УИД 28RS0011-01-2021-000041-34
Дело №33АП-1586/2021 судья первой инстанции
Докладчик Калиниченко Т.В. Кузнецова Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 апреля 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Абрамовой С.А., Дружинина О.В.
при секретаре Семеновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области, действующего в интересах Грицких Юрия Анатольевича, к администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, по апелляционной жалобе представителя Администрации Мазановского района Амурской области на решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Калиниченко Т.В., объяснения участвующего в деле прокурора Пряхиной И.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах Ф.И.О.9, обратился в суд с исковым заявлением в обоснование иска указав, что Грицких Ю.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать – Ф.И.О.3 умерла <дата>, отец – Ф.И.О.2 лишен родительских прав решением Свободненского городского суда от 31 марта 2005 года. Постановлением администрации Мазановского района от 23 января 2003 года №14 Грицких Ю.А. поставлен на льготную очередь на получение жилья в Мазановском районе. Решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.06.2006 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мазановского района» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 квадратных метра для одиноко проживающих граждан. Грицких Ю.А. до настоящего времени администрацией Мазановского района жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на обеспечение жильем вне очереди, не ниже установленных социальных норм.
На основании вышеизложенного прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию Мазановского района Амурской области представить Грицких Ю.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора исковые требования поддержала, указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнила, что Грицких Ю.А. не имеет в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, просит удовлетворить исковые требования, предоставить Грицких Ю.А. жилое помещение в <адрес>.
Истец Грицких Ю.А. доводы иска поддерживал, дополнительно пояснил, что в настоящее время проживает в Свободненском районе с бабушкой в съемном жилье, жилья в собственности не имеет.
Представители ответчика администрации Мазановского района и третьего лица Управления образования администрации Мазановского района ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из представленных администрацией Мазановского района письменных возражений следует, что ответчик с исковыми требованиями прокурора Мазановского района не согласен. Грицких Ю.А. действительно был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Жильё у администрации Мазановского района отсутствует для предоставления его данной категории лиц, так как жилой фонд был передан в 2008 году в Новокиевский сельсовет Мазановского района. На сегодняшний день средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из вышестоящего бюджета в бюджет района не поступили. Имеются не исполненные 17 решений суда по предоставлению жилых помещений для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменном отзыве Управление образования администрации Мазановского района Амурской области исковые требования прокуратуры Мазановского района признает в полном объёме.
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года на администрацию Мазановского района Амурской области возложена обязанность предоставить Грицких Ю.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в с. Раздольное Мазановского района Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурора Мазановского района с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации Мазановского района, ходатайствовавшая о рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи через Мазановский районный суд Амурской области, для рассмотрения жалобы в Мазановский районный суд Амурской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судебном апелляционной инстанции извещена надлежаще.
Представитель Управления образования администрации Мазановского района о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о его рассмотрении в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции также не явились, ходатайств не заявлено.
С учетом мнения прокурора и представителя администрации Мазановского района, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Грицких Юрия Анатольевича, <дата> года рождения, являются отец – Ф.И.О.2, <дата> года рождения, мать – Ф.И.О.3, <дата> года рождения.
Согласно копии записи акта о смерти Отделения ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС по <адрес> <номер> от <дата>, Ф.И.О.3, <дата> года рождения, умерла <дата>.
Ф.И.О.2, <дата> года рождения, решением Свободненского городского суда <адрес> от <дата> лишен родительских прав отношении его несовершеннолетнего сына Грицких Ю.А., <дата> года рождения; несовершеннолетний Грицких Ю.А. передан на воспитание органов опеки и попечительства.
Постановлением Администрации Мазановского района Амурской области от 23 января 2003 года <номер>, Грицких Ю.А., <дата> года рождения, поставлен на льготную очередь на получение жилья в Мазановском районе.
Согласно материалам дела, Грицких Ю.А. жилого помещения в собственности не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Грицких Ю.А. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Мазановского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Мазановского района Амурской области обязанности предоставить Грицких Ю.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Мазановского района Амурской области доводы о том, что в настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Мазановского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0011-01-2021-000041-34
Дело №33АП-1586/2021 судья первой инстанции
Докладчик Калиниченко Т.В. Кузнецова Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 апреля 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Абрамовой С.А., Дружинина О.В.
при секретаре Семеновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области, действующего в интересах Грицких Юрия Анатольевича, к администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, по апелляционной жалобе представителя Администрации Мазановского района Амурской области на решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Калиниченко Т.В., объяснения участвующего в деле прокурора Пряхиной И.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах Ф.И.О.9, обратился в суд с исковым заявлением в обоснование иска указав, что Грицких Ю.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать – Ф.И.О.3 умерла <дата>, отец – Ф.И.О.2 лишен родительских прав решением Свободненского городского суда от 31 марта 2005 года. Постановлением администрации Мазановского района от 23 января 2003 года №14 Грицких Ю.А. поставлен на льготную очередь на получение жилья в Мазановском районе. Решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.06.2006 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мазановского района» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 квадратных метра для одиноко проживающих граждан. Грицких Ю.А. до настоящего времени администрацией Мазановского района жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на обеспечение жильем вне очереди, не ниже установленных социальных норм.
На основании вышеизложенного прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию Мазановского района Амурской области представить Грицких Ю.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора исковые требования поддержала, указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнила, что Грицких Ю.А. не имеет в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, просит удовлетворить исковые требования, предоставить Грицких Ю.А. жилое помещение в <адрес>.
Истец Грицких Ю.А. доводы иска поддерживал, дополнительно пояснил, что в настоящее время проживает в Свободненском районе с бабушкой в съемном жилье, жилья в собственности не имеет.
Представители ответчика администрации Мазановского района и третьего лица Управления образования администрации Мазановского района ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из представленных администрацией Мазановского района письменных возражений следует, что ответчик с исковыми требованиями прокурора Мазановского района не согласен. Грицких Ю.А. действительно был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Жильё у администрации Мазановского района отсутствует для предоставления его данной категории лиц, так как жилой фонд был передан в 2008 году в Новокиевский сельсовет Мазановского района. На сегодняшний день средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из вышестоящего бюджета в бюджет района не поступили. Имеются не исполненные 17 решений суда по предоставлению жилых помещений для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменном отзыве Управление образования администрации Мазановского района Амурской области исковые требования прокуратуры Мазановского района признает в полном объёме.
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года на администрацию Мазановского района Амурской области возложена обязанность предоставить Грицких Ю.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в с. Раздольное Мазановского района Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурора Мазановского района с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации Мазановского района, ходатайствовавшая о рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи через Мазановский районный суд Амурской области, для рассмотрения жалобы в Мазановский районный суд Амурской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судебном апелляционной инстанции извещена надлежаще.
Представитель Управления образования администрации Мазановского района о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о его рассмотрении в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции также не явились, ходатайств не заявлено.
С учетом мнения прокурора и представителя администрации Мазановского района, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Грицких Юрия Анатольевича, <дата> года рождения, являются отец – Ф.И.О.2, <дата> года рождения, мать – Ф.И.О.3, <дата> года рождения.
Согласно копии записи акта о смерти Отделения ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС по <адрес> <номер> от <дата>, Ф.И.О.3, <дата> года рождения, умерла <дата>.
Ф.И.О.2, <дата> года рождения, решением Свободненского городского суда <адрес> от <дата> лишен родительских прав отношении его несовершеннолетнего сына Грицких Ю.А., <дата> года рождения; несовершеннолетний Грицких Ю.А. передан на воспитание органов опеки и попечительства.
Постановлением Администрации Мазановского района Амурской области от 23 января 2003 года <номер>, Грицких Ю.А., <дата> года рождения, поставлен на льготную очередь на получение жилья в Мазановском районе.
Согласно материалам дела, Грицких Ю.А. жилого помещения в собственности не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Грицких Ю.А. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Мазановского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Мазановского района Амурской области обязанности предоставить Грицких Ю.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Мазановского района Амурской области доводы о том, что в настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Мазановского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи