Дело № 2а-1782/2020
УИД: 76RS0015-01-2021-000871-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области к Громову Алексею Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Громову А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере 892 рублей, за 2018 год в размере 1 515 рублей, пени в размере 15 рублей 39 копеек, в общей сумме 2 422 рубля 39 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что Громов А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области, за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц. Ответчик имеет в собственности объект налогообложения по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налога № от 09 февраля 2017 года, № от 13 февраля 2020 года, но в установленный срок налог, пени уплачены не были, за налогоплательщиком, по-прежнему, числится указанная задолженность. Инспекция обратилась в судебный участок <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей <данные изъяты> был вынесен судебный приказ № от 22 июня 2020 года о взыскании с Громова А.В. задолженности по налогу. Определением мирового судьи от 22 июля 2020 года судебный приказ был отменен ввиду поступивших от Громова А.В. возражений.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик - Громов А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу п. 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что административный ответчик Громов А.В., ИНН №, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области, за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 892 рублей, за 2018 год в размере 1 515 рублей и пени в размере 15 рублей 39 копеек.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что в установленный срок налог на имущество физических лиц ответчиком уплачен не был, в связи с чем, ему по месту жительства направлены требования № от 09 февраля 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 892 рублей, установлен срок уплаты до 04 апреля 2017 года; требование № от 13 февраля 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 515 рублей, пени в размере 22 рубля 86 копеек, установлен срок уплаты до 06 апреля 2020 года.
Судом установлено, что по состоянию на 04 апреля 2020 года (трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 09 февраля 2017 года) общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с административного ответчика, не превысила 10 000 рублей.
25 июня 2020 года инспекция обратилась к мировому судье судебного участка <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа. 25 июня 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ. Определением мирового судьи от 22 июля 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Административное исковое заявление поступило в районный суд 22 марта 2021 года.
Абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, предусмотренный законом срок для взыскания задолженности на момент обращения в районный суд - 22 марта 2021 года, истек.
Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В обоснование заявления о восстановлении срока на обращение в суд налоговый орган ссылается на большое число налогоплательщиков, нарушающих свою обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, приводит к снижению возможности отслеживать сроки уплат, указанных в требованиях и своевременно направлять исковые требования в суды общей юрисдикции, что, по мнению суда, не является уважительной причиной в понимании ст.ст. 48 НК РФ и 95 КАС РФ. Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд следует отказать.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Соколова