Решение по делу № 2-459/2013 от 21.12.2012

Дело № 2-459/13 <.....>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2013 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Шариповой О.Д.,

с участием представителя истца Колчановой Н.Н., действующей на основании доверенности от 26.08.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздовой Н.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Дроздова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: ..., возложении обязанности изготовить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: .... Указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .... В связи с тем, что права на земельный участок под указанным жилым домом у заявителя не оформлены, земельный участок на государственном кадастровом учете не стоит. 08.11.2012 года Дроздова Н.В. обратилась в ДЗО с заявлением об изготовлении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории. 05.12.2012 года в выдаче схемы расположения земельного участка было отказано по причине того, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, а также то, что выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка обеспечивается за счет заявителя. Считает, что отказ ДЗО в утверждении и выдаче схемы противоречит действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы прав истца.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна, так как в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. Ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Таким образом, земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009 № 108 «Об утверждении на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» утверждены Правила разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент земельных отношений администрации г. Перми полномочен осуществлять утверждение и выдачу схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Пунктом 1.3. Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков предусмотрено, что схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству. Разработка и оформление схем должны производиться в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и действующим законодательством. Органы, участвующие в процессе согласования и утверждения схем, осуществляют проверку представленных схем на соответствие требованиям Правил и действующего законодательства, в случае необходимости устранения допущенных нарушений отказывают в согласовании, утверждении и возвращают схемы на доработку. Нарушения требований к разработке и оформлению схем являются также основанием для отмены их утверждения. В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п. 2.1, 3.2.12 Положения о департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми», указанные функции на территории г. Перми осуществляет департамент земельных отношений администрации г. Перми. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схемы, имеется обязанность только по их утверждению. В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 22 - 25).

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Дроздова Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... (л.д. 14).

08.11.2012 года Дроздова Н.В. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 12).

Актом департамента планирования и развития территории г. Перми № 492/95 от 14.11.2011 года одноэтажному жилому дому (лит. А), общей площадью 6,5 кв.м. в Орджоникидзевском районе присвоен адрес: ... (л.д. 13).

05.12.2012 года Дроздовой Н.В. был направлен ответ, согласно которому, орган местного самоуправления утверждает и выдает Схемы, обязанность по выполнению работ по подготовке Схем на орган местного самоуправления не возложена, заявителю предложено представить в департамент земельных отношений испрашиваемую Схему для ее утверждения (л.д. 15 - 16).

Из решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 20 ноября 1980 года № 590 следует, что у Жукова К.И. изъята часть земельного участка площадью 413 кв.м., в его пользовании оставлен земельный участок площадью 1382 кв.м., также имеется ссылка на владельца по регистрационному удостоверению № 429 от 23 апреля 1955 года (л.д. 27, 28 - 29).Согласно справке председателя уличного комитета № 6 Дроздова Н.В. и ее семья пользуются участком по адресу: ... (л.д. 31).

Решением мирового судьи судебного участка № 34 от 8 декабря 2010 года за Дроздовой Н.В. признано право собственности на строения под литерами А, Г1, Г2, Г3, 1, расположенные по адресу: ... (л.д. 32).

Письмом ДЗО № 19-19-13049 от 17.05.2005 Дроздовой Н.В. отказано в предоставлении земельного участка в аренду, заявителю предложено провести межевание земельного участка и представить землеустроительное дело (л.д. 33, 34).

27.01.2011 года ООО «Кадастровый центр» изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 35), которая предоставлялась в ДЗО.

Из архивной выписки следует, что в «Списке домовладельцев – плановых застройщиков и к ним приравненных» значится Жуков Кап. Ив. Одино дом ..., площадь земельного участка 1795 кв.м. (л.д. 43).

26.04.2012 года Дроздова Н.В. обратилась в ДЗО с заявлением с просьбой изготовить и выдать кадастровую карту на земельный участок по адресу: ... (л.д. 50).

Письмом ДЗО № И-21-01-09-10042 от 24.05.2012 Дроздовой Н.В. отказано в изготовлении и выдаче кадастровой карты на земельный участок по адресу: ..., в связи с тем, что схема не была предоставлена (л.д. 44 - 45).

Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 27.09.2011 года в удовлетворении заявления Дюсембекова А.А. о признании незаконным решения отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» № 5900/301/11-19251 от 02.08.2011г. об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: ..., между домами ... как о ранее учтенном объекте недвижимости отказано (л.д. 46 - 47).

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19.10.2012 года в удовлетворении исковых требований Дроздовой Н.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок отказано (л.д. 48 - 49).

02.08.2011 года Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» принято решение об отказе Дроздовой Н.В. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку представленные для внесений в государственный кадастр недвижимости документы не содержат какие-либо отметки о присвоении объекту недвижимости условного кадастрового номера, подтверждающего осуществление кадастрового учета, а также, не содержат решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, конкретному лицу (л.д. 51).

Истцом представлено земельное дело по инвентаризации земель в квартале № ... ... (л.д. 52 - 61).

Оценив представленные сторонами доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана. Согласно требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, в случаях, предусмотренных законом, межевой план готовится на основании схемы, утвержденной органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2.2 Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее по тексту Правила), утвержденных Постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009г. № 108, текстовая часть Схемы содержит копии правоудостоверяющих документов и технической документации на объекты недвижимости в границах Участков, заверенных разработчиком схемы.

Согласно пунктов 3.3.1 – 3.3.3 Правил, схема подлежит обязательному согласованию путем проставления согласующих подписей (подпись должностных лиц заверяется печатью) в акте согласования с собственниками объектов недвижимости в границах Участка (в случае составления Схемы под существующие объекты недвижимости), с правообладателями земельных участков, из которых образуется Участок. Схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности (далее - орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности), на предмет соответствия Участка градостроительным требованиям, в том числе: обоснованности площади Участка, соответствия местоположения границ Участка (ов) документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки города Перми, красным линиям, соответствия адреса Участка (ов), указанным на Схеме зонам ограничений в использовании земельных участков (п. 3.3.2). Орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает Схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части Схемы (согласовывается каждый лист графической части Схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Решение о согласовании или об отказе в согласовании Схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании Схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования (п. 3.3.3). Правилами также предусмотрено, что функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений (далее - орган, уполномоченный в сфере земельных отношений), в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин).

На основании п. 3.3 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 210, в ред. решения Пермской городской Думы от 23.12.2008 г. № 414, ДЗО в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый план территории, на которой должна быть отображена схема расположения земельного участка, представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в запросе о предоставлении кадастровых сведений территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения. При этом Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств в отличие от выполнения кадастровых работ. Земельным кодексом (п. 4 ст. 34) РФ именно на орган местного самоуправления, а не на гражданина, возложена обязанность по утверждению и выдаче схемы земельного участка с топографическим планом.

При этом, учитывая, что утверждение и выдача заявителю схемы как один из этапов предоставления участка в собственность, является обязанностью органов местного самоуправления, требование департамента планирования и развития территории г. Перми от заявителя предоставить схему для утверждения нарушает права заявителя, поскольку не соответствует земельному законодательству и возлагает на заявителя не предусмотренные законом обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в утверждении и выдаче Дроздовой Н.В. схемы расположения земельного участка по адресу: ....

Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми изготовить и выдать Дроздовой Н.В. схему расположения земельного участка по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Орджоникидзевский районный суд г. Перми.

<.....>

Судья Н.Ю. Кордон

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2013 г.

Судья Н.Ю. Кордон

2-459/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее