дело № 2а-180(1)/2019
64RS0034-01-2018-002104-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Кудякове А.И.,
с участием
административного истца - Лейбука В.С.,
представителя заинтересованного лица - Военного комиссариата Саратовской области - Фунина Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лейбука В.С. к призывной комиссии Саратовского и Воскресенского районов Саратовской области о признании незаконным решения,
установил:
административный истец обратился в суд с иском к призывной комиссии Саратовского и Воскресенского районов Саратовской области и просил признать незаконным решение призывной комиссии.
В обоснование требований указано, что протоколом заседания призывной комиссии № 5 от 30.10.2018г., несмотря на имеющиеся у него заболевания, призывная комиссия района приняла решение о призыве истца на военную службу, предназначить в сухопутные войска. Полагает, что с учетом имеющихся заболеваний он имеет право на освобождение от призыва и зачисление в запас.
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям в изложенным иске, просил их удовлетворить.
Представитель военного комиссариата Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с действующим законодательством по результатам медицинского освидетельствования призывника с присвоением категории годности - <данные изъяты>, которое истцом не оспорено в установленном законом порядке и не признано незаконным.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, личного дела призывника, в период осеннего призыва 2018 года Лейбук В.С. был направлен на медицинское освидетельствование.
По результатам обследования врачами-специалистами с учетом представленных медицинских документов, в соответствии с Расписанием болезней имеющиеся у лица, позволило установить Лейбуку В.С. категорию годности Б-3.
Данное заключение врачей-специалистов подтверждено результатами медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, проведенного военным комиссариатом Саратовской области, административным истцом в установленном внесудебном порядке оспорено не было
Решением призывной комиссии Саратовского района Саратовской области от 30.10.2018 года (протокол N 5) Лейбук В.С. призван на военную службу (в сухопутные войска) на основании статьи 22 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе по результатам медицинского освидетельствования призывника с присвоением категории годности - <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования и порядок принятия оспариваемого решения призывной комиссией соблюден, решение призывной комиссии вынесено на основании проведенного медицинского освидетельствования, результаты которого не оспорены, о проведении независимой военно-врачебной экспертизы Лейбук В.С. в установленном порядке не ходатайствовал, то отсутствуют основания для признания незаконным решения призывной комиссии.
Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время актуальность оспариваемого истцом решения призывной комиссии утрачена, поскольку в силу положений ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв, в рамках которого приято оспариваемое решение, закончен.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░