Изготовлено 06.12.2022 года
Дело № 2-3352/2022 (76RS0014-01-2022-002402-47)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 22 ноября 2022 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Кадыковой О.В.
при секретаре Куликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района города Ярославля к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 25», департаменту образования мэрии города Ярославля о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность,
установил:
Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля обратился с исковыми требованиями к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 25» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Кировского района г.Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, паспорта безопасности объекта антитеррористическая защищенность объекта, расположенного по адресу: <адрес>, обеспечена не в полном объеме. Охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена; объект постом охраны, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, системой охранной сигнализации не оснащен.
Истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать департамент образования мэрии города Ярославля в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25», расположенного по адресу: <адрес>, а именно на переоборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, на обеспечение объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25», в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и территории по адресу <адрес>, а именно провести мероприятии по переоборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, на обеспечение объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании прокурор Шокурова М.А. заявленные требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель ответчика МОУ «Средняя школа № 25» Чувилева О.А. по заявленным требованиям не возражала.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г.Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, паспорта безопасности объекта антитеррористическая защищенность объекта, расположенного по адресу: <адрес>, обеспечена не в полном объеме, объект в полном объеме не оснащен охранной сигнализацией.
Указанный факт ответчиками не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В силу пункта 2 части 3, пункта 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно статье 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
На основании статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с организациями в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу статьи 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Статьей 5 ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее по тексту - Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В силу пункта 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Из пункта 17 Требований следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктами 24, 25, 26 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе е непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
о) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
п) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
р) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
с) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
т) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к указанным мероприятиям осуществляются следующие:
а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;
б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В ходе проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта, расположенного по адресу: <адрес>, обеспечена не в полном объеме.
Так, несмотря на то, что актом категорирования предусмотрен ряд мероприятий, подлежащих выполнению, в том числе, в 2021 году, действий, направленных на их исполнение, учреждением не принято.
Охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена; объект постом охраны, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, системой охранной сигнализации не оснащен.
На основании статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 29.04.2022 заместителем прокурора Кировского района г. Ярославля было внесено представление об устранении нарушений в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности МОУ «Средняя школа № 25». Представление удовлетворено, однако устранение нарушений невозможно в связи с отсутствием денежных средств.
Согласно Уставу МОУ Средняя школа № 25, организация осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Для осуществления образовательной деятельности МОУ Средняя школа № 25 департаментом образования Ярославской области выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, требования прокурора о понуждении ответчиков устранить нарушения требований законодательства о безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Обязать департамент образования мэрии города Ярославля, ОГРН №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25», расположенного по адресу: <адрес>, а именно на переоборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, на обеспечение объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25», ИНН №, в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и территории по адресу <адрес>, а именно провести мероприятии по переоборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, на обеспечение объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В.Кадыкова