Решение от 14.02.2024 по делу № 2-96/2024 (2-1470/2023;) от 24.11.2023

Дело № 2-96/2024

УИД: 67RS0007-01-2023-002311-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2024 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи)     : Дроздова С.А.,

с участием прокурора                      : Малютиной А.Д.,

при секретаре                                     : Кайченковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление коммунального хозяйства» о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление коммунального хозяйства» (далее – МБУ «УКХ», учреждение) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что в рамках проверки, проведенной прокуратурой, на территории городского кладбища «Бабахино» установлено наличие мест несанкционированного складирования мусора (порубочные остатки; пришедшие в негодность похоронные аксессуары – венки, цветы; пластиковые бутылки, бумага, битое стекло и пр.). При этом, согласно п. 2.2 Устава МБУ «УКХ» одним из основных видов деятельности учреждения является вывоз мусора с территорий кладбищ Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области. По факту выявленных нарушений Сафоновской межрайонной прокуратурой 04.09.2023 в адрес директора МБУ «УКХ» внесено представление. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены. В связи с этим, просил признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства, выразившееся в непринятии мер к очистке территории общественного кладбища «Бабахино», и обязать ответчика провести мероприятия по очистке территории кладбища от мусора.

Определением от 11 января 2024 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник Сафоновского межрайонного прокурора Малютина А.Д. заявленные требования уточнила, просила обязать МБУ «УКХ» провести мероприятия по очистке территории общественного кладбища «Бабахино» от мусора.

Представитель МБУ «УКХ» в судебное заседание не явился, о причинах неявки

суд не уведомил. При этом, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленных в адрес суда письменных возражениях ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что необходимые работы по вывозу отходов кладбища были проведены 08.09.2023 г. и проводятся в настоящее время в плановом режиме и в случае необходимости.

На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав старшего помощника Сафоновского межрайонного прокурора Малютину А.Д., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Конституцией Российской Федерации (статья 42), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 11), Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 8) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

При этом, в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статьей 13 данного Федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, который допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, которые обязательны для органов местного самоуправления, установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.

Согласно названным Санитарным правилам при устройстве кладбища должно предусматриваться, в том числе благоустройство его территории (пункт 53). На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил (пункт 65).

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22).

Анализ приведенного нормативного регулирования свидетельствует о том, что вопросы организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения, установление порядка организации уборки территорий общественных кладбищ, благоустройства их территорий отнесены к вопросам местного значения.

При этом, вышеназванным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17).

Постановлением Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 17.07.2023 № 898 утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства», основной целью деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации полномочий по вопросам местного значения в сфере благоустройства посредством уборки дорог местного значения, а также мест общего пользования на территории муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, в частности, вывоз мусора с территорий кладбищ механизированным способом (пункты 2.1-2.2 Устава).

Из представленных прокуратурой актов проверки от 10.11.2023 г. и от 31.01.2024 г., составленных, в том числе с участием представителя МБУ «УКХ», следует, что на территории городского кладбища «Бабахино» имеются места несанкционированного складирования мусора (порубочные остатки, пришедшие в негодность похоронные аксессуары (венки, цветы и т.п.).

Соответственно, изложенные ответчиком в письменных возражениях доводы о том, что необходимые работы по вывозу отходов с кладбища проведены и проводятся в настоящее время, в том числе в плановом режиме в случае необходимости, опровергаются материалами дела.

При таких установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности по проведению мероприятий, направленных на очистку территории общественного кладбища от мусора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 6726024549) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                     /░░░░░░░/                       ░.░.░░░░░░░

              ░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

              ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                                   ░.░.░░░░░░░

2-96/2024 (2-1470/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафоновский межрайонный прокурор
Ответчики
МБУ "Управление коммунального хозяйства"
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
safonovo.sml.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация административного искового заявления
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Подготовка дела (собеседование)
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено
14.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее