Дело № 2-263/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 30 марта 2016 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,
с участием истцов ФИО3, ФИО4,
представителя ответчика ФИО9,
представителя третьего лица ФИО10,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО3, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, возложении обязанности заключить договор о передаче в собственность безвозмездно жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей обратились в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, возложении обязанности заключить договор о передаче в собственность безвозмездно жилое помещение.
Исковые требования мотивировали тем, что на основании решения комиссии по распределению служебных помещений среди работников здравоохранения Чернушинского муниципального района МБУЗ «Чернушинская центральная районная поликлиника» от ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи было выделено жилое помещение, в виде 1-этажного жилого дома, общей площадью 64,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным решением комиссии ДД.ММ.ГГГГ с ним и МБУЗ «Чернушинская ЦРП» был заключен договор найма служебного помещения, хотя в решении комиссии условия предоставления жилого помещения не оговорены. Указанное жилое помещение является собственностью муниципального образования «Чернушинский муниципальный район» на основании свидетельства о государственной регистрации права и ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Чернушинская ЦРП» помещение было передано на праве оперативного управления. После заключения с ним договора найма служебного помещения они все семьей вселились в жилое помещение, и зарегистрированы по месту проживания постоянно. В последующем МБУЗ «Чернушинская ЦРП» было реорганизовано в ГБУЗ ПК «Чернушинская ЦРП» с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано ГБУЗ ПК «Чернушинская РБ». ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, от администрации Чернушинского муниципального района получил отказ в приватизации, а ГБУЗ ПК «Чернушинская РБ» против приватизации не возражает. Считает данный отказ незаконным. Считает, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения и в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации на общих основаниях. Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету подлежат независимо от форм собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Такой документ отсутствует. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение передано ГБУЗ ПК «Чернушинская ЦРП» в безвозмездное пользование под служебное жилье. То есть на момент заключения с ним договора найма служебного жилого помещения как служебное оно не значилось. Просит признать незаконным отказ администрации Чернушинского муниципального района в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Чернушинского муниципального района заключить с ним и членами его семьи договор о передаче в собственность безвозмездно указанного жилого помещения.
Истцы ФИО3, ФИО4, в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержали, на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района ФИО9 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Чернушинский муниципальный район выделил денежные средства на приобретение жилого дома в <адрес> для обеспечения жильем медицинского работника Трушниковского ФАП. Процедура покупки жилого дома была проведена в соответствии с действующим на тот момент ФЗ №. Был проведен аукцион на покупку жилого дома и управление имущественных отношений, как делегированное лицо от имени администрации муниципального района, приобрело данное жилое помещение, денежные средства были уплачены в полном объеме. После приобретения данного жилого помещения главой Чернушинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд. На тот момент Чернушинская центральная районная поликлиника являлась собственностью муниципального района и данный жилой дом был закреплен на праве оперативного управления за ней. В ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор найма служебного помещения. В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением <адрес> поликлиники перешли в собственность на уровне субъекта, в связи с этим, данное помещение было изъято из права оперативного управления, закреплено в казне Чернушинского муниципального района и предоставлено ГБУЗ ПК «Чернушинская центральная районная поликлиника» по договору безвозмездного пользования. В сентябре 2012 года в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» были внесены изменения, согласно им все объекты недвижимости должны стоять на учете, и на основании сведений ГКН сведения вносятся в свидетельства о праве собственности. Управление имущественных отношений обращалось в федеральную кадастровую палату по поводу присвоения данному помещению статуса служебного жилья, на что было получено решение от кадастрового органа о том, что невозможно присвоить данный статус в связи с программными мероприятиями. Муниципалитет не препятствует в пользовании данным жилым помещением истцам, однако считает, что данное жилое помещение должно остаться в собственности муниципалитета, поскольку неизвестно сколько будет работать истец в районной больнице, возможно, что после приватизации он уволится и Трушниковского сельское поселение останется без квартиры и соответственно без возможности привлечения нового специалиста. В бюджете муниципального района не так много денежных средств, для того, чтобы они приобретали жилье и предоставляли его нуждающимся специалистам.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «<адрес> больница» ФИО10 против удовлетворения требований истцов не возражала.
Представитель третьего лиц администрации Трушниковского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В предварительном судебном заседании представитель администрации Трушниковского сельского поселения - глава администрации Трушниковского сельского поселения ФИО11 с исковыми требованиями истцов не согласился, пояснил, что у администрации Трушниковского сельского поселения имеются опасения, что в случае приватизации спорного жилого помещения специалист продаст данное жилое помещение и уедет. В дальнейшем привлечение новых специалистов станет проблематичным.
Суд, заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерация, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, 1-этажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Чернушинский муниципальный район (л.д.55).
Согласно распоряжения главы Чернушинского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в специализированный жилищный фонд Чернушинского муниципального района, с отнесением к служебному жилому помещению (л.д.54).
Согласно протоколу заседания комиссии по распределению служебных помещений среди работников здравоохранения Чернушинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, заведующему в Трушниковском фельдшерско-акушерском пункте, выделен жилой 1-этажный дом, общей площадью 64,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Чернушинская центральная районная поликлиника» (Наймодатель) и ФИО3 (Наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9-11).
В соответствии с условиями вышеуказанного договора найма служебного помещения, Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в пользование жилое помещение, находящееся на праве оперативного управления, состоящее из жилого 1-этажного жилого дома общей площадью 64,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (пункт 1). Жилой дом представляется в связи с работой ФИО3 в должности зав.ФАП Трушниковского ФАП (пункт 2). Договор заключен на период трудовых отношений (пункт 5).
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района (Ссудодатель) и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Чернушинская центральная районная поликлиника» (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования имуществом № б/п (л.д.13-15).
Согласно п.1.1 Ссудодатель передал Ссудополучателю в безвозмездное пользование жилое помещение 1-этажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилое помещение предоставляется Ссудополучателю под служебное жилье (п.1.3). Договор заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к главе Чернушинского муниципального района, а также к и.о. главного врача ГБУЗ ПК «<адрес> больница» с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.21-22).
Из письменного ответа главного врача ГБУЗ ПК «Чернушинская РБ» следует, что против приватизации спорного жилого помещения, они не возражают, с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность необходимо обратиться в администрацию Чернушинского муниципального района (л.д.19-20).
ДД.ММ.ГГГГ главой Чернушинского муниципального района в адрес ФИО3 был дан письменный ответ, из которого следует, что приватизация указанного жилого помещения не представляется возможным. Жилой дом был приобретен в 2012 году за счет средств районного бюджета, с целью обеспечения жильем медицинского работника Трушниковского ФАП. Жилой дом включен в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному помещению. Служебное помещение предоставлено на период трудовых отношений (л.д.18).
С учетом, установленных по делу обстоятельств, следует, что данный жилой дом возводился в рамках муниципальной целевой программы, с учетом вложения денежных средств местного бюджета, с целью обеспечения жильем медицинского работника, был отнесен к специализированному жилому фонду. При предоставлении истцу ФИО3 и его семье жилого дома, спорное жилое помещение находилось в муниципальной собственности, являлось служебным, Решений об исключении спорного жилого помещения из числа служебных и в дальнейшем из специализированного фонда не принималось. Разрешения на приватизацию служебного жилого помещения собственником жилого помещения истцу не представлено.
Доводы истцов о том, что данное жилое помещение не зарегистрировано в органах государственной регистрации на недвижимое имущество как служебное, не означает, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного помещения.
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Во исполнение названных законоположений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с пунктом 12 которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пункт 14 Правил устанавливает, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Как видно из материалов дела, решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение) принято на основании распоряжения главы Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация в данном случае выполняет лишь функцию учета, но не является основанием для возникновения или прекращения статуса служебного жилого помещения.
На основании изложенного, в соответствии со ст.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорное жилое помещение не подлежит приватизации, соответственно исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО3, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, возложении обязанности заключить договор о передаче в собственность безвозмездно жилое помещение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Снегирева