Дело №2-654/2019
48RS0009-01-2019-000733-54
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г.Данков 22 октября 2019 года
Данковский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ермолаева А.А.,
при секретаре Сысоевой Т.В.,
с участием прокуроров Михина М.В., Дворянковой О.Г.,
истца Пересыпкина В.В.,
представителей ответчика Галкиной Р.Рђ. Рё Чумаковой Р•.Рђ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Данкове гражданское дело по иску Пересыпкина Валентина Викторовича к М ОМВД России «Данковский» и начальнику М ОМВД России «Данковский» Шаталову С.П. о признании незаконным отказа в приеме на службу и возложении обязанности заключить контракт,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Пересыпкин В.В. обратился с иском к М ОМВД России «Данковский» и начальнику М ОМВД России «Данковский» Шаталову С.П. о признании незаконным отказа в приеме на службу и возложении обязанности заключить контракт.
В обоснование исковых требований указал, что в марте 2019 года истец обратился с заявлением в М ОМВД России «Данковский» с просьбой о приеме на службу в органы внутренних дел на должность участкового уполномоченного полиции М ОМВД России «Данковский». Он полагает, что его моральные и деловые качества соответствуют указанной должности. Для решения вопроса о заключении контракта он прошел медицинское освидетельствование, тесты по физической подготовке, психологические тесты на уровень эмоциональной устойчивости, тест на «полиграфе». Но в июле 2019 года ему было отказано в приеме на службу без объяснения причин. При обращении за письменным разъяснением ему было указано на то, что решение об отказе в приеме его на службу принято на основании ч.4 ст.19 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку никаких причин для отказа в приеме на службу ему не сообщили, он просит признать указанный отказ в заключении контракта незаконным и возложить на ответчика обязанность заключить контракт.
Р’ судебном заседании истец Пересыпкин Р’.Р’. исковые требования поддержал РїРѕ указанным РІ РёСЃРєРµ основаниям Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что хотел поступить РЅР° службу РІ органы внутренних дел РЅР° должность участкового полиции. Ранее РѕРЅ несколько лет служил РІ полиции, РЅРѕ затем уволился РїРѕ собственному желанию. РџРѕ результатам всех тестирований Рё испытаний РѕРЅ был признан годным Рё рекомендованным для принятия РЅР° службу. РќРѕ РїРѕ линии Главного управления собственной безопасности РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё его «не рекомендовали» для приема РЅР° службу. РџСЂРё этом никто причин такого заключения ГУСБ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РЅРµ РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР». Р’ С…РѕРґРµ прохождения проверочных мероприятий, связанных СЃ оценкой его физической подготовки Рё морально - деловых качеств, РѕРЅ поддерживал СЃРІСЏР·СЊ СЃ сотрудником Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Данковский» Галкиной Р.Рђ., которая курировала его проверку. Р’ июле 2019 РіРѕРґР° Галкина Р.Рђ. сообщила ему, что РѕРЅ РЅРµ рекомендован для приема РЅР° службу РїРѕ заключению ГУСБ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё РћР Р§ РЎР‘ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области. РџРѕ какой причине РѕРЅ РЅРµ рекомендован, Галкина Р.Рђ. (как РѕРЅР° пояснила) РЅРµ знает. РћРЅ полагает, что Данковским отделом полиции его права РЅРµ нарушены, С‚.Рє. РѕРЅРё, РїРѕ всей видимости, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ принять его РЅР° службу РїСЂРё отсутствии рекомендации РїРѕ линии РЈРЎР‘. Рљ РћР Р§ РЎР‘ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области РѕРЅ РЅРµ намерен предъявлять исковых требований. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным отказ РІ приеме РЅР° службу Рё возложить РЅР° Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Данковский» обязанность заключить СЃ РЅРёРј контракт.
Представитель ответчика Чумакова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Она направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. В связи с чем, для граждан, проходящих указанную службу, устанавливаются особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поскольку Пересыпкин В.В. ранее проходил службу в органах внутренних дел и увольнялся по собственному желанию для лиц указанной категории, изъявивших желание вновь поступить на службу в органы внутренних дел, обязательна проверка по линии ГУСБ МВД России. По результатам указанной проверки кандидат «рекомендуется» либо «не рекомендуется» для восстановления на службе. Решение о принятии на службу в ОВД принимает начальник М ОМВД России «Данковский». При этом, в силу принципа подчинения требованиям вышестоящего руководства при отсутствии рекомендации для приема на службу по линии ГУСБ МВД России принятие гражданина на службу невозможно. По какой причине тот или иной гражданин «не рекомендуется» для приема на службу сотрудниками ГУСБ МВД России не сообщается.
Представитель ответчика Галкина Р.Рђ. исковые требования также РЅРµ признала, РґРѕРІРѕРґС‹ Чумаковой Р•.Рђ. поддержала Рё пояснила, что РІ период прохождения гражданином мероприятий, связанных СЃ решением РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ приеме РЅР° службу, лица, ранее служившие РІ органах внутренних дел, РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ обязательную проверка РїРѕ линии ГУСБ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё. РџСЂРё отсутствии рекомендации для приема РЅР° службу СЃРѕ стороны РЈРЎР‘ гражданин РЅРµ может быть РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° службу.
Ответчик Шаталов С.П. (начальник М ОМВД России «Данковский») будучи своевременно и надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, заключение прокурора Михина М.В., полагавшего, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, порядок приема на службу и прохождения мероприятий для решения вопроса о приеме гражданина на службу в органы внутренних дел регулируется положениями Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона №342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В статье 18 Федерального закона №342-ФЗ определен перечень документов, которые гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в органы внутренних дел, в том числе согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел (п.11 ч.1 ст.18 Федерального закона).
Частью 2 ст.19 Федерального закона №342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также «Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД России от 01.02.2018 №50 (далее - Порядок).
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом №342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (пункты 1, 2 Порядка).
Пункты 27 и 32 указанного Порядка устанавливают, что проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел.Проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России проводится в отношении кандидатов, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, федеральную государственную гражданскую службу или работавших в системе МВД России.В судебном заседании установлено, что 27.03.2019 истец обратился в М ОМВД России «Данковский» с заявлением о просьбе в поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со справкой №652 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» Пересыпкин В.В. по результатам освидетельствования был признан годным к службе в органах внутренних дел. По результатам оценки его моральных качеств он признан психологически пригодным для поступления на службу в органы внутренних дел (заключение №198 от 15.07.2019).
Аналогичную характеристику получили данные о физической подготовленности кандидата Пересыпкина В.В. по результатам проведения вступительных испытаний (результаты от 28.06.2019).
Вместе с тем, по результатам проведения проверки данных Пересыпкина В.В. как кандидата в приеме на службу в органы внутренних дел, начальником ОРЧ СБ УМВД России по Липецкой области указано на то, что по результатам проверки Пересыпкин В.В. «не рекомендован» для восстановления на службе в органах внутренних дел.
РџРѕ запросу СЃСѓРґР° Р’Р РРћ начальника РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области представлены сведения (РѕС‚ 17.10.2019 в„–1/2231) Рѕ том, что РІ соответствии СЃ Рї.32 РџРѕСЂСЏРґРєР° РІ отношении Пересыпкина Р’.Р’. как лица, ранее служившего РІ органах внутренних дел, были проведены проверочные мероприятия РїРѕ учетам ГУСБ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё. РџРѕ результатам проверочных мероприятий Пересыпкин Р’.Р’. был «не рекомендован» для восстановления РЅР° службе РІ органах внутренних дел. Сведения Рѕ причинах, РїРѕ которым Пересыпкин Р’.Р’. РЅРµ рекомендован засекречены. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, аналогичное заключение (РѕС‚ отсутствии рекомендации) РІ отношении Пересыпкина Р’.Р’. дано РћР Р§ РЎР‘ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области.
На основании, в том числе указанных заключений 18.07.2019 был составлен Акт по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином. В этот же день начальником МОМВД России «Данковский» Шаталовым С.П. принято решение об отказе Пересыпкину В.В. в приеме на службу в органы внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Критерии оценки деловых и личных качеств претендента на вакантную должность действующим законодательством не установлены, и определяются каждым работодателем самостоятельно, исходя из специфики работы и иных факторов, влияющих на результат труда по определенной должности.
Приведенная позиция продемонстрирована в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», из которого следует, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Как следует из представленных суду доказательств в ходе проведения проверки по учетам ГУСБ МВД России в результате оценки морально - деловых качеств кандидата Пересыпкина В.В. принято решение о том, что данное лицо «не рекомендовано» для восстановления на службе в органах внутренних дел.
В соответствии со ст.75 Федерального закона №342-ФЗ УМВД России по Липецкой области и М ОМВД России «Данковский» свободны в реализации своего права по подбору квалифицированных кадров, к которым предъявляются повышенные требования, учитывая специфический характер деятельности указанных лиц.
С учетом того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.1 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»), а основу организации деятельности полиции составляют отношения руководства и подчинения (в соответствии с главой 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 14.10.2012 №1377) при наличии заключения ГУСБ МВД России и ОРЧ СБ УМВД России по Липецкой области об отсутствии рекомендации Пересыпкина В.В. для восстановления на службе, начальником М ОМВД России «Данковский» не могло быть принято решение о приеме Пересыпкина В.В. на службу в ОВД.
Проверка полномочий ответчика Шаталова С.П. по принятию указанного решения показала следующее.
Согласно ч.4 ст.19 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
Правом на принятие указанных решений наделен начальник М ОМВД России «Данковский» Шаталов С.П., которым и было принято обжалуемое истцом решение. Т.е. решение об отказе в приеме на службу принято уполномоченным должностным лицом.
В тоже время факт несоблюдения ответчиком процедуры дачи ответа истцу по результатам рассмотрения его заявления о приеме на службу, не влечет признание решения от 18.07.2019 незаконным, поскольку право истца на обращение в суд (соблюдение срока обращения) было восстановлено путем вручения ему копии ответа в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства. В судебном заседании на вопросы суда истец отказался от предъявления исковых требований к УМВД России по Липецкой области о проверке законности секретной информации, на основании которой он был «не рекомендован» для приеме на службу, в связи с чем, судом проверены доводы истца лишь в рамках заявленных требований.
Оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Пересыпкина Валентина Викторовича Рє Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Данковский» Рё начальнику Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Данковский» Шаталову РЎ.Рџ. Рѕ признании незаконным отказа РІ приеме РЅР° службу Рё возложении обязанности заключить контракт оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Ермолаев
Мотивированный текст решения изготовлен 27.10.2019