Уид: 05RS0013-01-2021-003788-29 №2а-523/2021г
Решение
Именем Российской Федерации
11 июня 2021 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Сурхаева М.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-523/2021г. по административному иску про-курора г.Дербент в интересах РФ и неопределенного круга лиц к админи-стративному ответчику Администрации МО СП "<адрес>", о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения федерального законодательства,
установил:
Прокурор г.Дербент, действуя в интересах РФ и неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к Администрации МО СП "<адрес>" <адрес>, и просит признать незаконным бездействие администрации МО СП <адрес>", выразившееся в неисполнении обязательств по организации уличного освещения мест общего пользования и улиц на территории муници-пального образования в темное время суток должным образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязать администрацию МО СП "сельсовет Рубасский" организовать улич-ное освещение улиц <адрес> на территории муниципального образования в темное время суток должным образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации».
Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. Прокура-турой г.Дербент 25.02.2021 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. в части организации органами местного самоуправления освещения улиц. В результате проверки было установлено, что на 26.03.2021г. административным ответчиком в полном объеме не обеспечено освещение вышеназванных улиц <адрес>. Полагает, что организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления поселения, напрямую возложенной на нее нормами Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения консти-туционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реалии-зации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.
Отсутствие уличного освещения может явиться одной из причин совершения дорожно-транспортных происшествий, административных правонарушений и преступлений.
25.02.2021 прокуратурой города в целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства главе муниципального образо-вания внесено представление с требованием об устранении указанных нару-шений.
По результатам рассмотрения представления, за допущенные нару-шения закона ответственное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности, однако конкретные меры в целях их устранения не приняты (письмо от 22.03.2021).
При таких обстоятельствах администрация муниципального образо-вания, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории поселения, в том числе надлежащим образом обеспечить уличное освещение в насе-ленном пункте.
В нарушение требований федерального законодательства админис тративный ответчик до настоящего времени надлежащие меры к устранению указанных нарушений не принял, не организовал наружное освежение, чем допустил бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц (справка от 26.03.2021).
Выявленные нарушения непосредственно затрагивают права граждан, которые пребывают, проживают на территории муниципального образо-вания, пользуются проходящей в них дорогой, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, указанный круг лиц невозможно определить заранее, в связи, с чем имеются нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со п.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рас-смотрении данной категории административных дел не является обяза-тельным.
От административного истца Прокурора г.Дербент, поступило хода-тайство о рассмотрении административного дела без их участия, в порядке упрощенного (письменного) производства.
От представителя административного ответчика Администрации МО СП "<адрес> главы администрации Байрамбегова Г.Д. поступило заявление о признании административного иска и о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства без его участия.
В соответствии с ч.1 ст.291 КАС РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.292 Кодекса административного судопро-изводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с администра-тивным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодек-сом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосред-ственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального обра-зования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Феде-рации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
На основании подпункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского посе-ления относится, в частности, организация благоустройства территории посе-ления, включая освещение улиц.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Дербент проведена проверка исполнения законодательства: Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что на территории МО СП "<адрес>" освещение территории в темное время суток должным образом не организовано, не производится вообще на улицах <адрес>.
25.02.2021 прокуратурой города в целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства главе муниципального образо-вания внесено представление с требованием об устранении указанных нарушений.
По результатам рассмотрения представления, за допущенные наруше-ния закона ответственное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности, однако конкретные меры в целях их устра-нения не приняты (письмо от 22.03.2021).
Отсутствие уличного освещения в вечернее и ночное время не отри-цается самим главой администрации, копия письма от 22.03.2021, находится в материалах дела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие осве-щения в вечернее и ночное время на улицах <адрес> влечет повышение травмоопасности при перемещении по территории насе-ленного пункта, порождает криминогенный фон в населенном пункте, создает угрозу безопасности дорожного движения, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления – решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения.
Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неоп-ределенного круга лиц – жителей поселения <адрес>, а также и профилактики совершения правонарушений и преступлений.
Данная обязанность напрямую возложена нормами действующего законодательства на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с обеспечением уличного освеще-ния на территории поселения.
Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвра-щения угрозы для неопределенного круга лиц, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность.
Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения консти-туционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реалии-зации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.
Заявленные прокурором административные исковые требования не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены только на понуждение адми-нистрации исполнить возложенные на нее законом и Уставом обязанности.
Таким образом, суд полагает доказанным, что организация освещения улиц относится к вопросам местного значения, администрация <адрес>, как исполнительно-распорядительный орган, осущес-твляет организацию такого освещения, и, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для обеспечения уличного освещения на населенном пункте, однако, в нарушение требований вышеназванного действующего законодательства, до настоящего времени не организовала уличное освещение, чем допустила бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, при этом отсутствие уличного освещения на улицах <адрес> в <адрес> административным ответчи-ком не оспаривается.
Отсутствие уличного освещения на указанных улицах нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нару-шению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что организация уличного освещения в населенном пункте в темное время суток необходима для соблюдения прав и свобод неопределенного круга лиц и обеспечения их безопасности, бездействие администрации МО СП "<адрес> являя-ется незаконным и влечет возложение на нее обязанности устранить данное нарушение.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора г. Дербент подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины представляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вместе с тем, от уплаты государственной пошлины также освобож-даются и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов), или ответчиков (административных ответчиков) (п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
При таких обстоятельствах, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 290,294 КАС РФ, суд
решил:
Административный исковые требования прокурора г.Дербент дей-ствующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО СП "<адрес>", выразившееся в неисполнении обязательств по организации уличного освещения мест общего пользования и улиц на территории муниципального образования в темное время суток должным образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязать Администрацию МО СП "<адрес>" организовать уличное освещение улиц <адрес> на территории муниципального образования в темное время суток должным образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение 15-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11.06.2021 г.
Судья М.Р. Сурхаев