12-115/2021
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2021 года г. Большой Камень
Судья Шкотовского районного суда Приморского края Ю.А. Акмурзина, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шкотовского районного суда жалобу генерального директора ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» Гордиенко А.П. на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Ямщикова Е.С. от 2 марта 2021 года № 2459Д/133-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Рыболовецкий колхоз «Приморец»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Ямщикова Е.С. от 2 марта 2021 года № 2459Д/133-21 ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
С указанным постановлением не согласилось ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» генеральный директор которого в поданной в Шкотовский районный суд жалобе просит об отмене постановления должностного лица, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения. На то, что при рассмотрении административного дела не были учтены и в полной мере исследованы обстоятельства дела, а именно: ОАО «РК «Приморец» не имело цели сокрытия или незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов; СТР «Кировка» осуществляло добычу (вылов) согласно действующему разрешению, в разрешенном районе, законными орудиями лова; ранее при проведении проверок претензий со стороны административных органов к ведению технологического журнала СТР «Кировка» не было; отсутствует причиненный вред водным биологическим ресурсам; характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; ОАО «РК «Приморец» признает свою вину. Также ссылался на положения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и просил учесть, что в связи с тяжелым финансовым положением и для стабильной работы предприятия ОАО «РК «Приморец» оформлен кредит в ПАО СКБП «Примсоцбанк» на сумму 50000000 рублей, предприятие является градообразующим, регулярно оказывающим спонсорскую помощь Шкотовскому муниципальному району, в том числе инфраструктуре поселения: детский сад, школа, на развитие спорта, АНО «Детский футбольный клуб «Алеут».
В судебном заседании представитель ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» по доверенности Воронов Е.А. поддержал доводы жалобы.
Выслушав представителя ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 31 июля 1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Минсельхоза России № 267 от 23 мая 2019 года утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, которые действовали в месте совершения административного правонарушения.
При осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны вести промысловый журнал и технологический журнал (при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов) (пункт 13.2 указанных Правил рыболовства), а также обеспечивать хранение заполненных промыслового и технологического журналов, а также приемо-сдаточных документов или их копий, заверенных подписью капитана или лица (лиц), ответственного (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов, и судовой печатью (при ее наличии) на судне или у лица (лиц), ответственного (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота) в течение календарного года, в котором заполняются промысловый и технологический журналы, а также приемо-сдаточные документы или их копии (пп. «а» п. 13.3 Правил рыболовства).
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24 августа 2016 года № 375 «Об утверждении формы промыслового журнала» утверждена форма промыслового журнала.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 12 декабря 2020 года в период времени с 22 часов 10 минут по 24 часа 00 минут (время Владивостокское) в координатах 42°49?0??СШ 132°54?7??ВД (внутренние морские воды РФ) в отношении СТР «Кировка» (бортовой номер НД-0445, флаг РФ, порт приписки Находка, собственник и судовладелец ОАО «РК «Приморец») проведено контрольно-проверочное мероприятие, в ходе которого установлено, что СТР «Кировка», осуществлял промышленное рыболовство в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252020010274, выданным 23 декабря 2020 г. Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) с 6 января 2020 г. по 4 августа 2020 г., пользователь по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов - ОАО «РК «Приморец». По итогам осуществления рыболовства СТР «Кировка» добыто всего: 574458 кг – сельди тихоокеанской, 1781935,2 кг – минтая, данная рыба переработана в соответствующую рабопродукцию – сельдь т/о мор. н/р, минтай мор. н/р, минтай мор. б/г, икра минтая мор. Ястычная. При этом во время проведения контрольно-проверочного мероприятия на борту судна СТР «Кировка» отсутствовали технологические журналы (журнал) за период времени с 6 января 2020 г. по 16июля 2020 г. при этом, поскольку судном СТР «Кировка» при осуществлении промышленного рыболовства изготавливалась рыбная продукция из водных биологических ресурсов и в силу п. 13.2 Правил рыболовства для Дальневосточного Рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза РФ № 267 от 23 мая 2019 г. капитан был обязан вести промысловый и технологический журнал.
Также должностное лицо исходило из того, что ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» как судовладелец судна и работодатель было обязано правильно организовать труд своих работников, а поэтому несет ответственность в случае несоблюдения со своей стороны, в том числе несоблюдения своими работниками, норм действующего законодательства в обрасти рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» являясь пользователем по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства было обязано обеспечить хранение заполненного технологического журнала, в течение календарного года, в котором заполнялся технологический журнал, но в нарушение пп. «а» п. 13 Правил рыболовства отнеслось к этой обязанности безответственно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец».
Состоявшийся вывод подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств, получивших оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения и сделан обоснованный вывод о том, что ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» нарушены вышеприведенные требования Правил рыболовства.
Установив наличие нарушений Правил рыболовства и реальную возможность ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, не допустить их нарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении обществом предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ административного правонарушения.
Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи малозначительностью совершенного административного правонарушения, являются несостоятельными.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 или частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению требований Правил рыболовства.
Таким образом, обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения исходя из характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается, поскольку оно связано с существенной угрозой правоохраняемым интересам государства в сфере регулируемого государством порядка в области рыболовства.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого постановления должностного лица в части размера назначенного наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявляя о назначении административного штрафа менее минимального размера, юридическое лицо приводит обстоятельства о сложном финансовом положении, наличием у предприятия кредиторской задолженности.
Данные обстоятельства заслуживают внимания, в связи с чем полагаю, что имеются основания для применения части 3, части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снижении размера назначенного ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» наказания до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» Гордиенко А.П. на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Ямщикова Е.С. от 2 марта 2021 года № 2459Д/133-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Рыболовецкий колхоз «Приморец» - удовлетворить частично.
Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Ямщикова Е.С. от 2 марта 2021 года № 2459Д/133-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Рыболовецкий колхоз «Приморец», изменить, снизив размер административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы в Шкотовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.А. Акмурзина