25RS0007-01-2022-005330-87
2-2890/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
2 сентября 2022 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Косаревой Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Кучерявой В.В.,
с участием помощника прокурора г. Артема Бочкаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оклеевой А.Е. к Макиевскому Е.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Оклеева А.Н. обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 10.07.2007. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.07.2007 <номер>, выдано свидетельство о государственной регистрации права <номер>. В указанном помещении с 16.01.2004 по настоящее время в качестве члена ее семьи зарегистрирован ответчик Макиевский Е.А., который является ее отцом и был зарегистрирован в квартире по его просьбе после условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. В 2013 году ответчик был осужден на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и в 2018 году условно-досрочно освобожден. После своего освобождения ответчик в квартире не проживает, между ним и её матерью брак расторгнут, она отношений с Макиевским Е.А. не поддерживает. С 2011 года отношения с ответчиком испортились из-за его аморального поведения и употребления наркотических средств, ответчик фактически проживает по другому адресу, который она не знает, вывез все принадлежащие ему вещи, обязательств по оплате жилья и коммунальных услуг не несет. Препятствия в пользовании жилым помещением ответчику не чинились. В связи с тем, что ответчик отказывается добровольно сняться с регистрационного учета, а наличие регистрации ответчика создает ей препятствия для продажи квартиры, просит прекратить право пользования Макиевским Е.А. жилым помещением по адресу: <адрес>, снять с регистрационного учета по месту жительства в указанном жилом помещении.
В судебном заседании истец Оклеева А.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Пояснила, что Макиевский Е.А. является ее отцом. В квартире он был зарегистрирован по его просьбе после условно-досрочного освобождения. Ответчик ведет аморальный образ жизни, употребляет наркотические средства, неоднократно привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказания в местах лишения свободы. Фактически в квартире не проживает, коммунальные платежи не оплачивает, его вещей в квартире нет, членом её семьи не является. При этом периодически приходит в квартиру, чтобы поскандалить, угрожает вселением в эту квартиру.
Ответчик в судебное заседание не явился, направленная ему по адресу указанному в иске, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения. При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Выслушав истца, заключение помощника прокурора г. Артема, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи.
Согласно частям 1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.Частью 7 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Согласно справке ОАСР УМВД России по Приморскому краю и выписке из поквартирной карточки, с 15.01.2004 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирован по месту жительства Макиевский Е.А.
В судебном заседании установлено, что Оклеева (до вступления в брак Макиевская) А.Е. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от 07.05.2007 года.
Основанием возникновения права собственности являются договор дарения от 10.04.2007, дата регистрации от 07.05.2007 <номер>, заключенный между бабушкой истца (матерью ответчика) Терновец С.Х. и Макиевской (после заключения брака Оклеева) А.Е., согласно которому Терновец С.Х. безвозмездно передала в качестве дара истцу в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно п. 5 указанного договора дарения на момент подписания договора в жилом помещении зарегистрирован, в том числе ответчик Макиевский Е.А., который сохраняет право пользования и проживания в указанном жилом помещении.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В судебном заседании установлено, что ответчик является отцом истца. При заключении договора дарения квартиры, бывший собственник квартиры – мать ответчика Терновец С.Х. и истец Оклеева (Макиевская) А.Н. пришли к соглашению, что ответчик Макиевский Е.А. сохраняет право пользования данным жилым помещением.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии иного жилого помещения на каком-либо праве у ответчика.
Довод истца Оклеевой А.Е. о том, что ответчик не оплачивает коммунальные услуги, не может являться безусловным основанием для удовлетворения иска.
Доводы истца Оклеевой А.Е. о том, что совместное проживание с ответчиком невозможно в связи с конфликтными отношениями с учетом условий договора дарения не может повлечь признание его утратившим право пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Оклеевой А.Е. о признании Макиевского Е.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.09.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░