Решение по делу № 2-850/2018 от 24.05.2018

Дело

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск                             ДД.ММ.ГГГГ

    Краснокамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шабуниной К.С.,

при секретаре Чикишевой О.В.,

с участием истца Валиевой З.М.,

представителя третьего лица Администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р. (по доверенности),

представителя третьего лица Администрации Краснокамского городского поселения Калмыковой М.М. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Валиевой Замили Махмутовны к Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании отказа незаконным,

у с т а н о в и л:

    Валиева З.М. обратилась с иском к Министерству строительства и архитектуры Пермского края, просит признать отказ в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году незаконным, признать решение об исключении истца из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. незаконным, признать за истцом право нахождения в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении -ДД.ММ.ГГГГ года, возложить обязанность на ответчика выдать истцу государственный жилищный сертификат в 2018 году.В обоснование иска указала, что она является участницей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» с ДД.ММ.ГГГГ года в составе семьи Валиева Рамиля Шакировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категория «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». В связи с расторжением брака с Валиевым Рамилем Шакировичем истец обратилась в администрацию Краснокамского городского поселения с заявлением о разделении в списке граждан на получения сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по дате постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГГГ года. Постоянно действующей рабочей комиссией по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 года было рассмотрено заявление истца о включении в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами раздельно с Валиевым Р.Ш. Рассмотрев учетные дела Валиевых, представленные администрацией Краснокамского городского поселения рабочая комиссия по ГЖС Краснокамского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года приняла решение о включении в список граждан - участников подпрограммы на 2014 года по дате признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГ года двух семей: Валиева Рамиля Шакировича и сына Валиева Марса Рамильевича под номером № 2 и Валиеву Замилю Махмутовну под номером №3 в списке очереди. истец ежегодно проходила перерегистрацию как вынужденный переселенец для участия в подпрограмме. В 2016 году Валиев Рамиль Шакирович получил государственный жилищный сертификат па приобретение жилого помещения и реализовал его. Согласно очередности в начале 2018 года учетное дело истца было направленно в Министерство строительства и архитектуры Пермского края для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата в текущем году по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». Однако в апреле 2018 года истцу вручили уведомление об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году и исключении из сводного списка граждан - получателей сертификатов по Пермскому краю. Основание - неправомерно принятое решение органами местного самоуправление Краснокамского муниципального района о сохранении за истцом право находиться в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по первоначальной дате постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что вышеуказанное решение Министерства строительства и архитектуры Пермского края не правомерно. С момента разделения очереди в 2013 году учетное дело истца неоднократно проверялось специалистами Министерства и замечаний по данному основанию не поступало. Нормативно-правовых документов, запрещающих процедуру разделения семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца на несколько семей, с сохранением за каждым членом семьи даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ни на федеральном, ни на краевом уровне не было.

    Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в 2001 году семья Валиевы приехала в Пермский край, как переселенцы, после расторжения брака истец подала заявление в администрацию района, в 2013 году очереди истца и другими членами семьи Валиевых были разделены, истец стала претендовать на предоставление жилого помещения не в качестве члена семьи Валиева РШ, а как самостоятельное лицо. Сын учитывался как член семьи Валиева РШ.В 2016 году бывший муж истца и сын получили сертификат и купили квартиру, и истцу до настоящего времени сертификат не выдан, ей предложено обратиться в суд.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Ранее ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, указано, что учетное дело Истца было передано в Министерство. Министерством осуществлена проверка учетного дела Истца на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 19, 44 Правил. В ходе проверки учетного дела было выявлено следующее. Истец состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи вынужденного переселенца Валиева Р.Ш. (супруг) в качестве члена его семьи (состав семьи 4 человека) с ДД.ММ.ГГГГ С 2006 года Валиев Р.Ш. подавал заявления об участии в основном мероприятии. Истец и Валиев Р.Ш. как вынужденные переселенцы при постановке их на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, являлись одной семьей. ДД.ММ.ГГГГ между Истцом и Валиевым Р.Ш. расторгнут брак. ДД.ММ.ГГГГ Истцом было подано заявление в Администрацию Краснокамского городского поселения о рассмотрении вопроса разделения очереди с Валиевым Р.Ш., так как между ними расторгнут брак, и поставить ее в очередь отдельно с ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление Истца администрацией было удовлетворено. Однако Истец и Валиев Р.Ш., имея статус вынужденных переселенцев, подлежат обеспечению жилым помещением как лица указанной категории только в составе одной семьи, так как законодательство не предусматривает возможности обеспечения лиц, признанных вынужденными переселенцами, отдельными жилыми помещениями на каждого члена семьи в отдельности. Валиев Р.Ш. с составом семьи 4 человека, в состав которой входила и Истец, при их переселении на территорию Российской Федерации были учтены в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включались в сводные списки одной семьей, то последующее изменение их семейного положения, правового значения не имеет, так как законодательство не предусматривает возможности в этом случае обеспечения жилым помещением каждого лица, имеющего статус вынужденного переселенца, в отдельности. Действующим жилищным законодательством не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь с присвоением последующего номера очередности. Раздел учетного дела с учетом времени постановки на очередь повлечет нарушение очередности улучшения жилищных условий других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и приведет к ущемлению их прав. Кроме того, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и участие граждан в основном мероприятии носит заявительный характер, установлен заявительный порядок. При этом истец могла участвовать в основном мероприятии в составе семьи Валиева Р.Ш. Согласно документам, приложенным к исковому заявлению, истцу был продлен статус вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт указывает на то, что в настоящее время истцом статус вынужденного переселенца не подтвержден, то есть можно сделать вывод о том, что Истец не является вынужденным переселенцем, в связи с чем исковые требования противоречат вышеуказанным нормам закона.

В силу ч.2 ст.150, ст. 167,233,237 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, при имеющихся доказательствах, в порядке заочного судопроизводства.

    Представитель третьего лица Администрации Краснокамского муниципального района Филимонова Ж.Р. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что главным основанием для отказа истцу является то, что сама процедура разделения не прописана в нормативных актах. Сама программа «Жилище» перестала действовать, сейчас действует программа «Основное мероприятие обеспечения жильем». Изменения, регулирующие данный вопрос, не прописаны. Ежегодно истец проходила перерегистрацию. Согласно спискам, эта семья состояла в очереди по Пермскому краю. Администрацией Краснокамского муниципального района было принято решение о разделении семьи в очереди с момента постановки, то есть с 2001г. На 2014год Валиева уже учитывалась в отдельной очереди. Решение комиссии в 2013 году не было оспорено Министерством. В связи с тем, что изменилось законодательство, изменилась программа. Министерство приняло решение об отказе в выдаче истцу сертификата. В 2016 году Валиев Р.Ш. получил сертификат на троих человек – на себя, сына и внука. Министерство считает, что администрация Краснокамского муниципального района не могла поставить Валиеву ЗМ в очереди дате по первоначальной постановки на учет. На сайте в реестре о выдаче сертификата Валиева ЗМ имеется в списке по состоянию на 2018, и деньги на нее выданы.

    Представитель третьего лица Администрации Краснокамского городского поселения Калмыкова М.М. поддержала позицию представителя администрации Краснокамского муниципального района, дополнительно пояснила, что на момент разделения очереди у Администрации не было оснований отказать истцу в постановке в очередь с 2001 года. Ежегодно формируются и подаются списки переселенцев. Из Министерства поступила информация, что на Валиеву ЗМ и еще одну семью будут выданы сертификаты, были отправлены все документы, не поступило замечаний. Администрация Краснокамского городского поселения ведет учет нуждающихся семей, а администрация Краснокамского муниципального района проверяет документы и предоставляет документы в Министерство для решения о выдаче сертификата.

    Выслушав истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

     Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным Постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.

Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В силу пункта 26 названных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Из вышеприведенных норм в их системном толковании следует, что для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих условий: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами, включение территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом формирование сводного списка осуществляется, в том числе с учетом хронологической последовательности постановки граждан - участников подпрограммы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из учетного дела, Валиев РШ ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы местного самоуправления г. Краснокамска с заявлением о постановке на учет на получение жилья как вынужденного переселенца, с семьей из 4-х человек, в состав которой входили жена Валиева ЗМ (истец) и двое сыновей. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ семья принята на учет. Брак между Валиевым РШ и Валиевой ЗМ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Истец ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о разделении очереди с сохранением даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и участии в основном мероприятии отдельно от бывшего супруга. Администрация Краснокамского городского поселения включила Валиеву ЗМ в списки участников основного мероприятия на 2014 год с первоначальной даты постановки на жилищный учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Валиев РШ и сын Валиев МР сохранили очередность с первоначальной даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им в 2016 году был выдан жилищный сертификат.

Истец (в составе семьи четыре человека) была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, именно с этой даты, а не с 2014 года - даты раздела очереди, как указал ответчик, за нею подлежит признание права на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем доводы ответчика суд считает не состоятельными. Изменение состава семьи не влечет изменения даты постановки на учет одного из бывших членов семьи вынужденного переселенца, дата постановки исчисляется с даты первичной постановки на учет. Поскольку истец проживает отдельной от Валиева РШ семьей, совместного хозяйства не ведут, то истец имеет право на включение в сводный список получателей сертификатов отдельно друг от друга.

Согласно преамбуле Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" утвержденном во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" оно регламентирует вопросы предоставления вынужденным переселенцам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) в органах местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых принимали участие территориальные органы Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (в дальнейшем именуются - территориальные органы Минфедерации России). Согласно п. 3.4 данного Приказа вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. УФМС истца на жилищный учет не ставило, а лишь предоставляло статус вынужденного переселенца, из чего также следует, что датой признания за истцом право на получение жилищного сертификата также следует считать с 2001 года.Суд считает, что Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ N 845 от 8.11.2000 г применению к данному спору не подлежит, однако, не в связи с утратой им силы, а в связи с неприменением данного пункта к рассматриваемой ситуации.

Согласно Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" (п.3) Вынужденный переселенец для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда (далее - учет) лично подает в территориальный орган заявление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием в нем своих несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца.При подаче заявления представляются следующие сведения и документы с приложением их копий:документы, удостоверяющие личность вынужденного переселенца и членов его семьи;сведения об удостоверении вынужденного переселенца и удостоверении вынужденного переселенца каждого из совершеннолетних членов семьи;свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака;свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14 лет;заявление членов семьи, не имеющих статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку их персональных данных. Учет осуществляется путем ведения единого списка вынужденных переселенцев на получение жилых помещений фонда (далее - единый список) по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. На вынужденного переселенца, принятого на учет, его несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов его семьи, имеющих статус вынужденного переселенца, формируется учетное дело. Решение о предоставлении вынужденному переселенцу (его несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца) жилого помещения фонда принимается территориальным органом, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, на основании заявления вынужденного переселенца, состоящего на учете, о предоставлении жилого помещения фонда (п.п.6, 7, 10). Территориальный орган выдает вынужденному переселенцу, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения фонда, направление на проживание в жилом помещении фонда по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, в котором указываются лица, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, заселяемые в жилое помещение фонда совместно с вынужденным переселенцем.

Как указано выше, включение в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" носит заявительный порядок. В администрации семьи истца и Валиева РШ учтены отдельно.В материалах учетного дела имеется заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ г о включении ее в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" имеются ежегодные заявления истца о включении ее в список получателей жилищных сертификатов, перепиской государственных органов подтверждается обращение истца в установленном порядке с заявлением и включении ее в список граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018г. Истец, как установлено судом, более не является членом семьи Валиева РШ., в силу чего она обладает самостоятельным правом на получение жилищного сертификата.

На день подачи иска истец имела статус вынужденного переселенца. Основания отказа ответчиком истцу в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году Валиевой Замиле Махмутовне, об исключении из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. суд признает незаконными, иных оснований отказа ответчик при рассмотрении вопроса о выдаче жилищного сертификата не указал, указанные основания являются незаконными. В связи с этим ответчику следует повторно разрешить вопрос о выдаче истцу жилищного сертификата, поскольку могут быть иные причины отказа. Суд признает за истцом право на нахождение в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении -ДД.ММ.ГГГГ.

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Исковые требования Валиевой Замили Махмутовны удовлетворить.

Признать решение Министерства строительства и архитектуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году Валиевой Замиле Махмутовне, об исключении из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. незаконным.

Признать за Валиевой Замилей Махмутовной право на нахождение в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении -ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство строительства и архитектуре Пермского края решить вопрос о выдаче Валиевой Замиле Махмутовне государственного жилищного сертификата в 2018 году.

Ответчик вправе подать в Краснокамский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской Пермского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворения этого заявления.

Председательствующий-                    К.С. Шабунина

2-850/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
krasnokam.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее