Судья Кизима И.С. дело №33-3689/2024 (№2-12/2024)
УИД 22RS0057-01-2023-000368-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2024 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Медведева А.А., Ромашовой Т.А., Довиденко Е.А., Тенгерековой Л.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Угловского района Алтайского края в интересах К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Угловского района Алтайского края обратился в суд в интересах К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю), указав, что К. является инвалидом второй группы, индивидуальной программой реабилитации инвалида *** ей рекомендованы технические средства реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), ходунки шагающие. ДД.ММ.ГГ К. обратилась с заявлением о выдаче указанных технических средств реабилитации, между тем до настоящего времени она ими не обеспечена. В результате противоправного бездействия должностных лиц ОСФР по Алтайскому краю К. причинен моральный вред. Факт нравственных страданий К. подтверждается характером ее заболевания, наличием ограничений вести привычный образ жизни, физического дискомфорта, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации.
У К. отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации, в отсутствие которых у нее ограничивается ведение комфортного уровня жизни.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Угловского района Алтайского края просил признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению К. техническими средствами реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), ходунки шагающие; возложить на ОСФР по Алтайскому краю обязанность предоставить К. технические средства реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), ходунки шагающие; взыскать с ОСФР по Алтайскому краю в пользу К. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению К. техническими средствами реабилитации.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить К. технические средства реабилитации: ортопедические брюки 1 шт. (12-01-02), кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) 1 шт. (23-01-02), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) 1 шт. (7-02-01), ходунки шагающие 1 шт. (6-10-01).
С ОСФР по Алтайскому краю в пользу К. взыскана компенсация морального вреда в сумме 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Алтайскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что направленное посредством почтовой связи извещение о судебном заседании, назначенном на 18 января 2024 года, поступило в ОСФР по Алтайскому краю 15 января 2024 года, то есть за 2 дня до судебного заседания. С учетом срока регистрации письма в системе электронного документооборота, срока его рассмотрения, передачи в структурное подразделение и исполнителю, извещение о судебном заседании с копией определения суда поступило исполнителю 19 января 2024 года, что подтверждается штампом о регистрации. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, чем был лишен возможности представить доказательства в обоснование своих доводов, что привело к нарушению его прав на защиту.
Приходя к выводу о бездействии ответчика, суд не принял во внимание предусмотренный законодательством механизме обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, порядок проведения закупок, который допускает необходимость ожидания фактической выдачи технических средств реабилитации с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета, необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика, длительности процедуры заключения государственных контрактов. В том числе по этой причине законодателем предусмотрены альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, использование которых является правом инвалида и само по себе не свидетельствует о нарушении его прав ответчиком. Действующим законодательством предусмотрена выплата компенсации стоимости технического средства реабилитации в случае его самостоятельного приобретения инвалидом, а также возможность приобретения средства с использованием электронного сертификата.
Ответчик при рассмотрении заявления К. действовал в точном соответствии с требованиями законодательства и предусмотренной административным регламентом процедурой предоставления государственной услуги. Заявление К. поступило ответчику 10 мая 2023 года, в этот же день она была поставлена на учет по обеспечению необходимыми средствами технической реабилитации, о чем ей выдано уведомление. Согласно действующим на дату подачи заявления государственным контрактам на выполнение работ по обеспечению инвалидов специальной одеждой выдать К. направление на получение ортопедических брюк не представилось возможным в связи с полным распределением изделий среди инвалидов, обратившихся ранее. Ответчиком 13 июня 2023 года размещались запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов специальной одеждой, между тем предложений от потенциальных поставщиков не поступило. Далее такой запрос был размещен 19 июня 2023 года, после поступления ценовых предложений, завершения отбора поставщика ответчиком заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими брюками. Однако выдать истцу направление на получение ортопедических брюк не представилось возможным в связи с полным распределением изделий среди инвалидов, обратившихся ранее. 23 октября 2023 года ответчиком заключен аналогичный государственный контракт.
Ответчиком также совершались все необходимые в силу закона мероприятия по обеспечению К. кресло-стулом с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), ходунками шагающими. Ответчиком неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовой информации, извещения о проведении закупок, заключались государственные контракты. Судом не учтена необходимость соблюдения очередности при обеспечении средствами реабилитации граждан, состоящих на учете, которыми заявления на обеспечение данными техническими средствами реабилитации были поданы ранее истца, не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 05 декабря 2016 года №51-КГ16-17.
Кроме того, 13 октября 2023 года К. воспользовалась альтернативным способом обеспечения и обратилась к ответчику с заявлением о выдаче электронного сертификата для приобретения необходимых ей средств технической реабилитации, в связи с чем ее заявка от 10 мая 2023 года по обеспечению данными средствами была отклонена, о чем истец уведомлена через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг. 05 декабря 2023 года К. перечислены денежные средства для приобретения ортопедических брюк, кресло-стула с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), ходунков шагающих в общей сумме 37 286,79 руб. До настоящего времени К. электронными сертификатами не воспользовалась. Таким образом обязанность ответчика по предоставлению государственной услуги выполнена в полном объеме, государственная услуга оказана. На момент подачи прокурором искового заявления К. уже были перечислены денежные средства для приобретения необходимых технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата, однако в судебном заседании 18 января 2023 года представитель процессуального истца указал на необеспечение техническими средствами реабилитации, чем ввел суд в заблуждение, что привело к вынесению незаконного решения.
В связи с отсутствием виновных действий ответчика и незаконного бездействия у суда не имелось оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, факт длительного необеспечения средствами реабилитации сам по себе не свидетельствует о причинении истцу нравственных и физических страданий.
В письменных возражениях и.о. прокурора Угловского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Овсянникова О.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч.3).
Извещение о судебном заседании, назначенном на 18 января 2024 года, было получено ОСФР по Алтайскому краю 15 января 2024 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления и не оспаривается ответчиком в апелляционной жалобе.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что после регистрации корреспонденции в системе электронного документооборота, передачи в структурное подразделение, письмо было передано исполнителю 19 января 2024 года, не подтверждают ненадлежащее извещение ответчика о судебном заседании. При получении извещения 15 января 2024 года, установленный в организации порядок документооборота, в результате которого извещение поступает лицу, имеющему полномочия представлять интересы ответчика в суде, лишь через 4 дня, не свидетельствует о нарушении судом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в этой связи доводы жалобы в указанной части отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда по существу спора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 27 апреля 2023 года К. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов), ходунки шагающие.
Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий с 24 апреля 2023 года - бессрочно.
13 октября 2023 года К. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении ее указанными техническими средствами реабилитации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах К. о признании незаконным бездействия ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению К. техническими средствами реабилитации, возлагая на ответчика обязанность предоставить К. технические средства реабилитации, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также выплатить К. компенсацию морального вреда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что К. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, при этом ответчиком не представлено доказательств соблюдения установленных сроков обеспечения истца техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами «а», «д» и «е» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счёт средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
В силу абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абз. 1 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил (абз. 4 п. 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключённого с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абз. 6 п. 5 Правил).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В силу ч. 15 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учётом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, кроме того технические средства реабилитации могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Приходя к выводу о том, что ОСФР по Алтайскому краю не предоставило К. средства технической реабилитации, суд оставил без внимания приложенную прокурором к исковому заявлению информацию ОСФР по Алтайскому краю от 08 декабря 2023 года о том, что в отношении средств технической реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ходунки шагающие – электронный сертификат в статусе «Зарезервирован», в отношении кресло-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) – электронный сертификат активирован 06 декабря 2023 года, на дату подготовки ответа на запрос электронный сертификат не использован (л.д. 24-26).
Ссылки суда на то, что в информации от ДД.ММ.ГГ ответчик сообщает о выдаче инвалидам направлений на получение изделий после заключения государственных контрактов, что, по мнению суда, фактически сводится к признанию иска в указанной части и подтверждает доводы прокурора о необеспечении К. средствами технической реабилитации, не соответствуют содержанию представленной ОСФР по Алтайскому краю информации на запрос прокурора Угловского района Алтайского края.
Так в информации от 08 декабря 2023 года (с приложением №1) ответчик указал на то, что после заключения государственных контрактов инвалидам В. и К. будут выданы направления на получение изделий, вместе с тем в отношении обеспечения К. средствами технической реабилитации сообщено о формировании электронных сертификатов на основании заявления от 13 октября 2023 года.
ОСФР по Алтайскому краю представило суду апелляционной инстанции документы, подтверждающие предоставление К. электронных сертификатов для приобретения технических средств реабилитации.
Согласно заявлению от 10 мая 2023 года К. просила об обеспечении ее техническими средствами реабилитации (ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов), ходунки шагающие) путем предоставления изделий. 10 мая 2023 года К. поставлена на учет по обеспечению указанными средствами технической реабилитации, о чем заявителю выдано уведомление (л.д. 58-59).
Вместе с тем, 13 октября 2023 года К. обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о выдаче электронного сертификата для приобретения технических средств реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов), ходунки шагающие (л.д. 59-60).
На основании данного заявления ответчиком принято решение о предоставлении К. государственной услуги по обеспечению указанными средствами технической реабилитации с использованием электронного сертификата, о чем заявителю выданы уведомления от 13 октября 2023 года (л.д. 61-62).
05 декабря 2023 года ОСФР по Алтайскому краю перечислило К. денежные средства в сумме 27 062,22 руб. для приобретения кресло-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей инвалидов), а также денежные средства в сумме 10 224,57 руб. для приобретения ортопедических брюк, кресло-стула с санитарным оснащением (без колес) и ходунков шагающих с использованием электронного сертификата (л.д. 63-64).
13 декабря 2023 года ОСФР по Алтайскому краю через Единый портал государственных услуг сообщило Курочкиной Е.А. о выдаче электронного сертификата по ее заявлению от 13 октября 2023 года, что подтверждено представленным ответчиком суду апелляционной инстанции скриншотом сообщения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 года №256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее - Административный регламент).
В соответствии с подп. «з» п. 10 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации является выдача (направление) заявителю уведомления о принятом решении о приобретении технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту с использованием электронного сертификата.
Поскольку представленными доказательствами подтверждено, что К. воспользовалась альтернативным способом обеспечения техническими средствами реабилитации, ответчиком на ее имя сформированы электронные сертификаты, на которые зачислены денежные средства для приобретения предусмотренных программой реабилитации инвалида изделий, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности предоставить К. технические средства реабилитации.
Кроме того, приходя к выводу о незаконном бездействии ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению К. техническими средствами реабилитации и взыскании в ее пользу компенсации морального вреда, суд первой инстанции не учел установленный законодательством механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, не исследовал обстоятельства проведенных ответчиком мероприятий по обеспечению К. техническими средствами реабилитации.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что обеспечение граждан, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации путём предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляется в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Согласно п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключённых с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ). Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
По запросу суда апелляционной инстанции ОСФР по Алтайскому краю представлены документы, подтверждающие проведенные мероприятия в целях обеспечения Курочкиной Е.А. техническими средствами реабилитации по ее первоначальному заявлению от 10 мая 2023 года.
Из представленных доказательств следует, что в связи с отсутствием возможности выдать К. направление на получение ортопедических брюк в рамках действующего на день ее обращения государственного контракта по причине распределения изделий среди лиц, обратившихся ранее, для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном сайте государственных закупок 13 июня 2023 года был размещен запрос о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими брюками. В связи с отсутствием ценовых предложений на указанный запрос на момент окончания срока подачи заявки, в системе был размещен аналогичный запрос 19 июня 2023 года. После поступления ценовых предложений, в системе 06 июля 2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона, по результатам подведения итогов определения исполнителя был заключен контракт от 31 июля 2023 года. В связи с полным распределением изделий среди инвалидов, обратившихся ранее, ответчиком в системе 12 сентября 2023 года размещен запрос о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими брюками, после поступления ценовых предложений 02 октября 2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона, по результатам подведения итогов определения исполнителя был заключен контракт от 23 октября 2023 года.
Вместе с тем, как указано выше, 13 октября 2023 года К. подано заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации путем формирования электронного сертификата, в связи с чем заявка от 10 мая 2023 года была отклонена.
Выдать К. направления на получение кресло-стула с санитарным оснащением, кресло-коляски с ручным приводом и ходунков шагающих в рамках действующих на день ее обращения государственных контрактов также не представилось возможным по причине распределения изделий среди лиц, обратившихся с заявлениями ранее.
Для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном сайте государственных закупок размещались запрос о предоставлении ценовой информации на поставку указанных изделий.
░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2023 ░░░░, 31 ░░░ 2023 ░░░░, 06 ░░░░ 2023 ░░░░, 16 ░░░░ 2023 ░░░░, 24 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2023 ░░░░, 31 ░░░ 2023 ░░░░, 02 ░░░░ 2023 ░░░░, 06 ░░░░ 2023 ░░░░, 15 ░░░░ 2023 ░░░░, 22 ░░░░ 2023 ░░░░, 20 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>