К делу №2-316/2022 УИД 23RS0018-01-2021-001523-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района
Краснодарского края 17 февраля 2022 года
Судья Калининского районного суда Краснодарского края Осовик С.В., при секретаре Беспальченко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах Шевченко Л.А. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о выплате компенсации за самостоятельное приобретение льготных лекарственных препаратов.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в интересах Шевченко Л.А. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о выплате компенсации за самостоятельное приобретение льготных лекарственных препаратов.
В иске указано, что прокуратурой Калининского района проведена проверка доводов обращения Шевченко Л.А. о нарушении социальных прав в части льготного лекарственного обеспечения.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из п.п.3, 5, 15 ч. ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Кроме того, в силу п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3929-K3 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу п.п.2.1, 2.3 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированны продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 №742 на министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
По результатам проведенной проверки установлено, что Шевченко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, установлена 2 группа инвалидности, наблюдается в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Калининская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ «Калининская ЦРБ» М3 КК) с 1991 года по настоящее время. Состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>.
Регулярно консультируется врачом-<данные изъяты> в учреждении здравоохранения Калининского района, нуждается в непрерывном приеме <данные изъяты>. В рамках федеральной льготы получает льготное лекарственное обеспечение препараты <данные изъяты>.
В сентябре 2020 года администрацией ГБУЗ «Калининская ЦРБ» в М3 КК подана заявка на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан на 2021 за счет средств федерального бюджета, в которой лекарственные препараты <данные изъяты> заявлены.
Лечащим врачом ГБУЗ «Калининская ЦРБ» М3 КК Шевченко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт по федеральной льготе № на получение лекарственного препарата <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт № на получение препарата <данные изъяты>, которые ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предъявлены в уполномоченную Аптеку № Кубаньфармация, в связи с его отсутствием поставлены на отсроченное обслуживание.
Таким образом, в нарушение ч. ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.6.1, 6. 2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 321, 2.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» права инвалида 2 группы Шевченко Л.А. на медицинскую помощь в гарантированном объеме нарушены, в части несвоевременного обеспечения его необходимым лекарственным препаратом группы <данные изъяты>.
С учетом изложенного, Шевченко Л.А. самостоятельно приобретен льготный лекарственный препарат <данные изъяты> за счет собственных денежных средств в сумме 2101,90 руб., что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению инвалида 2 группы Шевченко Л.А., бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, принятого производству суда определением от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор просит суд: 1.Признать бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в части не обеспечения инвалида 2 группы Шевченко Л.А. лекарственными препаратами <данные изъяты>. 2. Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Шевченко Л.А., компенсацию за приобретенный льготный лекарственный препарат <данные изъяты> в размере 2101,90 руб. (две тысячи сто один рубль 90 копеек). 3.Возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края обязанность в дальнейшем обеспечивать Шевченко Л.А., необходимыми лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебное заседание прокурор, Шевченко Л.А., привлеченный к участию в деле в порядке ст.38 ГПК РФ в качестве истца, а также представитель ответчика Министерство здравоохранения Краснодарского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. В суд от старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Гришина Е.Е. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры. Суд при указанных обстоятельствах в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно обращению Шевченко Л.А. в адрес прокурора Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ, она является инвалидом 2 группы, согласно медицинским заключениям, ей рекомендовано на постоянной основе принимать лекарственный препарат <данные изъяты> в связи с чем медицинскими специалистами ГБУЗ «Калининская ЦРБ» М3 КК выписаны рецепты. С указанными рецептами она обратилась в филиал аптеки № для получения лекарств, поскольку препарат отсутствовал, был поставлен на отсроченное обслуживание. Ей самостоятельно за свой счет приобретено данное лекарственное средство на сумму 2101, 90 руб. Она просит помочь возместить ей денежную компенсацию за самостоятельное приобретение льготных препаратов (л.д.5).
Согласно рецепту выданному ГБУЗ «Калининская ЦРБ» МЗ КК от ДД.ММ.ГГГГ серия № Шевченко Л.А. выписан <данные изъяты>; № (л.д.8,9).
Согласно рецепту выданному ГБУЗ «Калининская ЦРБ» МЗ КК от ДД.ММ.ГГГГ серия № Шевченко Л.А. выписан <данные изъяты>; № (л.д.10,11).
Согласно чеку № «Кубаньфармация» государственная сеть Шевченко Л.А. оплатила 2101,90 рублей за <данные изъяты> (л.д.12).
Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п.п.3,5,14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно п.2 ч.4 ст.4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 N3929-КЗ "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", за счет средств краевого бюджета осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п.п.2.1, 2.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 №742 на министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
При указанных обстоятельствах, в судебном заседании установлено, что лечащим врачом ГБУЗ «Калининская ЦРБ» М3 КК Шевченко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт по федеральной льготе № на получение лекарственного препарата <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт № на получение препарата <данные изъяты>, которые ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предъявлены в уполномоченную Аптеку № Кубаньфармация, в связи с его отсутствием поставлены на отсроченное обслуживание. Шевченко Л.А. самостоятельно приобретен льготный лекарственный препарат <данные изъяты> за счет собственных денежных средств в сумме 2101,90 руб., что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в права инвалида 2 группы Шевченко Л.А. на медицинскую помощь в гарантированном объеме нарушены, в части несвоевременного обеспечения его необходимым лекарственным препаратом группы инсулин-глулизин. Невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению инвалида 2 группы Шевченко Л.А., бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь. В силу установленных в судебном заседании обстоятельств, исковое заявление прокурора Калининского района, обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1.Признать бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в части не обеспечения инвалида 2 группы Шевченко Л.А. лекарственными препаратами <данные изъяты> незаконным.
2. Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Шевченко Л.А., компенсацию за приобретенный льготный лекарственный препарат <данные изъяты> в размере 2101,90 руб. (две тысячи сто один рубль 90 копеек).
3.Возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края обязанность в дальнейшем обеспечивать Шевченко Л.А., необходимыми лекарственными препаратами инсулин-глулизин, в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения.
Судья:__________________________