Дело №2а-393/2021
УИД: 22RS0024-01-2021-000486-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года с.Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Григорьевой Т.Н., при секретаре Емельяненко И.Г., с участием прокурора <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие,
установил:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению родителей обучающихся в МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» по поводу нарушения прав и законных интересов их несовершеннолетних детей на перевозку до образовательной организации автобусным транспортом. В ходе проведенной проверки установлено, что перевозка обучающихся осуществляется одним автобусом, принадлежащим МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2», по маршруту, утвержденному начальником ОГИБДД МЛ МВД Кулундинский от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, на территории <адрес> на расстоянии свыше 1 километра от образовательной организации проживает 50 учеников, которые нуждаются в перевозке. В нарушение п.2.1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, п.п.2.1-2.6 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, администрацией района не определены дополнительные маршруты для перевозки обучающихся в образовательную организацию, при наличии потребности в дополнительном подвозе детей до образовательной организации, не произведено комиссионное обследование дорожных условий на маршруте движения школьного автобуса, не определены остановочные пункты для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с целью надлежащей организации перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, главе администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления администрацией утверждены мероприятия для организации безопасной перевозки обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2», место жительство которых превышает 1 км. до общеобразовательной организации, в соответствии с требованиями, установленными нормативной документацией: приобрести школьный автобус, завезти грунт и спланировать как минимум две площадки для размещения остановочных павильонов и разворота автобуса, обеспечить площадки твердым покрытием, оборудовать пешеходные переходы, установить соответствующие дорожные знаки, проверить и привести в соответствие нормативам состояние дорожного полотна по всему маршруту движения автобуса, предусмотреть освещение улично-дорожной сети. Вместе с тем, по настоящее время администрацией района надлежащие меры к организации перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом на территории <адрес> не приняты, нарушения не устранены, дополнительные школьные маршруты не установлены. Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в отсутствии организации перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом на территории <адрес>, нарушает основополагающие права и свободы несовершеннолетних обучающихся, право на доступную социальную инфраструктуру, а также нарушает принципы организации местного самоуправления, призванного решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, может повлечь за собой нарушение образовательного процесса.
В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в отсутствии организации перевозок обучающихся в МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2» автобусным транспортом по территории <адрес>;
- возложить обязанность на администрацию <адрес> организовать перевозку обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2», проживающих на расстоянии свыше 1 километра от образовательной организации, автобусным транспортом до образовательной организации МБОУ Новополтавская СОШ им. ФИО2» и обратно по территории <адрес>;
- провести комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определить остановочные пункты для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установить на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Установить ответчику срок совершения действий - в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала. Просила установить администрации <адрес> срок для устранения допущенных нарушений – девять месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
Представители третьих лиц – комитета по образованию администрации <адрес>, МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 5 Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.
Существенным элементом создания таких социально-экономических условий является обеспечение территориальной доступности образовательных организаций, предоставляющих общее (начальное, основное, среднее) образование. Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.
В качестве критерия применения этой формы обеспечения территориальной доступности образовательной организации часть 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывает на перевозку обучающихся между поселениями, которые могут находиться в границах либо одного муниципального района, либо соседних муниципальных районов.
Предусмотренная частью 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, будучи направленной на обеспечение общедоступности и бесплатности образования, относится, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к таким вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (пункты 6 и 11 части 1 статьи 15, пункты 7 и 13 части 1 статьи 16).
Таким образом, муниципальное образование - учредитель образовательной организации, несет не только расходы на организацию его предоставления по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), в том числе на содержание зданий и сооружений, но и расходы на организацию бесплатной перевозки обучающихся до общеобразовательной организации и обратно.
Организованные перевозки детей автобусами осуществляются в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Перевозка школьным автобусом предполагает перевозку детей специализированным транспортным средством (автобусом), принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации (абзац «Школьный автобус» п. 1.2 Правил дорожного движения).
Перевозка детей школьным автобусом имеет следующие цели: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий) (п. 1.3 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, утвержденных Письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические рекомендации)).
Согласно п. 2.1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м., в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м., для сельских поселений - до 1 км.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Пунктом 2.1.-2.3 Методических рекомендаций установлено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования свода правил СП42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации соответствующей территории в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), Управления государственного автодорожного надзора.
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы (п. 2.4 Методических рекомендаций).
Согласно п. 2.5 Методических рекомендаций при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега.
Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению родителей обучающихся в МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» по поводу нарушения прав и законных интересов их несовершеннолетних детей на перевозку до образовательной организации и обратно автобусным транспортом.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новополтавская средняя общеобразовательная школа имени ФИО2» <адрес> является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-73).
В силу положений п. 1.3 Устава образовательной организации МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование <адрес> (л.д.35-51).
Согласно статьи 5 Устава муниципального образования <адрес> (л.д.74-85) к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Таким образом, администрация <адрес> является надлежащим административным ответчиком в рамках настоящего дела.
Количество обучающихся в МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2», проживающих на расстоянии более чем 1 км, составляет 50 человек, что подтверждается справкой директора школы (л.д. 20).
С учетом вышеизложенного, обучающиеся МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» имеют право на транспортное обслуживание транспортом, предназначенным для перевозки детей до образовательного учреждения и обратно от остановочного пункта, определенного для их посадки и высадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
Реализация данного права несовершеннолетних ставится в прямую зависимость от выполнения административным ответчиком требований действующего законодательства в части проведения последним:
- комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пункта посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определения остановочного пункта для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установки на маршруте специального остановочного знака с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Между тем административным ответчиком в период с момента внесения представления об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не исполнены требования вышеуказанного законодательства в сфере безопасности дорожного движения и обеспечения прав и законных интересов обучающихся и их родителей при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций санитарно-эпидемиологического законодательства. Доказательств устранения в полном объеме на момент рассмотрения дела выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений, суду также не представлено. Указанные факты в суде не опровергнуты и ответчиком не оспариваются.
Данное бездействие органа местного самоуправления в лице администрации <адрес> является незаконным, поскольку несоблюдение названных требований законодательства нарушает права несовершеннолетних обучающихся в области требований действующего законодательства при осуществлении их перевозок автобусным транспортом.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по организации перевозки обучающихся автобусным транспортом до образовательной организации МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» и обратно в <адрес> в соответствии с вышеуказанными требованиями, содержащимися в Методических рекомендациях об организации перевозок обучающихся в образовательные организации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также судом принимается во внимание заявление административного ответчика о признании заявленных процессуальным истцом требований, которое не нарушает прав и законных интересов заинтересованных лиц и соответствует требованиям ст. 157 КАС РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, исходя из характера спорных правоотношений, объема необходимой работы, суд считает возможным согласиться с предлагаемым сторонами сроком для устранения ответчиком названных нарушений – девять месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, считая данный срок соразмерным и достаточным.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с администрации <адрес> взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им.ФИО2» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в отсутствии организации перевозок обучающихся в МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2» автобусным транспортом по территории <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию <адрес>:
- организовать перевозку обучающихся МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2», проживающих на расстоянии свыше одного километра от образовательной организации, автобусным транспортом до образовательной организации МБОУ «Новополтавская СОШ им. ФИО2» и обратно по территории <адрес>;
- провести комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определить остановочные пункты для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установить на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Установить администрации <адрес> срок для устранения допущенных нарушений – девять месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Председательствующий судья Т.Н.Григорьева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ