Решение по делу № 33-4314/2018 от 16.04.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-4314/2018                                                         председательствующий судья суда первой инстанции Белякова В.Н.

                                                                          судья-докладчик суда апелляционной инстанции Корсакова Ю.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:

председательствующего Сыча М.Ю.
судей Корсаковой Ю.М.,Белоусовой В.В.,
при секретаре           Минасян Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнегорского района Республики Крым на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 22 марта 2018 года по гражданскому делу по иску прокурора Нижнегорского района Республики Крым в интересах Клименко Евгении Николаевны к Администрации Нижнегорского района Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение и заключении договора найма.

Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Клименко Е.Н., прокурора Алескерова Д.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нижнегорского района Республики Крым обратился в Нижнегорский районный суд Республики Крым с иском в интересах Клименко Е.Н. к Администрации Нижнегорского района Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение и заключении договора найма.

Исковые требования мотивированы тем, что Клименко Евгения Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации Нижнегорского района Республики Крым. Решением исполнительного комитета Гвардейского поселкового совета Симферопольского района АРК от ДД.ММ.ГГГГ     «О сохранении жилой площади за несовершеннолетними», за Клименко Е.Н. сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с тем, что на момент смерти матери несовершеннолетняя Клименко Е.Н. проживала по указанному адресу. Решением исполнительного комитета Косточковского сельского совета Нижнегорского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за несовершеннолетними» за Клименко Е.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно акта обследования жилья, закрепленного за Клименко Евгенией Николаевной от ДД.ММ.ГГГГ, санитарное состояние квартиры не удовлетворительное, необходим капитальный ремонт, отопление отсутствует, к центральному водопроводу, электрическим сетям квартира не подключена, проживание в квартире не возможно. Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ определены уполномоченные органы по формированию и ведению специализированного жилищного фонда льготной категории лиц: в части формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Нижнегорского района; отдел архитектуры и муниципального имущества администрации в части формирования специализированного жилищного фонда. Вместе с тем до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

Определением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены, суд обязал Администрацию Нижнегорского района Республики Крым предоставить Клименко Евгении Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, обязал Администрацию Нижнегорского района Республики Крым заключить с Клименко Евгенией Николаевной договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Не согласившись с указанным решением, Администрация Нижнегорского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.

В письменных возражениях прокурор Нижнегорского района Республики Крым просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец Клименко Е.Н., прокурор Алескеров Д.А., которые возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В судебное заседание не явились Администрация Нижнегорского района Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Администрация Косточковского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции.

Судебная коллегия считает возможным на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Клименко Е.Н., прокурора Алескерова Д.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

    В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

    Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства

    Администрация Красногвардейского района Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить ФИО11, имеющей статус ребенок-сирота, после достижения ею 18 лет жилое помещение для проживания.

         Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

         В соответствии с частями 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

         Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

         Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с частью 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         Согласно пунктам 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

         Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

         По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

         Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

         При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

         Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

            Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельства о рождении, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния Нижнегорского районного управления юстиции Автономной Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ серия , ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО1, которой приходятся родителями ФИО2 и ФИО3.

           Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, серия , выданного Гвардейским поселковым советом Симферопольского района Автономной Республики Крым Украины, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

           Решением Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении Клименко Евгении Николаевны.

           Согласно справки исполнительного комитета Гвардейского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , Клименко Е.Н. имущества не имеет, земельного пая нет. (л.д.15)

          Решением исполнительного комитета Гвардейского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении жилой площади за несовершеннолетними», за Клименко Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с тем, что на момент смерти матери ФИО3, несовершеннолетняя Клименко Е.Н. проживала по указанному адресу.(л.д. 16)

           Решением исполнительного комитета Косточковского сельского совета Нижнегорского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за несовершеннолетними» за Клименко Е.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д.17)

            Согласно решения исполнительного комитета Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , а также заключения опекунского совета Нижнегорской районной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Клименко Е.Н., назначена ФИО4, (л.д.18, 19)

             Клименко Е.Н. по адресу: <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется штамп в паспорте серии , выданном отделом УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в Нижнегорском районе ДД.ММ.ГГГГ.

             Согласно информации Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Джанкое от ДД.ММ.ГГГГ за Клименко Е.Н. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не зарегистрировано, (л.д.23)

           ДД.ММ.ГГГГ Клименко Е.Н. завершила обучение получила профессию повара, что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ , выданным Крымским республиканским профессионально-техническим учебным заведением «Прудовский профессиональный аграрный лицей». (л.д.21)

          Согласно сведений из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Клименко Е.Н. не зарегистрировано право на недвижимое имущество и отсутствую сделки с недвижимым имуществом, (л.д.25)

           Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Автономной Республики Крым ФИО1 проживала по месту регистрации и проживания опекуна по адресу: <адрес>. (л.д.22)

              Согласно акта обследования квартиры по адресу: <адрес>, закрепленной за Клименко Евгенией Николаевной от ДД.ММ.ГГГГ, санитарное состояние квартиры не удовлетворительное, необходим капитальный ремонт: окна и двери на месте, но практически сгнили, стекла на месте, штукатурка из-за сырости частично обвалилась, какое-либо отопление отсутствует, к центральному водопроводу, электрическим сетям квартира не подключена, проживание в квартире не возможно. (л.д.20)

           Согласно акта осмотра квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составленного комиссией в составе Председателя Косточковского сельского совета - главы администрации Косточковского сельского поселения ФИО12, заведующей сектором администрации Косточковского сельского поселения ФИО13, специалистом администрации Косточковского сельского поселения ФИО14 выявлено, что квартира находится в неудовлетворительном состоянии, для проживания не пригодна. (л.д.45)

          Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р «О включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Клименко Евгении Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» она признана лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, (л.д.24)

           Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Нижнегорском районе Республики Крым, утвержденного главой администрации Нижнегорского района Республики Крым ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ номер в очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий Клименко Е.Н. является 17. (л.д.26-35)

           ДД.ММ.ГГГГ Клименко Е.Н. обратилась в прокуратуру Нижнегорского района с заявлением о нарушении ее права на получение жилья как являющейся лицом из числа детей – сирот.

           Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее - Закон № 46-ЗРК/2014).

В силу ст. 9 Закона № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 ст. 3 Закона № 46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Закона № 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка сироту, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя                из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений              в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования,      и утверждаются Законом Республики Крым о бюджете Республики Крым     на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.07.2016г.       № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается Законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).

С момента обращения Клименко Е.Н. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Нижнегорского района Республики Крым.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении исковых требований не дают.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, а поэтому проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

С учетом изложенного, судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4314/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Корсакова Юлия Михайловна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее