Дело №а-1324/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 г. <адрес>
Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гафурьяновой Г.Р.,
при помощнике судьи Хакимьянове Д.Ф.,
с участием помощника прокурора <адрес> РБ Русакова А.Н.,
представителя Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Муртазина М.А.,
представителя администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Садыкова А.А.,
представителя заинтересованного лица отдела образования Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Фарвазетдинова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными, об устранении нарушений пожарной безопасности и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> РБ по обращению начальника Янаульского МОНД и ПР УНД и ПР Главного МЧС России по РБ Хамадуллина Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка выполнения требований Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее МБО ДО ЦДТ <адрес>) законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 83, 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» здание МБО ДО ЦДТ <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, а также здание филиала здание МБО ДО ЦДТ <адрес> – Детско-юношеская спортивная школа (далее – ДЮСШ), расположенное по адресу: <адрес>, не оборудованы пожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБО ДО ЦДТ <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и о пожарной безопасности, однако до настоящего времени конкретных мер по устранению нарушений указанного законодательства ни образовательным учреждение, ни учредителем – администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не принято.
Согласно выписке из ЕГРН учредителем МБО ДО ЦДТ <адрес> является администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и обязанность обеспечить МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ денежными средствами на закупку противопожарной сигнализации, на оплату работ по её монтажу возложена законодательством на администрацию МР <адрес>.
Учитывая, что непринятие мер со стороны администрации муниципального района <адрес> РБ и руководства учреждения дополнительного образования, призванного осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым основам государственной политики, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении административный истец просит суд:
- признать бездействие Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по оборудованию здания МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ противопожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, незаконным;
- обязать Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан оборудовать здания МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ противопожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- признать бездействие администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по обеспечении финансирования затрат МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ по оборудованию зданий МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ противопожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, незаконным;
- обязать администрацию муниципального района <адрес> обеспечить бесперебойное и в полном объеме финансирование МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ затрат по оборудованию зданий МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ - ДЮСШ противопожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> РБ Русаков А.Н. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - МБО ДО ЦДТ <адрес>, МБО ДО ЦДТ – ДЮСШ Муртазин М.А. административные исковые требования признал частично, суду пояснил, что оборудование противопожарной сигнализации с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны требует вложение значительных финансовых средств, которыми образовательное учреждение не обладает и необходимо их выделение из районного бюджета. Он обращался в адрес администрации о выделении финансов на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения прокурорской проверки, однако денежные средства выделены не были, со ссылкой на то, что бюджетом района на 2021 год такие расходы не предусмотрены. В связи с этим в части признания незаконным бездействия руководства учреждения дополнительного образования просил отказать.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального района <адрес> РБ Садыков А.А. административные исковые требования не признал, суду пояснил, что оборудование противопожарной сигнализации с выводом на пульт пожарной охраны требует значительных денежных и временных затрат, администрацией в настоящее время изысканы денежные средства, объявлен конкурс на выполнение работ по оборудованию объектов учреждения противопожарной сигнализацией с выводом на пульт пожарной охраны, в связи с чем считает требования о признании незаконным бездействия администрации района необоснованными.
Представитель заинтересованного лица – Отдела образования администрации муниципального района <адрес> РБ Фарвазетдинов А.М. не возражал удовлетворению административных исковых требований в части обязания администрации района обеспечить бесперебойное и полное финансирование затрат по оборудованию противопожарной сигнализации, пояснив, что для устранения выявленных нарушений необходимы финансовые средства, учреждение дошкольного образования является бюджетным учреждением и все зависит от средств, выделяемых администрацией района, в удовлетворении остальной части административных требований просил отказать, поскольку руководством образовательного учреждения были приняты все зависящие от них меры по устранению выявленных нарушений и выполнению предписания прокуратуры района.
Изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> РБ по обращению начальника Янаульского МОНД и ПР УНД и ПР Главного МЧС России по РБ Хамадуллина Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка выполнения требований Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации центр детского творчества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее МБО ДО ЦДТ <адрес>) законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 83, 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» здание МБО ДО ЦДТ <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, а также здание филиала здание МБО ДО ЦДТ <адрес> – Детско-юношеская спортивная школа (далее – ДЮСШ), расположенное по адресу: <адрес>, не оборудованы пожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБО ДО ЦДТ <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и о пожарной безопасности, однако до настоящего времени конкретных мер по устранению нарушений указанного законодательства ни образовательным учреждение, ни учредителем – администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не принято.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности. Так, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно частям 1, 3 статьи 5 этого федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система передачи извещений о пожаре, в силу пункта 37 статьи 2 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", представляет собой совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно - технической продукции и продукции общего назначения.
В силу п. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация центр детского творчества муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостана также его филиал – ДЮСШ в соответствии п. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32требованирями п. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должны быть оборудованы противопожарной сигнализацией, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, доказательств обратного и доказательств об устранении нарушения требований противопожарной безопасности административными ответчиками не представлено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно письму Заместителя главы – начальника финансового управления Администрации МР <адрес> РБ Магзумова Р.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ выделение бюджетных ассигнований на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре с выводом сигнала на пульт пожарной части в рамках бюджета муниципального района на 2021год не предусмотрено.
Однако действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что отсутствие в здании МБО ДО ЦДТ <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, а также здании филиала здание МБО ДО ЦДТ <адрес> – ДЮСШ, расположенном по адресу: <адрес>, системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме и в этой связи находит бездействие административных ответчиков МБО ДО ЦДТ <адрес> и Администрации муниципального района <адрес> РБ по оборудованию вышеуказанных зданий учреждений дополнительного образования противопожарной сигнализацией с выводом на пульт подразделения пожарной охраны не законным, а также считает необходимым возложить на МБО ДО ЦДТ <адрес> обязанность устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности и на Администрацию муниципального района РБ обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности.
Доводы представителей административных ответчиков и представителя заинтересованного лица об отсутствии с их стороны бездействия, поскольку с их стороны были приняты исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений и нарушения были устранены лишь в связи отсутствием финансирования, находит необоснованными, поскольку ими суду каких-либо доказательств о принятии каких-либо мер по устранению нарушений противопожарной безопасности после их выявления суду не представлено. Согласно письму заместителя Главы администрации Магзумова Р.Н. бюджетные ассигнования для оборудования зданий дополнительного образовательного учреждения противопожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт подразделения пожарной охраны предусмотрено лишь на 2022 финансовый год.
В данном случае имело место ненадлежащее выполнение образовательным учреждением требований Правил противопожарного режима, а со стороны администрации муниципального образования, помимо установленного судом недостаточного финансирования, ненадлежащий контроль за муниципальным бюджетным учреждением по их соблюдении, и, как следствие, соблюдение безопасности в учебном учреждении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░ ░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░ ░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (452830, ░░, <░░░░░>) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░