Дело № 5-102/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
р.п. Иловля 04 сентября 2018 года
Судья Иловлинского районного суда Волгоградской области Растегин Р.В.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Галейченко Е.Н.,
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении - судебного пристава-исполнителя Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – судебного пристава-исполнителя Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю. С.,
У С Т А Н О В И Л:
13 августа 2018 года в Иловлинский районный суд Волгоградской области поступило постановление прокурора Иловлинского района о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – судебного пристава-исполнителя Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С.
Их данного постановления следует, что прокуратурой Иловлинского района в период с 31 июля 2018 года по 03 августа 2018 года проведена проверка по факту ненадлежащего исполнения законных требований прокурора и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С.
В ходе проверки установлено, что 01 февраля 2018 года прокурором Иловлинского района в соответствии со ст.24.6 КоАП РФ, ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года № «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес начальника Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области был направлен запрос о необходимости предоставления в прокуратуру района рассмотренных административных материалов для проверки их законности, с указанием срока – еженедельно за прошедшую неделю. Факт получения запроса подписью в книге учета документов, отправленных с нарочным.
Приказом от 22 июня 2018 года №661 Сомова Ю.С. назначена на должность и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области.
09 июля 2018 года в прокуратуру района из Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области за подписью Сомовой Ю.С. поступила информация о том, что за период с 02 июля 2018 года по 06 июля 2018 года административные материалы данным подразделением судебных приставов не возбуждались, сведений о рассмотрении административных материалов информация не содержала.
Вместе с тем, из поступившего в прокуратуру района обращения Поповой О.А. следует, что последняя была привлечена должностными лицами Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области к административной ответственности 05 июля 2018 года и от 06 июля 2018 года.
Таким образом, и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С. в установленный срок представлены недостоверные сведения о рассмотрении административных материалов.
Требование о предоставлении вышеуказанных материалов направлено в рамках проведения проверки с целью обнаружения фактов нарушения законов, прав граждан. Данные сведения являются источником получения соответствующей информации.
Иное толкование Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» фактически ставит возможность осуществления прокурорского надзора в зависимость от усмотрения руководителя проверяемой организации.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении - судебный пристав-исполнитель Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомова Ю.С. в судебном заседании свою вину в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Помощник прокурора Иловлинского района Галейченко Е.Н. в судебном заседании пояснила, что в нарушение требований законодательства и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С. 09 июля 2018 года были умышленно не выполнены требования прокурора о предоставлении информации о рассмотренных делах об административных правонарушениях, что влечет административную ответственность по ст.17.7 КоАП РФ.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Сомову Ю.С., помощника прокурора Иловлинского района Галейченко Е.Н., исследовав письменные материалы, прихожу к выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 22 приведенного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из буквального толкования положений вышеуказанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае невыполнения законных требований прокурора. При этом противоправное деяние должно быть совершено с умыслом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Сомовой Ю.С. к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, послужил тот факт, что она, являясь и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области, 09 июля 2018 года не выполнила требование прокурора Иловлинского района от 01 февраля 2018 года о необходимости предоставления в прокуратуру района рассмотренных административных материалов для проверки их законности, за прошедшую неделю.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, 01 февраля 2018 года прокурором Иловлинского района в соответствии со ст.24.6 КоАП РФ, ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес начальника Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области был направлен запрос о необходимости предоставления в прокуратуру района рассмотренных административных материалов для проверки их законности, с указанием срока – еженедельно за прошедшую неделю (л.д.8-9).
Факт получения запроса подписью лица, его получившего, в книге учета документов, отправленных с нарочным (л.д.10-13).
Приказом от 22 июня 2018 года №661 судебный пристав-исполнитель Сомова Ю.С. временно, с 09 июля 2018 года по 28 июля 2018 года переведена на должность начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области (л.д.42-43).
09 июля 2018 года в прокуратуру района из Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области за подписью и.о. начальника отдела Сомовой Ю.С. поступила информация о том, что за период с 02 июля 2018 года по 06 июля 2018 года административные материалы данным подразделением судебных приставов не возбуждались (л.д.14).
Сведений о рассмотрении должностными лицами Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области административных дел за указанный период информация не содержала.
Из поступившего в прокуратуру района обращения Поповой О.А., а также из постановлений по делам об административных правонарушениях следует, что последняя была привлечена должностными лицами Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области к административной ответственности 05 июля 2018 года и от 06 июля 2018 года (л.д.15-21).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится доказательств, подтверждающих тот факт, что в действиях и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С. имеется умысел на невыполнение требований прокурора, поскольку предоставление сведений по запросу прокурора не в полном объеме не подтверждает факт умышленного неисполнения требований прокурора.
Между тем выяснение этого вопроса имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, поскольку, как следует из содержания диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Из письменных объяснений Сомовой Ю.С. (л.д.44-45), а также из её объяснений в судебном заседании следует, что ей не было известно о необходимости предоставления в прокуратуру района рассмотренных административных материалов, поскольку с начала 2018 года в прокуратуру района Иловлинского РО СП еженедельно направлялись исключительно возбужденные административные дела либо информация об их отсутствии. Данная информация за период с 02 июля 2018 года по 06 июля 2018 года была ею направлена своевременно.
При этом доказательства того, что в адрес Иловлинского РО СП в 2018 году прокуратурой Иловлинского района до 09 июля 2018 года направлялись напоминания либо акты прокурорского реагирования в связи с неполным представлением информации по запросу от 01 февраля 2018 года, в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в совокупности, прихожу к выводу, что вина Сомовой Ю.С. (на момент совершения инкриминируемого деяния - и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области) не доказана. Неустранимость возникших сомнений в виновности должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения в силу положений статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях толкуется в пользу данного лица.
С учетом установленных обстоятельств производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении судебного пристава-исполнителя Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю.С. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Вещественных доказательств по делу не имеется.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.7, 29.9-29.11, 30.3 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении в отношении должностного лица – судебного пристава-исполнителя Иловлинского РО СП УФССП России по Волгоградской области Сомовой Ю. С., прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.В. Растегин