Дело № 2-6913/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 августа 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Юзеевой Л.Н., при секретаре Чат. А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Минтруд РТ, истец) обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявления указано, что судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-<данные изъяты> в отношении истца. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Согласно бюджетной росписи Минтруда РТ на <данные изъяты> год, всего на выплату доплаты к пенсии в <данные изъяты> году предусмотрено <данные изъяты> тыс.рублей, которая выплачивается истцом после перечисления Министерством финансов республики Тыва денежных средств из республиканского бюджета на выплату доплаты. Минтрудом направлены заявки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в Минфин РТ, а также направлено письмо на имя Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, в т.ч. ФИО3, до настоящего времени, в связи с дефицитом средств республиканского бюджета, финансирование на выплату доплаты к трудовой пенсии не осуществлено. Таким образом, фактически исполнить данное решение суда будет возможно после перечисления финансовых средств Минфином РТ Минтруду РТ, в связи с чем, в силу действия третьих лиц Минтруд РТ не имеет возможности исполнить в срок решение суда. Минтруда РТ отсутствуют виновные действия, что позволяет освободить Минтруд РТ от штрафных санкций в виде исполнительного сбора. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО4, поддерживая исковые требования, просила о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика- Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебный пристав-исполнитель, третье лицо ФИО5 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.11 и ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-<данные изъяты> в отношении должника Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, предмет исполнения - обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии ФИО5 как лицу, замешавшему государственную гражданскую службу Республики Тыва, с момента вступления решения в законную силу, в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12ноября2007года № «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в рамкахвозбужденного исполнительногопроизводства,в пределах полномочий, предоставленных емуФедеральным Законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», и законность данного действия в настоящем случае заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, согласно ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Истец в обоснование своих требований указывает на то, что у него отсутствуют виновные действия, так как ежемесячная доплата к пенсии выплачивается Минтрудом после перечисления Министерством финансов РТ денежных средств из республиканского бюджета на выплату доплаты Минтруду РТ.
В материалы дела истцом представлена: заявки Минтруда РТ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, адресованная Минфину РТ.
ДД.ММ.ГГГГ Минтрудом РТ направлено письмо к Главе – Председателю Правительства Республики Тыва о выдаче Министерству финансов Республики Тыва разрешения на финансирование средств на выплату доплат.
Так как установлено, что Минтрудом Республики Тыва предпринимались действия, направленные на исполнение решения суда по начислению истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, решение суда и требования в части выплаты не исполнены по объективным причинам в связи с отсутствием перечисления финансовых средств Минфином РТ Минтруду РТ, то есть виновных действий по неисполнению истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения Минтруда РТ от уплаты исполнительского сбора и удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения- 11 августа 2016 года путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья Л.Н. Юзеева