Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15июня 2020 года | Дело №а-2051/2020 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,
при помощнике (секретарь судебного заседания) ФИО2
при участии:
представителя истца – ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и просил: признать незаконным сообщение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги - предварительное согласование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м.; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>.
Требования мотивированы тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя отказано ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако административный истец полагает, что документы, представленные административному ответчику соответствуют требованиям земельного законодательства и отображают необходимую информацию для утверждения схемы земельного участка, поэтому оснований для отказа не имелось.
Административный истец ФИО1, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО4 просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о слушании дела извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении материалов выбора места расположения земельного участка и даче согласия ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 2,8449га, расположенному по <адрес> для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки» утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,9612 га, расположенного в районе <адрес> и дано согласие ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» на разработку градостроительного обоснования размещения квартала индивидуальных жилых домов на земельном участке ориентировочной площадью 2,8449га в районе <адрес>. Пунктом 5 данного решения дано согласие обслуживающему кооперативу «ЖСТИЗ «Мичуринец» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 2,8449га, расположенного в районе <адрес>, в том числе земельного участка ориентировочной площадью 0,75га, испрашиваемого гражданами-членами ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» (согласно приложению №) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки).
В приложении № к решению Севастопольского городского Совета от 08.09.2009г. № «Список граждан-членов обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Мичуринец», заинтересованных в получении бесплатно передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в районе СТ «Мичуринец» указан ФИО1 как член ОК ЖСТИЗ «Мичуринец» испрашивающий земельный участок площадью 0,05га.
Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства – квартал индивидуальной жилой застройки по <адрес>» утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства - квартал жилой застройки по <адрес>. Управлению градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации поручено осуществить мероприятия по корректировке Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года с учетом градостроительной документации «Квартал индивидуальной жилой застройки по <адрес>».
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м. Решением от 18.10.2019г. административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку проектируемый земельный участок формируется из земельного участка, переданного ТСН «ЖСТИЗ Мичуринец» на праве аренды от 30.12.2005г. до 01.11.2029г. №, при этом отсутствует письменное согласие землепользователя на формирование земельного участка.
Согласно выписке из протокола № общего собрания членов ТСН «ЖСТИЗ «Мичуринец» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дано согласие на формирование земельного участка площадью 500 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенном по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м.
04.02.2020г. за исх. №ГУ-исх.1101/20 административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м, в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка, поскольку участок расположен в зоне неопределенного функционального назначения, в зоне III пояса санитарно-охранной скважины № (ГУ19); в зоне III пояса санитарно-охранной скважины № (ГУ19).
Суд приходит к выводу, что такой отказ законным не является исходя из следующего.
До 31.12.2020г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 2.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от 21.03.2014г.).
Вопросы предоставления земельных участков, в том числе в аренду, включая и случаи дооформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ-6 от 21.03.2014г., регулируются положениями Закона г.Севастополя от 25.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя » N 46-ЗС.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016г.N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.
Согласно пункту 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. N 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей, является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Согласно указанному Закону наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025», иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»; 3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках; 7)отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В пункте 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие функциональных зон, как зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с подп. 8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Согласно п.12 ст.9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В чем именно состоит несоответствие вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка, с учетом наличия утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства – квартала индивидуальной жилой застройки по <адрес>, в пределах которого расположен земельный участок, уполномоченным органом не указано.
При этом ссылка административного ответчика на возможность повторного рассмотрения заявления при условии предоставления ФИО1 градостроительного обоснования, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, является необоснованной, поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя не лишен возможности получения данного документа путем направления межведомственного запроса.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 3.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» новое строительство и бурение новых скважин, связанное с нарушением почвенного покрова во втором и третьем поясах зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения, проводятся при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, нахождение земельного участка в зоне III пояса санитарно-охранной скважины не является ограничением для предоставления земельного участка в собственность гражданам. Действующим законодательством предусмотрено обязательное согласование при проведении нового строительства на таких участках.
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела факт нарушения административным ответчиком прав и законных интересов истца при рассмотрении его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка нашел свое подтверждение, исковые требования в части признания незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в части требования о возложении обязанности на административного ответчика согласовать схему, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку согласование схем земельного участка относится к компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и производится по результатам рассмотрения заявления в соответствии с положениям Административного регламента.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь статьями 175-179, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №ГУ-исх-1101/20 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе <адрес>, площадью 500 кв.м. на кадастровом плане территории в течение месяца.
В остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Е.П.Матюшева
Копия верна
Судья Е.П.Матюшева