержден факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, в связи с чем положения п. «в» ст.92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2002) также не подлежат применению.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 16.03.2023 на основании ст.44 ГПК РФ произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель истца Куроптев Е.А., действующий на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истец Григорян Д.С. в суд апелляционной инстанции не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, обозрев пенсионное дело Григорян Д.С., гражданское дело № №, приняв и исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в соответствии с пунктами 42, 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях установления юридически значимых по делу обстоятельств, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее Закон № 400-ФЗ). До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закон № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 11 данного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г., учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ Григорян Д.С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратилась в УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст.8 Закона № 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ № № Григорян Д.С. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Закона № 400-ФЗ в связи с недостаточным страховым стажем и недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента. В страховой стаж ответчиком учтено 06 лет 08 месяцев 08 дней (при требуемом – 11 лет), требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 7,216, что меньше требуемого размера – 18,6.
При этом в решении указано на наличие разногласий имени матери в свидетельствах о рождении детей Григорян Д.С. – Осипяна А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипяна А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения. В трудовой книжке имя Григорян Д. С. указано «Джульетта».
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ установлен факт принадлежности Григорян Д.С. трудовой книжки (...). Также установлен факт, что Григорян Д.С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является матерью Осипяна А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипяна А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, родившихся в (.....).
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить истцу в страховой стаж периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, а также в части отказа в учете истцу в страховой стаж периода обучения с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и назначении страховой пенсии сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж Григорян Д.С. периодов ухода за детьми Осипяном А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипяном А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий трудовой стаж.
Судебная коллегия с выводами суда в обжалуемой части соглашается, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
До 01.01.2015 трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002 года, преобразуются в расчетный пенсионный капитал по нормам ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» путем исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном п.п. 3 либо 4 ст.30 данного Закона.
Согласно п. «в» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 г., в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в ст. 89 данного Закона, период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.
В силу ст. 4 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» граждане других союзных республик, проживающие в Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Арменией, 13.03.1992, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
Из анализа указанных Соглашения и рекомендаций Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» следует, что периоды работы и иной деятельности до 1 января 1991 г., включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 № 88-16).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, которая касалась лиц, на которых действовало пенсионное законодательство Российской Федерации до 1 января 2002 г. (принятие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу), если гражданин не попадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения), то он, соответственно, не мог рассчитывать на применение к себе условий о нормах пенсионного обеспечения, предусмотренных Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на 1 января 2002 г., право на пенсию может быть определено по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2002).
Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление факта проживания и осуществления истцом трудовой деятельности на территории Российской Федерации на указанную дату.
Из доказательств, представленных стороной истца в суд апелляционной инстанции, следует, что истец проживала на территории Республики Карелия до создания Содружества Независимых Государств, что подтверждается актовыми записями о рождении детей.
Из справки коменданта общежития ПТУ-8 от ХХ.ХХ.ХХ следует, что в общежитии ПТУ-8 по адресу: (.....) подтверждается проживание Осипяна А.А. (супруг истца) вместе с женой Григорян Д.С.
Согласно свидетельствам о рождении детей Осипяна А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипяна А. А., 16.06.1990 года рождения, они родились в (.....).
Из медицинской карты ребенка Осипяна А. А. следует, что он посещал детский сад и школу по месту жительства в (.....), был прикреплен к детской поликлинике по месту жительства, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ год наблюдался у врачей-специалистов.
Согласно справке Среднего Профтехучилища №8 Григорян Ж.С. работала в Профтехучилище № 8 г.Петрозаводска и получала компенсацию на двоих детей: ежемесячную – по ХХ.ХХ.ХХ года, квартальную – за ХХ.ХХ.ХХ года. Справкой от ХХ.ХХ.ХХ подтверждается проживание Осипяна А.А. (супруг истца) вместе с детьми: Осипян А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Осипян А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения в общежитии ПТУ-8 по адресу: (.....); состав семьи Осипян А.А. (муж истца), дети- Осипян А. А.ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и Осипян А. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается проживание и осуществление истцом трудовой деятельности до 31.12.2001 на территории Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи