Дело № 2-2720/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 19 декабря 2018 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Шибановой Е.А.,
с участием истца Мамаевой И.В., представителя Мироновой Т.В. по доверенности Мамаевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаевой И.В., Мамаева П.В., Мамаевой Г.Н., Бирюковой Н.П. к Мироновой Т.В. о признании права собственности на наследственное имущество,
у с т а н о в и л :
Мамаева И.В., Мамаев П.В., Мамаева Г.Н., Бирюкова Н.П. обратились в суд с иском к Мироновой Т.В. о признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что квартира <адрес> принадлежала П. и Т. на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность от 20.11.1992. Т. умерла 24.02.1995, П. умер 24.08.2001. Решением мирового судьи судебного участка №16 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 18.05.2007 за наследниками Мамаевым П.В. и Мамаевой И.В. было признано право собственности на 5/18 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, а решением указанного мирового судьи от 20.03.2008 за наследниками Ва. было признано право собственности на 1/9 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, и Бирюковой Н.П. – на 2/9 доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру. На оставшуюся 1/9 доли в праве общей долевой собственности на квартиру наследника Ви., умершего 06.08.2002, никто из его наследников по праву представления не заявлялись, в настоящее время жива только Миронова Т.В. 12.01.2018 умер Ва., принадлежавшую ему 1/9 долю в праве общей долевой собственности на квартиру приняла супруга Мамаева Г.Н.
Просят признать за Мамаевой И.В. и Мамаевым П.В. право собственности на 5/144 доли за каждым, за Мамаевой Г.Н. право собственности на 1/72 доли и за Бирюковой Н.П. право собственности на 1/36 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.
В судебном заседании истец Мамаева И.В. вышеизложенные доводы и заявленные требования поддержала в полном объеме.
Истец Мамаев П.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении заявленных требований извещен, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Истцы Мамаева Г.Н., Бирюкова Н.П. в судебное заедание не явились, о рассмотрении дела извещены, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ответчика Мамаевой Т.В. по доверенности Мамаева В.Ю. с исковыми требованиями согласна в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка №16 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 18.05.2007, за Мамаевым П.В., Мамаевой И.В. признано право собственности на 5/18 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес>.
При этом судом установлено, что П. и Т. на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 20.11.1992 была передана квартира <адрес>. 08.07.1994 Мамаевы составили завещания, по которым в случае их смерти указанную квартиру они завещают сыну В.П..
24.02.1995 Т. умерла, ее наследниками являлись: муж П., дети: Бирюкова (Мамаева) Н.П., Карпова (Мамаева) А.П., Ви.П., Ва., В.П..
Фактически наследство Т. было принято ее супругом и сыном Вл., остальные наследники наследство не принимали, при этом доля обязательная супруга П. составила 1/18 (2/3 от ? доли квартиры) доли, а наследственная доля Вл. - 4/9 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>
24.08.2001 П. умер, его наследниками являются дети: Бирюкова (Мамаева) Н.П., Карпова (Мамаева) А.П., Ви.П., Ва., В.П..
В.П. умер 02.08.2000 года, т.е. до смерти своего отца, соответственно завещание юридической силы не имеет и принадлежащая ему по закону доля перешла по праву представления к детям (истцам по настоящему иску) Мамаевой И.В. и Мамаеву П.В.
П. на момент смерти принадлежало 5/9 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, которые подлежат распределению между его наследниками следующим образом: Бирюковой Н.П. – 2/9 доли, Ви.П. – 1/9 доли, Ва. – 1/9 доли, Мамаевой И.В. и Мамаеву П.В. – 1/9 доли.
Также Мамаева И.В. и Мамаев П.В. фактически приняли наследство после смерти отца Вл.. в виде 4/9 доли, соответственно за ними признано право на 5/9 или 5/18 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Решением мирового судьи судебного участка №16 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 20.03.2008 за Ва. и Бирюковой Н.П. признано право собственности на 1/9 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.
Вас.П. умер 12.01.2018, что подтверждается копией свидетельства о смерти ***.
Как следует из копии свидетельства о праве на наследство по закону от 13.07.2018, наследником Вл.. является его жена Мамаева Г.Н., наследство состоит из 1/9 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Ви.П. умер 06.08.2002, при этом наследственных прав на 1/9 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, не оформил, в установленном законом порядке право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировал, единственным его наследником является ответчик по настоящему иску - Миронова Т.В.
Статьей 1161 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ определено, если наследник не примет наследство, откажется от наследства, не указав при этом, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), не будет иметь права наследовать или будет отстранен от наследования по основаниям, установленным статьей 1117 указанного Кодекса, либо вследствие недействительности завещания часть наследства, которая причиталась бы такому отпавшему наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ, при признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе.
В судебном заседании установлено, что истцы Мамаева И.В., Мамаев П.В., Мамаева Г.Н., Бирюкова Н.П., вступив в права наследования в соответствующей части наследственного имущества в виде причитающихся им долей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, фактически приняли наследство, оставшееся после смерти Мамаева В.П., соответственно принадлежащие ему 1/9 доли (по 1/36 доли каждому) должны быть разделены между ними пропорционально их наследственным долям, соответственно Мамаевой И.В. и Мамаеву П.В. принадлежит 5/144 доли, Мамаевой Г.Н. принадлежит 1/72 доли, Бирюковой Н.П. - 1/36 доля.
Оценивания все исследованные в ходе судебного заседания обстоятельства в их совокупности, учитывая, что после смерти отца П. его сын Мамаев В.П. имел право на 1/9 доли квартиры по адресу: <адрес>, однако своих наследственных прав не оформил, а после его смерти 06.08.2002 никто из его наследников к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, наследство фактически приняли его сестра Бирюкова Н.П., племянники Мамаева И.В., Мамаев П.В., супруга брата Мамаева Г.Н., суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 5/144 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 5/144 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/72 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/36 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.