Дело №2а-383/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево
Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Соловьёвой Н.В.,
при секретаре Опариной Н.М.,
с участием помощника прокурора Тоншаевского района Бересневой Т.Г., административного истца Тыринова Е.М., представителя административного истца Шиховой И.А., представителя административного ответчика Малкова К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево административное дело по административному иску Тыринова Е.М. к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987 о признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13,
УСТАНОВИЛ:
Тыринов Е.М. обратился в Тоншаевский районный суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987 о признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13, указывая, что 13 сентября 2020 года состоялись выборы Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва. Административный истец являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по избирательному округу № 13. На избирательном округе № 13 работали три избирательные комиссии: УИК 1987 (д.Гагаринское), УИК 1988 (д.Сухой Овраг), и УИК 1989 (д.Вякшенер). При проведении выборов и при подведении итогов выборов, со стороны избирательных комиссий были допущены нарушения законодательства о выборах, которые не позволяют с достоверностью установить результаты выборов. Нарушения, как он полагает, произошли в виде подмены бюллетеней с результатами голосования, голосование комиссией без избирателей (вброс), как в период досрочных выборов, так и в Единый день голосования 13.09.2020 года. Нарушения, которые были допущены на избирательных участках, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей избирательного округа № 13. В период досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка допущено большое количество нарушений законодательства о выборах. Избирательная комиссия Нижегородской области на своем сайте дает разъяснения причин и возможности участия избирателей в досрочном голосовании. На избирательных участках Тоншаевского района, в период досрочного голосования, избиратели проголосовали без учёта того, смогут они проголосовать в единый день голосования или нет. Данное нарушение относится и к избирательному округу № 13. Администрацией Тоншаевского муниципального района Нижегородской области был задействован административный ресурс, который с 02.09.2020 года по 12.09.2020 года проводил мероприятия, направленные на голосование по принуждению. В основном досрочно проголосовали сотрудники бюджетной сферы. Избиратели, при написании заявления, терялись и не знали, что указать в строке заявления о причине досрочного голосования. На избирателей оказывалось давление со стороны должностных лиц муниципальных органов. Примером того, что заставляли людей голосовать, является избиратель Свидетель №2, который отказался участвовать в досрочном голосовании. Административный истец считает, что количество проголосовавших досрочно не может соответствовать действительному положению дел в отношении уважительности причин досрочного голосования. При направлении на досрочное голосование граждан, работающих в бюджетной сфере, неслась определенная цель голосования, а именно дано указание на голосование за определенного кандидата. Считает, что в судебном заседании необходимо изучить список избирателей и бюллетеней с отметками досрочного голосования. При этом будет достоверно известно направленность данного нарушения. Полагает, что необходимо уточнить, имеются ли отметки в списках избирателей о досрочном голосовании, как требует того законодательство о выборах (п.11 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Опечатанные конверты с бюллетенями находились в сейфах избирательных комиссий весь период с 02.09.2020 года до 13.09.2020 года. У председателей комиссий имелся свободный доступ к сейфам. В этой связи возможны подтасовки и фальсификация бюллетеней. Необходимо в судебном заседании исследовать конверты на предмет вскрытия и замены. При организации голосования вне помещения выезды избирательной комиссией № 1987 делались не только по заявлениям избирателей, члены комиссии самостоятельно делали выборку и направляли туда для голосования автотранспорт с комиссией для голосования. 13.09.2020 года в Единый день голосования избирательный участок открылся не 8 утра, а в 7 часов утра. В этот период на избирательный участок № 1987 административный истец был не допущен. Когда он смог зайти в помещение избирательного участка № 1987, бюллетени досрочного голосования уже находились в урне. После закрытия избирательного участка № 1987, при подсчете избирательных бюллетеней административный истец был выдворен из помещения УИК № 1987, где проходил подсчет голосов за кандидатов. Следовательно, вопреки действующему законодательству, членами комиссии произведено воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей. После нарушения прав, Тыринов Е.М. сделал подворный обход для установления фактического результата голосования. Опрос граждан подтверждает факт фальсификации результаты выборов. Более 50 человек могут подтвердить нарушения, допущенные при голосовании на избирательном участке 1987. Все вышеперечисленные нарушении избирательного законодательства привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Права истца нарушены должностными лицами избирательной комиссии № 1987. Считает, что основываясь на нарушениях, указанных выше, результат выборов по участку № 1987 незаконен, а значит в целом по избирательному округу № 13 недостоверен. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Просит признать итоги голосования, результаты выборов в Совет депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по избирательному округу № 13 недействительными.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Нижегородской области, Гусева А.А., Уланов А.А.
Административный ответчик участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1987, заинтересованные лица Избирательная комиссия Нижегородской области, Гусева А.А., Уланов А.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщено, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987 и заинтересованных лиц.
В судебном заседании административный истец Тыринов Е.М. административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что, по его мнению, участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1987 были нарушены его права как зарегистрированного кандидата в депутаты. Основными нарушениями он считает следующее. Ему стало известно, что избирательный участок № 1987 в день выборов 13.09.2020 г. откроют не в 8 часов утра, а в 7 часов утра. Он примерно в 7 часов пришел на участок, там было уже открыто, он зашел внутрь, ему сказали, что до 8 часов будет идти подготовка и что ему нужно приходить в 8 часов. Он ушел. Когда в 8 часов он пришел на избирательный участок вновь, то бюллетени досрочного голосования были уже в урне. Таким образом, участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1987 не допустила его на вскрытие и подсчет бюллетеней досрочного голосования. По окончании выборов председатель УИК попросила его выйти и не пустила его присутствовать при подсчете голосов. Он стоял на улице и смотрел на подсчет голосов через окно. Этим вновь были нарушены его права как зарегистрированного кандидата в депутаты. Из-за этого у него закрались сомнения в достоверности результатов выборов. Кроме того, он слышал, что в процессе предвыборной компании бывшая глава района А. давала указание председателю комиссии, чтобы за Тыринова не проголосовали, что голосовать надо за Уланова. Также, когда он находился в <адрес> у Е., тот сказал ему, что ему звонила А. и говорила, чтобы он людей подговорил и все голосовали за Уланова. Узнав результаты голосования по избирательному участку № 1987, он усомнился в их правдивости, так как его знает все население <адрес>, а Уланова никто не знает, поэтому не могли жители отдать больше голосов Уланову, нежели ему. Когда он обходил жителей и спрашивал, голосовали ли они, ему стало известно, что некоторые голосовали не только за себя, но и за своих родственников. Полагает, что из-за того, что некоторые избиратели сами не ходили голосовать, а за них голосовали другие лица, его оппонент получил больше голосов, чем он. Также считает, что работникам бюджетной сферы указывали, что голосовать нужно за Уланова. Сам лично он фактов подмены бюллетеней или их вброса не наблюдал.
Представитель административного истца Тыринова Е.М. – Шихова И.А. (по доверенности) административный иск поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в судебном заседании были подтверждены факты допущенных нарушений. Тыринов Е.М. – уважаемый человек, его самого и его жену знает вся <адрес>, а Уланова никто там не знает и никогда не видел, поэтому Уланов не мог получить 133 голоса в то время как за Тыринова проголосовало только 63 избирателя. Выборы не были честными. Раз И.М. предложили проголосовать за родственников, то и другим избирателям могли предложить то же самое. Работников бюджетной сферы принуждали голосовать досрочно. Возможно, им указывали, за кого именно нужно голосовать. Данные нарушения привели к тому, что волеизъявление избирателей не известно.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области (по доверенности) Малков К.Б. административный иск не признал, просил в удовлетворении отказать, пояснил, что основания для отмены решения о результатах выборов и итогов голосования приведены в части 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный перечень является исчерпывающим. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов. Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены судом итогов голосования, результатов выборов на соответствующей территории. Доказательств наличия бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, административным истцом суду не представлено. 13 сентября 2020 года избирательная комиссия избирательного участка № 1987 начала работу в 7 часов в соответствии с п. 1 ст. 63 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». Возможность проголосовать досрочно предоставлена избирателям статьей 63.1 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». При проведении досрочного голосования в законе не закреплено право члена УИК отказать избирателю в проведении голосования и признания неуважительной причины, по которой избиратель не может проголосовать в день выборов. Фактов, устанавливающих подмену бюллетеней при проведении досрочного голосования, не выявлено. Доводы административного истца о нарушении порядка голосования вне помещений для голосования голословны. Жалоб от избирателей либо членов комиссии, в участковую избирательную комиссию по данному нарушению не поступало. В течении дня кандидат в депутаты Тыринов Е.М. неоднократно присутствовал на участке. После окончания голосования на участке присутствовал глава Березятской сельской администрации Свидетель №1 И.М. как председатель попросила его освободить помещение для голосования. Свидетель №1 вышел и вместе с ним вышел и кандидат в депутаты Тыринов Е.М. При этом при проведений голосования, подписании протокола и проведении итогового заседания жалоб от Тыринова Е.М. не поступало. Избирательный участок при подсчете голосов не закрывался и кандидат в депутаты Тыринов Е.М. мог присутствовать в помещении для голосования. Копию протокола об итогах голосования Тыринов Е.М. получил ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 40 минут. Судебных решений, которыми были бы установлены факты нарушений органами местного самоуправления прав и законных интересов кандидата в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по избирательному округу № 13 Тыринова Е.М., административным истцом не представлено. Не имеется в материалах дела и принятых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях постановлений мировых судей, которыми подтверждались бы многочисленные нарушения избирательного законодательства, упоминаемые административным истцом. Считают, что доводы административного истца основаны на предположениях о наличии нарушений избирательного законодательства, ничем не подтверждены и никоим образом не могли повлиять на установление итогов голосования на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснил, что он голосует на избирательном участке в клубе в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он пошел голосовать, по дороге встретил соседа Тыринова Е.М., они пошли вместе. На избирательный участок они пришли минут пять девятого. Было открыто, других избирателей, вроде бы, еще не было. В урне уже были бюллетени. При нем Тыринову Е.М. никто не препятствовал заходить на избирательный участок. Он не слышал, чтобы Тыринов Е.М. задавал какие либо вопросы относительно бюллетеней в урне. Он работает сторожем в <данные изъяты>. Директор говорил работникам школы, что если кто хочет, то можно проголосовать и досрочно. За кого именно нужно голосовать, не говорилось. Досрочно голосовать работников школы не принуждали. Он знал, что сможет проголосовать и 13 сентября, поэтому досрочно голосовать не пошел.
Свидетель Р.Н. в судебном заседании пояснил, что она голосует на избирательном участке в клубе в д.Гагаринское. ДД.ММ.ГГГГ она ходила голосовать после обеда, сразу после 12 часов. Бюллетень ей выдавала И.С.. Выдав бюллетень, И.С. спросила ее, не хочет ли она проголосовать еще и за родственников. Она уточнила у И.С., можно ли так. Та ответила, что можно и выдала ей еще 4 бюллетеня: за мать и за 3 братьев. Во всех бюллетенях она проголосовала за Тыринова.
Свидетель И.П. в судебном заседании пояснил, что является сотрудником Отделения МВД России по Тоншаевскому району. 13.09.2020 г. он осуществлял охрану общественного порядка на избирательном участке № 1987 с 08 часов утра и до окончания выборов, а также сопровождал комиссию до передачи всех документов в администрацию. Никаких нарушений и происшествий на участке не было. Когда участок открылся, то урна была пустая. После открытия участка никто никого не выгонял и войти никому не препятствовал. Тыринов Е.М. в тот день пришел уже после открытия, примерно в 8 часов 05 минут. Он был с кем-то. Никакой агитации в день выборов не было. Никто не предлагал голосовать за родственников. Никаких фактов подмены бюллетеней или вброса не было. Когда вечером время голосования истекло, то Глава Березятской администрации Свидетель №1 и кандидат в депутаты Тыринов вышли с участка. Он закрыл дверь, так как голосование уже закончилось и комиссия приступила к подсчету голосов. При подсчете голосов были председатель комиссии, члены комиссии, общественный наблюдатель. Войти на избирательный участок никто не пытался, в дверь никто не стучал.
Свидетель И.М. в судебном заседании пояснила, что является председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987. 13.09.2020 г. избирательный участок № 1987 открылся в 07 часов, так как комиссии нужно было подготовиться к началу выборов, приготовить свои рабочие места. Примерно в 7 часов 45 минут в присутствии членов комиссии был вскрыт конверт с бюллетенями досрочного голосования. Бюллетени были пересчитаны. Так как проголосовавших досрочно было более 1%, то на каждом бюллетене комиссия проставила свой штамп. После чего данные бюллетени были опущены в урну. Кроме участковой избирательной комиссии на участке в тот момент был сотрудник полиции. Тыринова Е.М. она встретила в тот день на крыльце ДК, когда шла на участок. Он ее спросил, почему она так рано идет. Она сказала, что нужно подготовиться к работе, что участок начнет работу в 8 часов. В 8 часов, в начале девятого Тыринов пришел на участок. Она его не выгоняла, на все его вопросы отвечала. За родственников никому голосовать не предлагали. Члены комиссии дорожат своими местами и не допускают подобных нарушений. И.С. в тот день входила в состав комиссии при проведении голосования вне помещения избирательного участка. Комиссия уехала примерно в 10 часов утра и вернулась уже после 15 часов. Количество избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, увеличилось, так как в эти выборы к их участку присоединилась д.Березята. При подсчете бюллетеней математически все сошлось: сколько бюллетеней получили, столько проголосовало, сколько было погашено. Никаких вбросов, подмен и т.п. не было. Тыринову сразу же была выдана копия протокола об итогах голосования.
Свидетель И.С. в судебном заседании пояснила, что является членом участковой избирательной комиссии № 1987. В день выборов 13.09.2020 г. она с 10 часов и до 16 часов была на выезде – участвовала при проведении голосования вне помещения. Она никому не предлагала голосовать за родственников, друзей или еще кого-то. Каждому избирателю она выдавала только по 1 бюллетеню. Вечером, по окончании голосования председатель комиссии попросила посторонних выйти. Из избирательного участка вышли Глава Березятской администрации и Тыринов Е.М. Больше никто из них зайти не пытался. Они приступили к подсчету голосов. При подсчете бюллетеней математически все сошлось: сколько бюллетеней получили, столько проголосовало, сколько было погашено. Никаких вбросов, подмен и т.п. не было.
Помощник прокурора Тоншаевского района Береснева Т.Г. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.
Выслушав явившихся, свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Судом установлено следующее.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 29 апреля 2016 года № 118/1811-5 «О формировании территориальной избирательной комиссии Тоншаевского района» была сформирована территориальная избирательная комиссия Тоншаевского района Нижегородской области сроком полномочий на пять лет (2016-2021 г.г.) в количестве 8 человек.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 29 апреля 2016 года № 118/1812-5 председателем территориальной избирательной комиссии Тоншаевского района Нижегородской области назначена Гребнева Л.И.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского района Нижегородской области от 05.06.2018 г. № 37/142-4 была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1987 со сроком полномочий пять лет (2018-2023 г.г.) в количестве 5 человек.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского района Нижегородской области от 27.03.2020 г. № 55/199-4 председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987 назначена Иванова М.Г.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 21 мая 2020 года № 136/1727-6 наименование избирательной комиссии Тоншаевского района Нижегородской области изменено на избирательную комиссию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 21 мая 2020 года № 136/1737-6 полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования Тоншаевский муниципальный округ Нижегородской области были возложены на территориальную избирательную комиссию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от 23.06.2020 г. № 62/217-4 выборы депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва назначены на единый день голосования 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования Тоншаевский муниципальный округ Нижегородской области от 08.07.2020г. № 1/1 постановлено совместить полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования Тоншаевский муниципальный округ Нижегородской области с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва избирательных округов №№ 1-15.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 от 31 июля 2020 года № 1/1 кандидатом в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 была зарегистрирована Гусева А.А., выдвинутая Нижегородским Региональным Отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 от 06 августа 2020 года № 2/2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 был зарегистрирован Тыринов Е.М., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 от 07 августа 2020 года № 3/3 кандидатом в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 был зарегистрирован Уланов А.А., выдвинутый местным отделением Партии «Единая Россия» Тоншаевского района.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от 07.08.2020 г. № 5/29 приостановлены полномочия членов территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области с правом решающего голоса на период выбора депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва, назначенных на 13.09.2020 г., Гребневой Л.И. и Трушковой С.Г. Исполнение полномочий председателя территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области возложено на Питилимову Н.А.
Постановлением администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 25.08.2020 г. № 364 изменен список избирательных участков, участков референдума для голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, на территории Тоншаевского муниципального района Нижегородской области. Центром избирательного участка № 1987 определена д.Гагаринское, ул.Центральная, д. 2, здание сельского Дома культуры. Включены деревни: Березята, Малый Лом, Черный Курнуж, Гагаринское, Воскресенское, Терехречье, Малокаменское, Матвеевское.
Голосование на выборах Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №13 проводилось на трех избирательных участках: № 1987 (д.Гагаринское), № 1988 (д.Сухой Овраг) и № 1989 (с.Вякшенер).
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от 24.08.2020 г. № 8/34, принятым в соответствии со статьями 14 и 63.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. №108-З, был утвержден график работы участковых избирательных комиссий избирательных участков, в том числе избирательных участков № 1987, 1988, 1989, при проведении досрочного голосования в период со 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года: с понедельника по пятницу с 16.00 до 20.00 часов; в субботу и воскресенье с 9.00 до 13.00 часов.
В период со 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года в помещении избирательных участков №№ 1987, 1988 и 1989 проводилось досрочное голосование на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №13. На избирательном участке № 1987 досрочно проголосовало 23 избирателя, на избирательном участке № 1988 - 30 избирателей, на избирательном участке № 1989 - 25 избирателей.
13 сентября 2020 года проведены выборы депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Протоколом участковой избирательной комиссии избирательного участка №1987 от 13.09.2020 г. установлены итоги голосования на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на избирательном участке №1987, согласно которому число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 353; число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 350; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 23; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 104; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, голосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 73; число погашенных избирательных бюллетеней - 150; число действительных избирательных бюллетеней - 200; число голосов избирателей, поданных за Гусеву А.А., составило 4, поданных за Тыринова Е.М. - 63, поданных за Уланова А.А. - 133.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №1987 от 13.09.2020 г. № 18/42 утвержден протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 13 по выборам депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Протоколом участковой избирательной комиссии избирательного участка №1988 от 13.09.2020 г. установлены итоги голосования на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на избирательном участке №1988, согласно которому число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 203; число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 190; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 30; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 52; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, голосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 55; число погашенных избирательных бюллетеней - 53; число действительных избирательных бюллетеней - 137; число голосов избирателей, поданных за Гусеву А.А., составило 10, поданных за Тыринова Е.М. - 26, поданных за Уланова А.А. - 101.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №1988 от 13.09.2020 г. № 17/39 утвержден протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 13 по выборам депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Протоколом участковой избирательной комиссии избирательного участка №1989 от 13.09.2020 г. установлены итоги голосования на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на избирательном участке №1989, согласно которому число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 186; число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 180; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 25; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 66; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, голосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 22; число погашенных избирательных бюллетеней - 67; число недействительных бюллетеней - 2; число действительных избирательных бюллетеней - 111; число голосов избирателей, поданных за Гусеву А.А., составило 6, поданных за Тыринова Е.М. - 2, поданных за Уланова А.А. - 103.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №1989 от 13.09.2020 г. № 17/39 утвержден протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 13 по выборам депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Протоколом окружной избирательной комиссии от 13.09.2020 г. после предварительной проверки правильности составления протоколов трех участковых избирательных комиссий определены результаты голосования на выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13, согласно которому число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 742; число бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями - 720; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 78; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 222; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, голосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 150; число погашенных избирательных бюллетеней - 270; число недействительных бюллетеней - 2; число действительных избирательных бюллетеней - 448; число голосов избирателей, поданных за Гусеву А.А., составило 20, т.е. 4,44%, поданных за Тыринова Е.М. - 91, т.е. 20,22%, поданных за Уланова А.А. - 337, т.е. 74,89%.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 от 13.09.2020 г. № 5/5 утвержден протокол окружной избирательной комиссии о результатах голосования по одномандатному избирательному округу № 13 по выборам депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от 14 сентября 2020 года № 15/46 установлено, что выборы депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по пятнадцати одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными и в Совет депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области избраны 15 депутатов, в т.ч. по одномандатному избирательному округу № 13 - Уланов А.А.
Результаты выборов были опубликованы в газете «Край родной» № 70 за 19.09.2020 г.
Не согласившись с указанными результатами выборов, участвовавший в выборах в качестве кандидата Тыринов Е.М. обратился с настоящим иском в суд, указывая на нарушения, допущенные при голосовании участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1987.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия, призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Рассматривая доводы административного истца о нарушениях при проведении досрочного голосования на избирательном округе № 13, суд приходит к выводу, что они основаны на неправильном толковании норм права, а также на догадках и предположениях и не свидетельствуют о том, что волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Возможность досрочного голосования для избирателей предусмотрена как статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так и статьей 63.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З.
Досрочное голосование проводилось в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденным постановлением ЦИК от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.
График работы участковой избирательной комиссии избирательного участка №1987 при проведении досрочного голосования был установлен в соответствии с нормами Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З и утвержден территориальной избирательной комиссией Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области.
Доводы административного истца и его представителя о том, что администрацией Тоншаевского муниципального района Нижегородской области был задействован административный ресурс и работников бюджетной сферы принуждали голосовать досрочно и, вероятно, указывали, за кого именно нужно голосовать, опровергаются показаниями свидетелей, в том числе свидетеля Думкина А.Л., который пояснил суду, что директор школы, где он работает сторожем, говорил работникам лишь то, что у них есть право проголосовать досрочно; за кого именно нужно голосовать, руководством школы не говорилось; досрочно голосовать работников школы не принуждали. Сам Думкин А.Л. знал, что сможет проголосовать и 13 сентября, поэтому досрочно голосовать не пошел.
Каких-либо относимых, допустимых и в своей совокупности достаточных доказательств, подтверждающих доводы административного истца о допущенных избирательной комиссией нарушениях при учете воли избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, Тыриновым Е.М. не представлено.
Согласно пункту 13 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 10 статьи 63.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З, в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 и ч. 3 ст. 21 этих же законов соответственно, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями.
В силу п. 15 статьи 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, после совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона Нижегородской области № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим, лицам, указанным в части 3 статьи 21 настоящего Закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются).
Согласно Порядку досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденному постановлением ЦИК от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, получивших бюллетени досрочно, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ (если досрочное голосование в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ проводилось). Данная информация должна быть размещена на информационном стенде участковой комиссии.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета).
Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
На основе анализа установленных по делу обстоятельств и положений закона, суд приходит к выводу, что нахождение в ящике для голосования на момент прихода кандидата Тыринова Е.М. на избирательный участок № 1987 бюллетеней досрочного голосования не может являться безусловным основанием для признания недействительными итогов голосования.
Доводы административного истца, что ему препятствовали присутствовать при подсчете голосов избирателей, проголосовавших досрочно, не нашли своего подтверждения в суде.
Из показаний свидетелей и пояснений самого Тыринова Е.М. следует, что, когда он приходил на избирательный участок в 7 часов, то лишь выяснял причину, по которой участок открылся раньше; вопросов о том, когда именно будут подсчитываться бюллетени досрочного голосования, он не задавал, намерения лично присутствовать при их подсчете не высказывал; после пояснений председателя УИК, что участок откроется для голосования в 8 часов, а пока комиссия ведет подготовку к работе, Тыринов Е.М. ушел и пришел на участок вместе с соседом в 08 часов 05 минут.
Указанное не может свидетельствовать о нарушении УИК прав кандидата. Фактов, устанавливающих подмену бюллетеней при проведении досрочного голосования, не выявлено и суду не представлено.
Каких либо фактов, указывающих на имевшие место нарушения при организации избирательной комиссией № 1987 голосования вне помещения, в судебном заседании административный истец и его представитель не приводили. Не установлено таковых и при рассмотрении дела судом.
Довод административного истца о том, что председатель УИК Иванова М.Г. по окончании голосования выдворила его и не позволила присутствовать при подсчете голосов, также не может являться безусловным основанием для признания недействительными итогов голосования.
Тыринов Е.М. пояснял, что, несмотря на то, что он вышел из помещения избирательного участка, через окно он видел, как перевернули урну и начали подсчет голосов. Фактов подмены бюллетеней или их вброса он не наблюдал.
Как следует из показаний свидетеля Иванова П.В., при подсчете голосов кроме членов УИК присутствовал также общественный наблюдатель.
В соответствии с пунктом 26 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Итоги голосования по избирательному участку № 1987 оформлены протоколом УИК № 1987 об итогах голосования. Указанный протокол подписан всеми членами избирательной комиссии 13.09.2020 г. в 20 часов 37 минут.
Административный истец копию указанного протокола получил 13.09.2020 г. в 20 часов 40 минут.
Каких-либо данных, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, не имеется.
Особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало, контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено.
Кроме того административным истцом Тыриновым Е.М. требование о признании итогов голосования недействительными заявлено с пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.
Частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
В силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Также суд считает несостоятельными доводы административного истца, что избиратели имели возможность проголосовать не только за себя, но и за своих родственников.
Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец не представил доказательств указанным доводам.
Показания свидетеля Р.Н., что она голосовала не только за себя, но и еще за свою мать и 3 братьев, суд считает недостоверными. Свидетель в судебном заседании утверждала, что проголосовать за родных ей предложила И.С., она же выдала ей бюллетени для родственников. При этом Р.Н. пояснила, что голосовать она пришла сразу после 12 часов. Между тем, из показаний свидетелей и представленного в материалы дела акта о проведении голосования вне помещения для голосования следует, что с 09 часов 00 минут до 16 часов 00 минут И.С. совместно с К.И. проводили голосование вне помещения для голосования и отсутствовали на избирательном участке № 1987 в то время, когда голосовала Р.Н.
Частью 1 статьи 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен состав преступления, согласно которому преступным признается воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Положением части 1 статьи 5.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдачу гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования.
Приведенные составы административного и уголовного правонарушения в полной мере соотносятся с теми основаниями признания незаконными результатов выборов, на которые ссылается административный истец.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
С учетом положений приведенной нормы процессуального права в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, суд приходит к выводу, что допустимыми доказательствами, подтверждающими доводы истца, могли бы являться постановления по делам об административных правонарушениях и приговоры суда.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлено доказательств тому, что по приведенным составам правонарушений (административных и уголовных), а равно по смежным составам, имели место производства соответствующего характера.
Административное судопроизводство отлично от уголовного и административного в порядке закрепления значимых обстоятельств, собирании и обеспечении доказательств.
Установленный порядок фиксации нарушений, о которых заявляет административный истец, не может быть заменен административным судопроизводством, поскольку выводы о наличии обстоятельств совершения уголовных и административных правонарушений подлежат установлению в иной форме.
Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное.
Принимая во внимание, что от своевременного обращения в органы правопорядка по изложенным выше фактам административный истец уклонился, то оснований для принятия его доводов в соответствующей части не имеется.
Суды, находясь в системе органов государственной власти, не вправе подменять собой соответствующие органы, в том числе расследующие дела об административных правонарушениях, уголовные дела.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.
Таким образом, по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.
Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Неоднократные утверждения административного истца и его представителя о необходимости изучить список избирателей и бюллетеней с отметками досрочного голосования, исследовать конверты, истребовать заявления избирателей избирательного округа в качестве доказательств нарушения законных прав административного истца, фактически направлены на требование об осуществлении подсчета голосов и определения результатов выборов на избирательном участке №1987 судом.
По своей правовой природе изучение бюллетеней и сопоставление данных в них внесенных, а равно исследование списков избирателей является одной из стадий подсчета голосов избирателей. Вместе с тем, осуществление подсчета голосов избирателей относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, суд не вправе принимать на себя такие функции.
Так, согласно абзацу 3 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из положений части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктов 1, 2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.
В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, суд приходит к выводу, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
Указанные в административном исковом заявлении нарушения таковыми не являются и не подтверждены материалами дела, в связи с чем нет оснований полагать, что на указанном избирательном участке имели место такие нарушения избирательного законодательства, с которыми законодатель связывает недействительность решения об итогах выборов; несогласие административного истца с решением избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.
Поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение судом не выявлено, административные требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 239, 240, 243, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Тыринова Е.М. к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1987 о признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Н.В.Соловьёва
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья:
Копия верна:
Судья:
Секретарь: