Дело №2а-3338/2017 Председательствующий - судья Позинская С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-4909/2017
12 декабря 2017 года г. Брянск
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М., Цуканова Д.А.,
с участием адвоката Потаповой Л.Ж.
при секретаре Зиновкине Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Юрченко Д.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 07.09.2017 г. по административному делу по административному иску Юрченко Дмитрия Викторовича к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и об обязании его предоставления.
Заслушав доклад судьи Цуканова Д.А., объяснения административного истца Юрченко Д.В., его представителя Потаповой Л.Ж., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрченко Д.В. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 07 мая 2014 года № 100-р он с 16.04.2014 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, с составом семьи три человека, в том числе супруга -ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын ФИО14.
26.01.2015 года он обратился в Бежицкуго районную администрацию г. Брянска с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска он был признан участником указанной подпрограммы с составом семьи 4 человека.
18.01.2016 года он обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырех человек, с приложением всех необходимых документов. Данное заявление было принято к сведению и приобщено к учетному делу.
По итогам рассмотрения его учетного дела письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 13.06.2017 г. ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что им уже была получена денежная компенсация в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагая решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным и необоснованным, административный истец просил признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры Брянской области, выразившиеся в отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата, и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области предоставить ему государственный жилищный сертификат, как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 07.09.2017 г., с учетом определения от 13.10.2017 г. об исправлении описки, административный иск Юрченко Д.В. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Юрченко Д.В. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Считает необоснованным вывод суда о том, что получение им компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС лишает его возможности претендовать на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Полагает, что полученная им единовременная денежная компенсация в связи с утратой имущества представляет собой возмещение вреда, предоставляемое в целях осуществления гарантированного государством компенсационного механизма, а предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата является мерой социальной поддержки, направленной на создание для пострадавших граждан, в случае нахождения их на учете нуждающихся в жилом помещении, льготных условий реализации права на улучшение жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлев И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица – Бежицкой районной администрации г. Брянска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, его явка обязательной не признана.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, административная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – Бежицкой районной администрации г. Брянска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения административного истца Юрченко Д.В., его представителя Потаповой Л.Ж., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А., судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Юрченко Д.В. с 26.04.1986 г. по 10.09.1986 г. и с 11.01.1988 г. по 17.08.2011 г. проживал в д. <адрес>, имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, подтвержденный удостоверением серии АЮ № 086214 от 03.10.2011 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 12.12.2017 г. в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в связи с недоказанностью в суде первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в качестве дополнительных доказательств были приняты выписки из протокола № 71 от 29.09.2011 г. и из распоряжения администрации Брянской области № 1215-р от 20.12.2011.
На основании указанных документов Юрченко Д.Ю. был включен в список на получение единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, в размере 502 000 рублей.
Факт получения компенсации за утраченное имущество в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЛЭС» истцом не оспаривается.
На основании решения жилищной комиссии районной администрации от 06.05.2014 г. № 15 распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска № 86-р от 17.04.2014 года Юрченко Д.В. с составом семьи три человека, в том числе жена - ФИО6, дочь - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16.04.2014 года принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 09.02.2015 г. № 4 Юрченко Д.В. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с составом семьи 4 человека.
18.01.2016 года Юрченко Д.В. обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата.
На основании решения жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 29.01.2016 г. № 3 указанное заявление было принято к сведению и приобщено к учетному делу Юрченко Д.В.
По результатам рассмотрения обращения Юрченко Д.В. о выдаче государственного жилищного сертификата в 2017 г. Департамент строительства и архитектуры Брянской области письмом № 2993-АС от 13.06.2017 года отказал истцу в выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что истцом уже была получена денежная компенсация в размере 502 000 руб. за жилой дом, указав, что в связи с однородностью мер социальной поддержки (предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета посредством выдачи сертификата и предоставление денежной компенсации за утраченное имущество, в том числе за утраченное жилое помещение) их одновременное применение к одному и тому же очереднику недопустимо.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд, руководствуясь нормами Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пришел к выводу об однородности мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата и денежной компенсации за утраченное имущество, поскольку их основой является факт утраты возможности проживать в жилом помещении, расположенном в зоне отселения, в связи с радиационным загрязнением данной местности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом ввиду следующего.
В соответствии со 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества (п.п.4), и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п.п.7).
Пунктом 6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с ч.2 ст.3 данного закона при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
По смыслу вышеназванных положений указанным законом предусмотрено право на однократное обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий. Необходимость улучшения жилищных условий административного истца была вызвана утратой им жилого помещения, в счет которой им была получена единовременная денежная компенсация. Однако полученная компенсация не была использована административным истцом на улучшение своих жилищных условий, тем самым Юрченко Д.В. создал своими действиями условия, повлекшие его дальнейшую нуждаемость в жилом помещении.
Вместе с тем, предоставление гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», мер социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 ст.3 данного закона гражданин Российской Федерации обладает правом выбора, по какому основанию, предусмотренному вышеуказанным законом, ему должны предоставляться льготы и компенсации.
С учетом этого отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче административному истцу государственного жилищного сертификата не свидетельствует о нарушении административным ответчиком прав административного истца и не является законным основанием для выдачи ему указанного сертификата с учетом требований вышеназванного закона.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно руководствовался подлежащими применению нормами права, определил юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, верно оценил представленные доказательства, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование норм права, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции и опровергали бы его выводы, не влияют на законность и обоснованность решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
В связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 07.09.2017 г. по административному делу по административному иску Юрченко Дмитрия Викторовича к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и об обязании его предоставления оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Юрченко Д.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи И.М. Фролова
Д.А. Цуканов