Дело № 2а-2238/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
судьи Сунгатуллина А.Ю.,
при секретаре Миграновой Р.К.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан к Смирнову К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Смирнову К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя тем, Смирнов К.В. являлся собственником транспортных средств <данные изъяты> и квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в установленный срок не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога и пени, предоставлен срок для добровольной уплаты до 16 декабря 2015 года. Требование добровольно исполнено не было, что послужило основанием для обращения МИФНС России N2 по РБ с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с настоящим административным иском.
Просит взыскать с Смирнова К.В. задолженность по налогам и сборам в размере 3983 руб.37 коп., в том числе: транспортный налог в размере 3750 руб., пени по транспортному налогу в размере 231 руб.76 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 руб.61 коп., а также восстановить срок для подачи административного иска.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по РБ, административный ответчик Смирнов К.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства. Суд в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ признает их явку необязательной, в связи с чем, считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Исходя из положений статьи 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Смирнов К.В. является плательщиком транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц.
13 октября 2015 года налоговым органом административному ответчику направлено требование № об уплате транспортного налога с физических лиц в сумме 3750 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 1 руб.61 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 231 руб.76 коп. со сроком исполнения до 16 декабря 2015 года.
Доказательств оплаты административным ответчиком указанного выше налога и пени суду не представлено.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 июля 2016 года мировым судьей судебного участка N3 по Октябрьскому району г.Уфы вынесено определение об отмене судебного приказа от 20 июня 2016 года, вынесенного по заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по РБ о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по уплате транспортного налога, пени на транспортный налог, пени на налог на имущество физических лиц, взыскателю разъяснено, что с данными требованиями он вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
Учитывая изложенное, налоговый орган должен был обратиться в суд с административным иском к Смирнову К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в срок до 22 января 2017 года. Вместе с тем, налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском 26 января 2017 года.
Инспекцией в суд представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
В качестве причин пропуска срока налоговый орган указал на то, что формирование пакет а документов для подачи искового заявления о взыскании недоимки через суд требует значительных временных затрат, ввиду большого количества налогоплательщиков, по которым ведется работа по взысканию недоимки в судебном порядке.
Суд, оценив доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, приходит к выводу об отсутствии уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.
У административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные законом сроки. Ссылка административного истца на большой объем работы не может быть признана уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд.
Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в период после получения определения об отмене судебного приказа 11 июля 2016 года обратиться в суд с исковым заявлением, не имелось. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст.32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок для восстановления процессуального срока на подачу административного иска, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным
Руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан к Смирнову К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать за пропуском срока.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья А.Ю.Сунгатуллин