судья Пуртова Г.А. Дело №33 – 81 /2023 (33 –8143/ 2022)
(№ 2-336/2022) 86RS0019-01-2022-000493-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Солониной Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)2 к администрации Березовского района, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о восстановлении в списке участников программы,
по апелляционной жалобе (ФИО)2 на решение Березовского районного суда от 25 июля 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований (ФИО)2 к администрации Березовского района, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о восстановлении в списке участников программы, - отказать».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя истца адвоката Простокишина Ф.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
(ФИО)2 обратилась в Берёзовский районный суд ХМАО-Югры с иском к администрации Березовского района, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Требования мотивированы тем, что до апреля 2022 года (ФИО)2 состояла в едином списке граждан из числа малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2014 года заявление на получение мер социальной поддержки.
В конце апреля 2022 года, истцу от ответчика Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило уведомление о снятии её с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм».
Основанием для исключения является пп. 7.5 п.7 приложения к постановлению правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29 декабря 2020 года № 643-п.
Утрата оснований произошла в связи с получением участником мероприятия, подавшим заявления на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы РФ.
Кроме того, в уведомлении о принятом решении указано, что ей в составе семьи матери (ФИО)1 на основании распоряжения главы местного самоуправления Березовского района от 29.12.2001 г. № 1011 - р предоставлена безвозмездная субсидия на оплату жилья, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 102,65 кв.м., получаемого по программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками», предоставленного в соответствии с распоряжением администрации Березовского района от 28.12.2001 г №394-р «О распределении жилья».
По данному поводу ей ничего неизвестно, так как в это время ей было всего полных 11 лет, и она не могла в силу возраста понимать и давать свое волеизъявление на получение или отказ в получении какой либо материальной помощи (субсидии).
В квартире, расположенной по адресу: (адрес), они никогда не проживали.
В распоряжении администрации Березовского района от 28.12.2001 г №394-р указано, что в связи со сдачей в эксплуатацию 18-квартирного жилого дома в (адрес), построенного по Программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками на территории муниципального образования «Березовский район», во исполнение распоряжения главы местного самоуправления от 25.12.2001 г. № 968-р и на основании протокола заседания общественной жилищной комиссии № 10 от 25.12.2001 года протокола (номер) от 27.12.2001 г., заседании жилищной комиссии при комитете по делам малочисленных народов Севера МО «Березовский район указано, что необходимо выдать ордера жильцам дома, согласно жилищного законодательства РФ.
На основании данного распоряжения, ее маме (ФИО)1 был выдан ордер на занятие 3-х комнатной квартирой, расположенной по адресу: (адрес) членами семьи (ФИО)7, (ФИО)8, (ФИО)9, (ФИО)10
Считает, что правоотношения, сложившееся между (ФИО)1 и администрацией Березовского района носили правовой характер, регулирующийся ЖК РСФСР, а, не как указывает ответчик в своем уведомлении, что (ФИО)1 и члены ее семьи воспользовались субсидией за счет средств бюджетной системы РФ на приобретение жилого помещения.
Кроме того, согласно распоряжению № 1011-р от 29.12.2001 года о выделении безвозмездной субсидии на оплату жилья, получаемого по программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками» указано, что предоставить безвозмездную субсидию на оплату жилья (ФИО)1 в размере 50 000 руб.
Из буквального толкования данного распоряжения следует, что данная субсидия предоставляется индивидуально ее маме (ФИО)1, без указания на членов семьи, а также из самого распоряжения не установлено, были ли на самом деле выделены денежные средства (ФИО)1 либо нет.
В связи с изложенным просила признать незаконным приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 138-п от 05.04.2021 года «О снятии с учета на получении субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечения жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» в части исключения (ФИО)2 из участников программы; обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрацию Березовского района восстановить Буторину Наталью Федоровну в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов, признанных до 31.12.2014 года участниками программы на получение мер государственной поддержки в рамках мероприятия «Обеспечения жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограммы», на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 года № 643-п.
Истец, ответчики администрация Березовского района, Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направляли, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.117, ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца Суин И.Н. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что из регистрационного дела на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), следует, что данное жилое помещение перешло матери истца на основании договора купли –продажи с администрацией Березовского района, т.е. исключительно за счет денежных средств (ФИО)17, без учета государственной поддержки в виде субсидии. Кроме того, при получении указанного жилья, мнение истца не выясняли, так в реестровом деле имеется согласие лишь отца истца и нотариальное согласие ее брата и сестры. В дальнейшем квартира была передана по договору мены. Заявитель правом не воспользовалась. После предоставления жилья по ордеру, должна быть приватизация, однако, сделка зарегистрирована по договору купли-продажи. В материалы дела представлено распоряжение ответчика о выделении субсидии в размере 50 000 руб., из которого неясно, для каких целей выделена субсидия. Подтверждений того, что истец получала меры государственной поддержки не представлено.
В письменных возражениях представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры с исковыми требованиями не согласился, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) от 05.04.2022 года № 138-п принято решение о снятии истца и члена ее семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия. Основаниями принятия решения послужило: получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31.12.2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 7.5 пункта 7 Порядка); выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (подпункт 7,7 пункта 7 Порядка). В составе семьи матери (ФИО)1 на основании распоряжения главы местного самоуправления Березовского района от 29.12.2001 года № 1011-р предоставлена безвозмездная субсидия на оплату жилья, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 102,65 кв.м.. В заявлении от 18.03.2013 года о признании участником подпрограммы, в заявлении от 15.10.2019 года о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2020 году, в заявлении от 29.06.2020 года о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2021 году, в заявлении от 02.04.2021 года о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2022 году истец не указала сведения о полученной ранее субсидии. В связи с выявлением оснований, установленных подпунктами 7.5, 7.7 пункта 7 Порядка, право на получение субсидии в соответствии с Порядком у истца утрачено. Департамент строительства ХМАО-Югры считает не подлежащим удовлетворению требования истца ввиду несостоятельности доводов о том, что на момент получение субсидии (ФИО)1 (мать истца) истец была в несовершеннолетнем возрасте. В силу действующего законодательства родители являются законными представителями несовершеннолетних детей и вправе принимать от их имени и в их интересах юридически значимые решения. Также не является юридически значимым довод истца о том, что она не проживала в квартире, расположенной по адресу: (адрес). Из документов, имеющихся в материалах учетного дела, полученных в ходе межведомственного взаимодействия, следует, что указанное выше жилое помещение предоставлено истцу в составе семьи матери (ФИО)1, в частности в ордере от 28.12.2001 года (номер) истец указана, как лицо, вселяемое в жилое помещение. Однако, сам по себе факт проживание или не проживания в спорном жилом помещении не имеет юридического значения при рассмотрении текущего спора в пределах заявленных требований. Нельзя согласиться с доводом истца о том, что субсидия была выделена индивидуально матери истца, (ФИО)1, как следует из письма заместителя главы Березовского района от 11.03.2022 года № Исх-1619 была предоставлена безвозмездная субсидия 50 000 руб. на оплату жилья, расположенного по адресу: (адрес). В состав семьи на получение субсидии были включены: (ФИО)7 (муж), (ФИО)8 (сын), (ФИО)9 (дочь), (ФИО)10 (дочь). Учитывая изложенное, следует вывод о том, что действия истца по оспариванию решения Департамента о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия свидетельствует о намеренном злоупотреблении своим правом в целях получения мер поддержки в большем объеме, чем это установлено законодательством, что является основанием для применения к данным правоотношениям ст. 10 ГК РФ. Удовлетворение требований истца поставит его в неравное положение по отношению к гражданам, которые действуя добросовестно в рамках действующего правового регулирования, получали меры государственной поддержки в установленном порядке.
В письменных возражения представитель ответчика администрации Березовского района с исковыми требованиями истца не согласилась, указав, что администрация Березовского района не участвует в предоставлении указанной государственной услуги, полномочий на принятие решений в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», затрагивающих права и законные интересы истца в рамках программы, не имеет, в связи с чем, не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу (л.д.60-61).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что на момент предоставления матери истца (ФИО)1 материальной помощи (субсидии) истцу было 11 лет, в связи с чем, в силу возраста она не могла понимать и давать свое волеизъявление на получение или отказ в получении какой-либо материальной помощи (субсидии). Жилое помещение, расположенного по адресу: (адрес), перешло в собственность (ФИО)1 на основании договора купли-продажи от 2001 года, заключенного с администрацией Березовского района, т.е. исключительно за счет денежных средств (ФИО)1, без учета государственной поддержки в виде субсидии. Данный договор никем не оспорен и не признан недействительным. Распоряжение администрации Березовского района №1011 от 29.12.2001 года о предоставлении субсидии (ФИО)1 и членом ее семьи, не подтверждает факт предоставления (выделения) (ФИО)1 денежных средств в виде субсидии на улучшение жилищных условий (ФИО)1 и членам ее семьи. Факт перечисления денежных средств не установлен. Из буквального толкования распоряжения следует, что данная субсидия предоставляется индивидуально (ФИО)1, без указания на членов семьи, а также из самого распоряжения не установлено, были ли на самом деле выделены денежные средства (ФИО)1 либо нет. Полагает, что правоотношения, сложившиеся между (ФИО)1 и администрацией Березовского района, носили правовой характер, регулируемый ЖК РСФСР.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент строительства ХМАО-Югры просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возражения Администрации Березовского района на апелляционную жалобу истца не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения адвоката Простокишина Ф.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы и возражений в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.03.2013 года (ФИО)2 обратилась с заявлением на признание участником подпрограммы «Обеспечение жилым помещением граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре», а также «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с составом семьи 3 человека (л.д.44-45, 46)
21.03.2013 года решением АО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2 была признана участником подпрограммы «Обеспечение жилым помещением граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре», а также «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с составом семьи 3 человека (л.д.43).
06.04.2018 года брак между (ФИО)2 и (ФИО)11 прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д.50).
29.06.2020 года (ФИО)2 обращалась с заявлением о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году (2021 г.) с составом семьи 2 человека (л.д.48).
(ФИО)2 обратилась в Департамент строительства ХМАО-Югры с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в планируемом финансовом 2022 году с составом семьи 2 человека (л.д.36 оборотная сторона-37).
В ответ на запрос Департамента строительства ХМАО-Югры из письма заместителя главы Березовского района от 11.03.2022 года следует, что (ФИО)1 была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 50 000 руб. на оплату жилья, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 102,65 кв.м., в состав семьи на получение субсидии была включены: (ФИО)7 – муж, (ФИО)8 – сын, (ФИО)9 –дочь, (ФИО)10- дочь. Данное жилое помещение предоставлено по программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками на территории муниципального образования «Березовский район» (л.д.37 оборотная сторона-39).
Согласно письму отдела по вопросам малочисленных народов Севера, природопользованию, сельскому хозяйству и экологии администрации Березовского района от 07.06.2022 года (ФИО)2 государственной поддержкой на улучшение жилищных условий по государственной программе ХМАО-Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры» до 2009 года не пользовалась (л.д.56).
05.04.2022 года Департаментом строительства ХМАО-Юры вынесен приказ №138-п о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, согласно приложению 1 к настоящему приказу, в том числе (ФИО)17 ((ФИО)18) Н.Ф. на основании п.п.7.5, 7.7 п.7 Порядка, (л.д.34-36).
08.04.2022 года в адрес истца направлено уведомление о принятом решении о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия, основанием принятия решения послужило получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 7.5 пункта 7 Порядка); выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (подпункт 7.7 пункта 7 Прядка) (л.д.17-18,33).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что (ФИО)2 (ранее – (ФИО)17) в составе семьи ее матери (ФИО)1 была предоставлена безвозмездная субсидия в 2001 году на оплату жилья, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 102,65 кв.м, получаемого по программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками», предоставленного в соответствии с распоряжением администрации Березовского района от 28.12.2001 года № 394-р «О распределении жилья», что является основанием отказа в предоставлении субсидии еще раз в составе другой семьи, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что решение ответчика об исключении (ФИО)2 с составом семьи из Единого списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм» является законным и обоснованным.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий издан закон ХМАО-Югры от 11.11.2005 г. № 103-оз «О программе ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" на 2005-2015 годы, составными частями которой указаны следующие подпрограммы:
1) "Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания";
2) "Доступное жилье молодым";
3) "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
4) "Ипотечное жилищное кредитование";
5) "Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";
6) "Строительство и (или) приобретение жилых помещений для предоставления на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда";
7) "Проектирование и строительство инженерных сетей".
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005 года №103-оз государственная поддержка участников подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» может осуществляться путем: предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений; предоставления права одновременного участия в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование».
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005 года № 103-оз участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семей.
Законом ХМАО - Югры от 21.09.2010 года N 148-оз вышеуказанный Закон ХМАО - Югры от 11.11.2005 года N 103-оз с 01.01.2011 года признан утратившим силу.
Правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года №108-п.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года № 108-п признано утратившим силу с 01 января 2014 г.
С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 01 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданами из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16).
Как прямо предусмотрено Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 346-п, настоящее постановление распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, с 01.01.2021 года реализация мероприятия по предоставлению субсидий гражданам из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм осуществляется в соответствии с мероприятием «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограммы» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года №346-п.
Уполномоченным органом по реализации названного мероприятия с 01.01.2021 года является Департамент строительства ХМАО-Югры.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 года № 643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки (Порядок, Приложение №4 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 года № 643-п).
В соответствии с п. 6.1 Порядка право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 Порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении уведомления выдает или направляет (с отметкой о получении) участнику мероприятия в соответствии со списком участников мероприятия, изъявивших желание получить субсидию в текущем году, уведомление, срок действия которого составляет 15 календарных дней со дня его получения (для совершивших сделку по приобретению жилого помещения), и 90 календарных дней со дня его получения (для не совершивших такую сделку) (п. 13 Порядка).
В силу п. 7 Порядка основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: подача участником мероприятия заявления о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка (п. 7.1); утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) (п. 7.2); отсутствие гражданства Российской Федерации (п. 7.3); получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии до 31 декабря 2010 года, и (или) членами семьи субсидий, социальных выплат из бюджетов всех уровней, направленных на улучшение жилищных условий (п. 7.4); получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома (п. 7.5); выезд участника мероприятия, и членов его семьи в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства (п. 7.6); выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (п. 7.7); отказ в предоставлении субсидии, принятого на основании пункта 19 порядка (п. 7.8); непредставление документов в период действия уведомления, указанных в пункте 15 порядка (п. 7.9); неоднократное (дважды) неполучение уведомления (п. 7.10); смерть участника мероприятия (с учетом положений пункта 8 порядка) (п. 7.11).
Таким образом, в случае не предоставления участником мероприятия предусмотренных настоящим Порядком документов в течение срока действия уведомления о возникновении права на получение субсидии (90 календарных дней со дня получения уведомления для не совершивших сделку по приобретению жилого помещения), уполномоченный орган принимает решение о снятии граждан с учета на получение субсидии и исключении их из списка участников мероприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в заявлениях о признании участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», в заявлении о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2021 году, истец не указывала сведения о получении субсидии в составе семьи матери (ФИО)1
(ФИО)10 ((ФИО)2 после заключения брака), (дата) года рождения, является дочерью (ФИО)1, (дата) года рождения.
В соответствии с распоряжением главы местного самоуправления муниципального образования Березовский район от 29.12.2001 года № 1011-р (ФИО)1 предоставлена безвозмездная субсидия в размере 50 000 руб. на оплату жилья, получаемого по программе «Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками» (л.д. 40).
На основании распоряжения главы администрации Березовского района от 28.12.2001 года № 394-р (ФИО)1 выдан ордер (номер) на право занятия 3-комнатной квартиры, общей площадью 102,65 кв.м., расположенной по адресу: (адрес) (л.д.19-21).
В список лиц, вселяемых по ордеру с правом на площадь, включены (ФИО)1 (глава), (ФИО)7 (отец), (ФИО)8 (сын), (ФИО)9 (дочь), (ФИО)10 (дочь).
29.05.2002 года между МО «Березовский район» и (ФИО)1 заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: (адрес).
После регистрации права собственности право пользования жилым помещением приобрели члены семьи покупателя: (ФИО)7, (ФИО)8, (ФИО)9, (ФИО)10
18.06.2002 года в отношении указанной квартиры между (ФИО)1 и (ФИО)12 заключен договор мены квартир, согласно которому (ФИО)1 обязалась передать последнему указанную квартиру, а (ФИО)12 обязался передать ей квартиру, расположенную по адресу: р.(адрес).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцу в составе семьи его матери (ФИО)1 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), что явилось основанием для обоснованного снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание положения норм Гражданского кодекса РФ о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, не учел положения пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.
Основывая вывод на письме заместителя главы Березовского района от 11.03.2022 года № 30-Исх-1619, суд первой инстанции не учел, что фактически материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих численный состав семьи (ФИО)1, на который была предоставлена безвозмездная субсидия на оплату жилья, расположенного по вышеуказанному адресу.
Право собственности на указанное жилое помещение на (ФИО)18 ((ФИО)19 не оформлялось, её нахождение в численном составе членов семьи (ФИО)1 в ордере (номер) от 28.12.2001 года не презюмирует её включение в состав семьи (ФИО)1 для предоставления субсидии.
Таким образом, оснований для снятия истца с учета на получение субсидии и исключения из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коленных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Департамент строительства ХМАО-Югры является ответственным исполнителем государственной программы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация Березовского района является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Буториной Н.Ф. к администрации Березовского района у суда не имеется.
Поскольку суд неправильно определил значимые обстоятельства, это привело к ошибочным выводам и является основанием для отмены судебного решения в соответствии с правилами ст. 330 ГПК РФ в части отказа в удовлетворении исковых требований к Департаменту строительства ХМАО-Югры, принятия в указанной части нового решения об удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда от 25 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Буториной Натальи Федоровны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа, отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования (ФИО)2 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – удовлетворить.
Признать приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 138-п от 05.04.2022 года «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коленных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» незаконным в части исключения (ФИО)2.
Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры восстановить (ФИО)2 в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов, признанных до 31.12.2014 года участниками программы на получение мер государственной поддержки в рамках мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коленных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» на получение мер государственной поддержки государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2020 года № 643-п.
В остальной части решение Березовского районного суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)2 – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2023 года.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Солонина Е.А.