РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 августа 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.
с участием:
представитель административного истца – Долгова В.В. – Заботина Е.П. по доверенности
представителей административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области – Яловой Ю.В. по доверенности, Кладчикова М.Ю. по доверенности
помощника прокурора Ставропольского района Самарской области – Спириной М.А.
РїСЂРё секретаре Рвановой Рњ.Рђ.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2140/20 по административному исковому заявлению Долгова Василия Владимировича к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата, возложении обязанностей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском. Просит:
признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Долгова В.В.».
Обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 зарегистрировать Долгова В.В., кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Требование мотивировано тем, что23.07.2020Рі. РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ истец представил РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Ставропольского района Самарской области СЃ полномочиями РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„–, РІСЃРµ необходимые документы Рѕ выдвижении его РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения кандидатом РІ депутаты Собрания представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской четвертого РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–. ДД.РњРњ.ГГГГ. истцом представлены РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ документы, необходимые для регистрации кандидатом РІ депутаты Собрания представителей СЃ.Рї. РњСѓСЃРѕСЂРєР°, РІ том числе подписные листы СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей РІ поддержку его выдвижения. 07.08.2020Рі. Решением Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Ставропольского района Самарской области СЃ полномочиями РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. в„– ему было отказано РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Собрания представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской области четвертого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–, РїРѕ основаниям, установленным подпунктом 8 пункта 12 статьи 37 Закона Самаркой области РѕС‚ 31.12.2019Рі. в„–142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», Р° именно - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Считает, что РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё, представленные Долговым Р’.Р’. содержат РІСЃРµ необходимые данные Рё осуществлены непосредственно самими избирателями Рё РЅРµ противоречат РїРї. «г» Рї. 6.4. СЃС‚. 38 ФЗ РѕС‚ 12.07.2002 Рі. в„– 67-ФЗ. Обжалуемое решение РўРРљ нарушает право Долгова Р’.Р’. быть избранным РІ депутаты представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской области.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив суду, что действия административного ответчика незаконны.
Представители административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области просили отказать в удовлетворении требований, пояснив, что по обращению кандидата в депутаты Долгова В.В. была проведена проверка, в результате которой установлено нарушение, а именно сведения об избирателях указанные в подписных листах, в указании адреса места жительства избирателей неполное, в связи с чем сведения об избирателе являются недействительными. Необходимое количество голосов административным истцом не набрано и обоснованно административному истцу отказано в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области. Полагают, что действия Комиссии является законным и оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица – Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ слушании дела извещался надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёС‚ Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие, полагает, что нарушение требований закона Рё прав административного истца СЃРѕ стороны административного ответчика отсутствуют.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела23.07.2020г. в установленном законом порядке истец Долгов В.В. обратился в Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Самарской области, выдвинутогов порядке самовыдвижения».
31.07.2020г. истцом представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Собрания представителей с.п. Мусорка, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку ее выдвижения.
Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа№пришла в выводу об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Долгова В.В.
В силу ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидат может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, в том числе и по заявлению кандидата если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Административный истец Долгов В.В., являясь кандидатом, полагает, что оспариваемое им в рамках настоящего дела решение является незаконным.
Суд не может согласиться с доводами административного истца.
Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные Федеральные законы, Конституции (уставы), Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду СЃ референдумом являются свободные выборы; граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации имеют право избирать Рё быть избранными РІ органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2). Рти конституционные РЅРѕСЂРјС‹ корреспондируют положениям Международного пакта Рѕ гражданских Рё политических правах, РІ соответствии СЃ которыми каждый гражданин должен иметь право Рё возможность без какой Р±С‹ то РЅРё было дискриминации Рё без необоснованных ограничений голосовать Рё быть избранным РЅР° подлинных Рё периодических выборах, проводимых РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ всеобщего Рё равного избирательного права РїСЂРё тайном голосовании Рё обеспечивающих СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ волеизъявление избирателей (РїСѓРЅРєС‚ "b" статьи 25), Рё Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ, РІ соответствии СЃ которой свободные выборы должны проводиться РІ условиях, обеспечивающих СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).
Согласно п. «д» ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как установлено судом,31.07.2020г. истцом было представлено в избирательную комиссию для регистрации кандидатом 12 подписей избирателей, оформленных на 3-х листах и сброшюрованных в одну папку.
06.08.2020г. рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области с участием Долгова В.В., была проведена проверка документов, утвержденная решением Комиссии№ 109/ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Самарской области провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.
По итогам проверки подписных листов члены рабочей группы составили итоговый протокол проверки подписей, в котором сделали вывод, что имеются основания, предусмотренные пп. «г» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ для признания всех 12 из представленных им 12 подписей избирателей недействительными, а именно в связи с неполным указанием, по мнению избирательной комиссии, в подписных листах адреса места жительства избирателей, а также лица осуществляющего сбор подписей избирателей - недействительными признаны 12 подписей.
Суд приходит к выводу, что данное решение является обоснованным.
Согласно п.п. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
В данном конкретном случае в подписные листы внесены неполные данные в указании адреса места жительства избирателей (подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В данном конкретном случае для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № необходимо было представить в избирательную комиссию не менее 10 избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
На подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Долгова В.В., сведений об избирателях имеет указанные выше сокращения.
Административный истец полагает, что все перечисленные в законе сведения об избирателе были указаны в представленных им подписных листах в полном объеме, в том числе и адрес места жительства избирателей. Адреса избирателей в представленных подписных листах были указаны в полном соответствии с паспортными данными этих избирателей, так как это написано в паспортах - в подписных листах избиратели указали наименование населенного пункта, улицы и номера дома. Данные сокращения не препятствует идентификации избирателей и проверке достоверности внесенных об избирателях сведений, поэтому не является нарушением требований пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными по подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
С такими выводами суд согласиться не может по следующим основаниям.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Таким образом, вышеназванные нормы федерального законодательства, а также нормы регионального законодательства (Закон Самарской области от 31.12.2019 года № 142 ГД) четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает.
Возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об избирателе, которые должны содержаться в подписных листах, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена.
Кроме того, из пункта 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) следует, что в подписных листах в полном объеме должны содержаться предусмотренные Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ сведения о лице, производившем сбор подписей избирателей.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Согласно пункту 12 статьи 37 названного федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пункт 5 статьи 2 названного федерального закона включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указанные обстоятельства, установленные Верховным судом РФ при составлении обзора судебной практики указывают на то, что указание в подписных листах субъекта места регистрации кандидата – сборщика подписей является обязательным, в силу ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ, отсутствие указания субъекта РФ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Так, как следует из подписного листа, удостоверенного административным истцом, в нем отсутствует указание субъекта РФ и наименование района избирателей по месту их регистрации, и аналогичные сведения о сборщике подписей что является нарушением влекущим признание всех подписей избирателей недействительными.
Доводы административного истца относительно того, что в подписном листе указаны адреса избирателей в соответствии с паспортными данными, а указание субъекта является не обязательным не обоснованы, так как законом императивно указано на необходимость указания в подписном листе субъекта РФ.
Основания для признания подписей недействительными и (или) недостоверными установлены п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в частности, согласно пп. "з" п. 6.4 ст. 38 указанного Закона недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, в том числе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Согласно Приложению 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ в подписном листе в поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, должно указать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименование или кода выдавшего его органа, а также проставить свою подпись.
По смыслу статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указанные выше положения закона носят императивный характер, - их применение не зависит от усмотрения избирательной комиссии, избирателя, кандидата либо сборщика подписей.
В этой связи в случае, если населенный пункт, в котором проживает избиратель или лицо, осуществлявшее сбор подписей, входит в состав района, то в подписных листах в сведениях о месте жительства избирателя или об адресе места жительства сборщика подписей необходимо указать наименование района.
В подписных листах представленных Долговым В.В. в избирательную комиссию, избиратели, а также лицо осуществляющее сбор подписей избирателей, проживающие в с.п. Мусорка, не указали наименование региона и района в котором находится их место жительства - Самарской области м.р. Ставропольский.
В рассматриваемом случае с.п. Мусорка не является поселком областного подчинения, территориально входит в состав Ставропольского района, который, в свою очередь, входит в состав Самарской области. Следовательно, указание на Самарскую область и м.р. Ставропольский является составной частью сведений об адресе места жительства избирателя и сборщика подписей.
Таким образом недостоверными обоснованно признано 12 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что в соответствии с пунктом ч. 5 ст. 36 Закона Самарской области недостаточно для регистрации кандидата.
При таких установленных судом обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для регистрации кандидата Долгова В.В.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства (п.7 ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая изложенное выше и принимая во внимание характер правоотношений в области избирательного права, равенство всех кандидатов, суд полагает, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии незаконным не является.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого принципа РІ С‡.2 СЃС‚. 62 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅ ссылается как РЅР° основания СЃРІРѕРёС… требований, если РёРЅРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения обязанностей доказывания РЅРµ предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права в том числе путем обжалования в сокращенный срок регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Доводы административного истца о наличии нарушений в действиях и решении Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, а требования к их содержанию на момент его рассмотрения избирательной комиссией не были соблюдены, то правовых оснований для регистрации кандидатом Долгова В.В. у Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области не имелось.
Доводы административного истца, не нашедшие подтверждения в ходе рассмотрения дела, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд с учетом изложенного выше полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований – отказать.
Руководствуясь ст.ст. 62, 140, 175, 239-244 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административных исковых требований Долгова Василия Владимировича к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата, возложении обязанностей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020 года
Копия верна.
Судья Н.В. Лазарева