УИД 40RS0011-01-2019-000631-66
дело № 2-1-469/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Козельск 13 ноября 2019 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Берегеля Е.Г., при секретаре судебного заседания Рябоштановой Т.А.,
с участием
заместителя прокурора Козельского района Калужской области Гладских К.И.,
истца Малахова С.С.,
ответчика Прибыткова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Малахова С.С. к Прибыткову А.В. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
у с т а н о в и л:
Малахов С.С. обратился в суд с исковым заявлением о компенсации морального вреда, причиненного преступлением к Прибыткову А.В., в котором просит взыскать с ответчика в его пользу моральный вред в сумме 50 000 рублей, ссылаясь на перенесенные от действий ответчика физические и нравственные страдания, в обоснование указав, что вступившим в законную силу приговором Козельского районного суда Калужской области от 04 сентября 2019 года Прибытков А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ.
В судебном заседании истец Малахов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что является сотрудником полиции и состоит в должности инспектора ДПС <данные изъяты>. В период с 22 часов 00 минут 10 мая 2019 года до 01 часа 00 минут 11 мая 2019 года находясь в помещении МОМВД России «Козельский» по адресу: <адрес>, с целью воспрепятствования его законным требованиям ответчик неоднократно высказывал в его адрес угрозы применения насилия, подойдя к нему вплотную нанес удар своей головой в область его головы, а также повалив его силой на пол нанес ему удар коленом в область груди, при этом, в присутствии других лиц, высказывал в его адрес в грубой нецензурной форме оскорбительные высказывания. В период с 13 мая 2019 года по 20 мая 2019 года он находился на амбулаторном лечении по поводу ушиба грудной клетки. Причиненный ему моральный вред, заключается в перенесенных нравственных страданиях, связанных с нанесенными ему ответчиком телесными повреждениями, при этом, Прибытков А.А. извинений ему не принес, какой-либо помощи, связанной с прохождением лечения не предлагал.
Ответчик Прибытков А.А. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, пояснил, что удар головой нанес Малахову С.С. не умышленно.
Заместитель прокурора Козельского района Калужской области Гладских К.И. дал заключение о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, полагал заявленный размер компенсации подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив иск и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Приговором Козельского районного суда Калужской области от 04 сентября 2019 года Прибытков А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ – применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, а также угроза применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Приговор вступил в законную силу 17 сентября 2019 года и судом при рассмотрении уголовного дела в отношении Прибыткова А.В. установлено, что в 23 часа 00 минут 10 мая 2019 года инспектором (дорожно-патрульной службы) <данные изъяты> Гришиным И.Г. и инспектором (дорожно-патрульной службы) <данные изъяты> Малаховым С.С. в районе дома № по <адрес> установлен факт управления Прибытковым А.В. автомобилем марки ВАЗ 2107 с государственным регистрационным знаком № с признаками алкогольного опьянения и без документов подтверждающих право управления транспортными средствами. После чего, с целью установления личности и возбуждения дела об административном правонарушении Прибытков А.В. доставлен здание МО МВД России «Козельский», расположенное по адресу: <адрес>.
В период времени с 23 часов 00 минут 10 мая 2019 года до 01 часа 00 минут 11 мая 2019 года, Прибытков А.В., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, в помещении МО МВД России «Козельский» высказывал в адрес представителей власти Гришина И.Г. и Малахова С.С. угрозы применения насилия, которые последние восприняли, как реальную угрозу жизни и здоровью, далее он подошел к Малахову С.С. и умышленно схватил его обеими руками за форменное обмундирование и с силой повалил на пол, при этом, лежа на полу, нанес последнему один удар коленом в область груди, не причинив ему телесных повреждений, но причинив физическую боль. Высказывая оскорбительные выражения и угрозы применения насилия в адрес представителей власти Малахова С.С. и Гришина И.Г., Прибытков А.В. подошел к Малахову С.С. и умышленно нанес последнему один удар головой в область головы, причинив повреждение в виде травматического отека мягких тканей лобной области справа, которое не повлекло кратковременного расстройства здоровья и вреда здоровью не причинило, но причинило физическую боль.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из содержания ч.1 ст.42 УПК РФ, потерпевший при рассмотрении судом уголовного дела по существу имеет право на компенсацию морального вреда, если вред был причинен преступлением.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований разумности и справедливости, исходя из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Конституция Российской Федерации, в силу ч.1 ст.17 которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17), в частности достоинство личности, охраняемое государством (ч.1 ст.21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем в силу ст.10 ГК РФ не допускаются. В соответствии с заключением эксперта от №197-78 от 03 июля 2019 года, у Малахова С.С. установлено подтверждение – травматический отек мягких тканей лобной области справа. Указанное повреждение образовалось от ударного воздействия твердого тупого предмета, возможно в сроки, указанные в постановлении (10.05-11.05.2019), и согласно пункту 9 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года №194н, не повлекло кратковременного расстройства здоровья и вреда здоровью не причинило.
Согласно справки выданной ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калужской области» от 11 ноября 2019 года Малахов С.С. 13 мая 2019 года обратился к хирургу в МСЧ МВД по поводу ушиба грудной клетки, находился на б/л с 13 мая 2019 года по 20 мая 2019 года на амбулаторном лечении с диагнозом – ушиб грудной клетки.
Принимая во внимание, что оскорбление истца, как сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, а также применение в отношении него насилия, несомненно, причинили последнему нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов, а также физические страдания от действий ответчика, суд считает исковые требования Малахова С.С. законными и обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных и физических страданий, характер телесных повреждений, исходит из принципа разумности и справедливости, в связи с чем, считает, что заявленные истцом требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Малахова С.С. к Прибыткову А.В. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением – удовлетворить частично.
Взыскать с Прибыткова А.В. в пользу Малахова С.С. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Взыскать с Прибыткова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий