Решение по делу № 33а-3980/2016 от 17.03.2016

Судья: Емельянова Е.Н. Дело № 33а-3980/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сивохина Д.А.,

судей – Вачковой И.Г., Черкуновой Л.В.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кореньковой А.В. и Есиной О.В., действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Коренькова В.Д. и Дударевича М.А., соответственно, к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным Распоряжения Первого заместителя Главы администрации г.о. Самара № 3111 от 27.08.2015 и возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22 января 2016 года, которым постановлено:

«Распоряжение Первого заместителя Главы администрации г.о. Самара Василенко В.А. № 3111 от 27.08.2015 г. «Об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» признать незаконным.

Обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара признать Коренькову А.В., Коренькова В.Д., Есину О.В., Дударевича М.А. малоимущими, принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - Михина А.В. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Есиной О.В., Кореньковой А.В., их представителя – Страхова В.В. (по доверенности), на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коренькова А.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Коренькова В.Д., и Есина О.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Дударевича М.А. обратились в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и администрации г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что сестры Коренькова А.В. и Есина О.В., а также их несовершеннолетние дети Кореньков В.Д. и Дударевич М.А. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, общей площадью 31,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Сын Кореньковой А.В. – Кореньков В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378. Распоряжением первого заместителя Главы администрации г.о. Самара Василенко В.А. от 27.08.2015 № 3111 Кореньковой А.В. отказано в признании ее семьи с составом из 4 человек малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ввиду совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий менее 5 лет назад. С таким отказом административные истцы не согласны, считают, что действий по ухудшению жилищных условий не совершали.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Коренькова А.В. и Есина О.В. просили суд признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы администрации г.о. Самара Василенко В.А. от 27.08.2015 № 3111 «Об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма»; обязать администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара признать Коренькову А.В., Коренькова В.Д., Есину О.В., Дударевича М.А. малоимущими, принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара - Михин А.В. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Есина О.В., Коренькова А.В., представитель Есиной О.В., Кореньковой А.В. – Страхов В.В. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации г.о.Самара, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п.1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 3.1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В соответствии со с ч.ч. 1-5 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Из материалов дела следует, что 02.03.2015 Коренькова А.В. обратилась в администрацию г.о.Самара с заявлением о постановке её семьи в составе 4 человек (сама истец Коренькова А.В., ее сын Кореньков В.Д., ее сестра – Есина О.В., ее племянник Дударевич М.А. (сын Есиной О.В.) на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Установлено, что Коренькова А.В. является матерью несовершеннолетнего Коренькова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который признан ребенком-инвалидом, страдающим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.06 №378.

На момент обращения Кореньковой А.В. в администрацию г.о.Самара с указанным выше заявлением она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, общей площадью 79, 5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (10/32 доля). Всего в указанной квартире зарегистрировано 4 человека: Коренькова А.В. – с 15.02.2012; ее сын – Кореньков В.Д. – с 15.02.2012; сестра Есина О.В. – с 28.11.2014; племянник Дударевич М.А. (сын Есиной О.В.) – с 28.11.2014.

Иных жилых помещений в собственности либо социальном найме административные истцы не имеют.

Распоряжением первого заместителя Главы администрации г.о. Самара Василенко В.А. № 3111 от 27.08.2015 Кореньковой А.В. с составом семьи из 4 человек в признании малоимущими, а также в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма - отказано, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ввиду совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий менее 5 лет назад.

Основанием к отказу Кореньковой А.В. с составом семьи из 4 человек в постановке на учет, послужил факт регистрации её сестры Есиной О.В. и племянника Дударевич М.А. 28.11.2014 в жилом помещении, по адресу: <адрес>, в результате которой обеспеченность общей площадью жилого помещения стало менее учетной нормы. При этом учтено, что ранее Есина О.В. и Дударевич М.А. в период с 13.10.2012 по 28.11.2014 были зарегистрированы в жилом доме, общей площадью 52,8 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности К.Ю.И. Поскольку, смена места жительства Есиной О.В. и Дударевич М.А. повлекла изменение норматива общей площади жилого помещения, администрация пришла к выводу о намеренности действий Кореньковой А.В. по ухудшению жилищных условий в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции не установил обстоятельств, указывающих на совершение Кореньковой А.В. действий, направленных на искусственное приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и требованиях закона.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в период регистрации Есиной О.В. и Дударевич М.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, они постоянно проживали по адресу: <адрес>. Иного ответчиками не доказано. Кроме того, Есина О.В и её несовершеннолетний сын Дударевич М.А. не являются членами семьи ФИО13 Из пояснений свидетеля Ковалёва Ю.И., в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что Есина О.В. с ребёнком сняты с регистрационного учета, ввиду его намерения продать, принадлежащий ему дом.

При таких обстоятельствах, основания для отказа Кореньковой А.В. с составом семьи из 4 человек в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по заявленному мотиву (п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, совершение действий, приведших к ухудшению жилищных условий менее 5 лет назад) отсутствуют, ввиду чего решение суда в части признания распоряжения первого заместителя Главы администрации г.о. Самара Василенко В.А. № 3111 от 27.08.2015 незаконным является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что регистрация 28.11.2014 Есиной О.В. и Дударевич М.А. в жилом помещении, общей площадью 79, 5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, в результате которой обеспеченность общей площадью жилого помещения стало менее учетной нормы, является намеренным ухудшением жилищных условий, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

Исходя из того, что законодателем презюмируется добросовестность и разумность участников гражданско-правовых отношений, учитывая правовую природу института регистрации, имеющего специальную цель - административный учет, носящий уведомительный характер, принимая во внимание, что в период регистрации Есиной О.В. и Дударевич М.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, они постоянно проживали по адресу: <адрес>, оснований полагать, что осуществление ими действий по постановке на регистрационный учет в жилом помещении по адресу: <адрес>, не может расцениваться как злоупотребление гражданскими правами.

Вместе с тем, возлагая на администрацию г.о. Самара и ДУИ г.о. Самара обязанность признать Коренькову А.В., Коренькова В.Д., Есину О.В., Дударевича М.А. малоимущими и принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, суд без достаточных на то оснований разрешил вопрос, отнесенный к полномочиям органа местного самоуправления, ввиду чего решение суда в этой части подлежит отмене.

Так, из материалов дела следует, что Есина О.Е. с 20.08.2011 состоит в зарегистрированном браке с Д.А.Ю., 1977 года рождения (л.д.32). Однако доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией г.о.Самара выполнялись необходимые действия по выяснению имущественного положения супруга Есиной О.Е. – Д.А.Ю., не представлено.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав административных истцов полагает возможным возложить на администрацию г.о. Самара и ДУИ г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Кореньковой А.В., Есиной О.В. от 02 марта 2015 года о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи из 4 человек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22 января 2016 года в части возложения на администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности признать Коренькову А.В., Коренькова В.Д., Есину О.В., Дударевича М.А. малоимущими, принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма отменить, постановить в этой части новое решение, которым обязать администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение заявление Кореньковой А.В., Есиной О.В. от 02 марта 2015 года о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи из 4 человек.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-3980/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Есина О.В.
Коренькова А.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Страхов В.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
01.04.2016[Адм.] Судебное заседание
22.04.2016[Адм.] Судебное заседание
04.05.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее