Решение по делу № 2-3799/2024 от 24.06.2024

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ               г.Солнечногорск Московская область

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Белоусовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,

с участием помощника прокурора ФИО2,

представителя администрации Солнечногорского района – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнечногорского городского прокурора Московской области к Администрации г.о. Солнечногорск об обязании заключить договор страхования риска гражданской ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Солнечногорский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Солнечногорск об обязании заключить договор страхования риска гражданской ответственности на гидротехническое сооружение, с кадастровым номером , ГТС- плотина пруда (нижнего) на ручье б.н.притоке <адрес>,

В обосновании заявленных требований указано, что по результатам проведенной городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в собственности администрации городского округа Солнечногорск находится /количество/ гидротехнических сооружения, находящихся на территории городского округа Солнечногорск. Согласно выписке из ЕГРН в собственности администрации г.о. Солнечногорск находится гидротехническое сооружение - ГТС-плотина пруда <адрес> Договор страхования риска гражданской ответственности собственником ГТС, с кадастровым номером нe заключен, в связи с чем, городской прокуратурой главе городского округа Солнечногорск ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако фактических мер к устранению нарушений не принято.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В судебном заседании прокурор ФИО2, поддержала исковые требования, изложенные в исковом заявлении, по указанным в нем основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.о. Солнечногорск – ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы по заключению договора.

Представитель Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, предоставил суду ответ на судебный запрос и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии со ст. ст. 36, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеем право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее ФЗ ) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов. Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения. Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования). Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

В соответствии со статьей 4 ФЗ порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливает Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1108 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, в силу пункта 4 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществлена федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений, является Федеральная служба по экологическому, технологическому к атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" утверждено "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", "Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения" согласно которому декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи органом государственного надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом государственного надзора на срок действия декларации безопасности.

Согласно ст. 10 ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Согласно ст.7 ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:

I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;

III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;

IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Из совокупности вышеназванных норм следует, что сведения о ГТС вносятся в Регистр после утверждения декларации безопасности ГТС, при этом сооружению присваивается один из четырех классов.

Сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в указанном Регистре до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений").

Статьей 8 ФЗ установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии с требованиями ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 15 ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности (ст. 17 ФЗ ).

Порядок страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта установлен Федеральным законом от 27.07.2010г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права: гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020г. утверждены Правила формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, согласно п. 4 которых, государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные ст. 3 ФЗ , повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Законом установлены размеры страховых сумм, как для декларируемых ГТС, так и не декларируемых ГТС (ст.6 ФЗ ).

Ответственность за страхование гидротехнических сооружений несет собственник ГТС или эксплуатирующая объект организация. Страхование ГТС является одним из основополагающих средств финансового обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что в собственности администрации городского округа Солнечногорск находится 24 гидротехнических сооружения, находящихся на территории городского округа Солнечногорск.

Согласно выписке из ЕГРН в собственности администрации г.о. Солнечногорск находится гидротехническое сооружение - ГТС-плотина пруда (нижнего) <адрес>

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 15, ст.17 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.06.1997г. договор страхования риска гражданской ответственности собственником ГТС, с кадастровым номером нe заключен.

По факту вывяленных нарушений главе городского округа Солнечногорск Московской области ФИО4, вынесено представление об устранении нарушений, данное представление получено ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Доказательств обратному стороной ответчика суду не представлено.

Неисполнение предусмотренных законодательством мер по обеспечению безопасности гидротехнических нарушений создают угрозу безопасности неограниченного круга лиц, в том числе жизнью и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Солнечногорского городского прокурора Московской области к Администрации г.о. Солнечногорск об обязании заключить договор страхования риска гражданской ответственности – удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Солнечногорск Московской области в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности на гидротехническое сооружение, с кадастровым номером , ГТС- плотина пруда <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Солнечногорский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                 Белоусова Н.В.

2-3799/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Солнечногорская городская прокуратура
Ответчики
Администрация г.о. Солнечногорск
Другие
Ростехнадзор
Центральное управление Ростехнадзора
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Белоусова Надежда Викторовна
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2024Подготовка дела (собеседование)
03.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее