Дело № 2-63/2021
УИД № 24RS0054-01-2020-000782-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,
при секретаре Устюговой О.А.,
с участием старшего помощника военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 Мамазиева Р.А. по доверенности от 12.04.2021,
представителей ответчика командира ФКУ «Войсковая часть 32441» Загребанцева Д.Б. по доверенности от 10.09.2020 и Агеевой Я.А. по доверенности от 15.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих,
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, обратился с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки военным прокурором установлено, что здания и сооружения военного городка № 1 (ЗАТО п. Солнечный Красноярского края) расположены по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, на территории которого дислоцируется войсковая часть 32441. Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны (по РВСН). В ходе надзорных мероприятий установлено, что в 2017-2019 годах при комиссионном осмотре технического состояния зданий военного городка № 1, проведенной должностными лицами войсковой части 32441 и специалистами ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по РВСН) четыре здания войсковой части 32441 признаны аварийными (предаварийными), а именно: казарма (по генеральному плату № 42), солдатский клуб (по генеральному плану № 45, пожарное депо (по генеральному плату № 49а), материально-технический склад (по генеральному плану № 79). Здание казармы (по генеральному плану № 42) имеет следующие дефекты: отмостки: частичное разрушение бетона и отслоение от фундамента; фундамент: подземная часть фундамента осмотру недоступна. Разрыв и выступ железобетонного цоколя по длине: по оси А/1-3 выступ 80 мм, по оси А/9-11 с 1 стороны выступ 12 см, трещина 3 см, со второй стороны выступ 5 см, разрыв 4 см; Стены: выветривание швов. Искривление (выпучивание) отдельных участков стен по стояку с 1 по 4 этаж в местах расположения санитарных узлов. Выпучивание стен в пределах этажа до 70 мм Наличие криволинейных трещин и сколов различной ширины раскрытия; Перегородки: в помещении № 14 (по техпаспорту) горизонтальные трещины по растворному шву в узле примыкания плиты перекрытия к перегородке по оси 10; Полы: повреждения покрытий полов; Двери и окна: повреждения элементов дверных и оконных блоков. В помещении № 14 (по техпаспорту) в левом и верхнем внутренних откосах оконного проема трещина, шириной раскрытия 20 мм, в помещении шириной раскрытия 20 мм, в помещении № 16 (по техпаспорту) горизонтальная трещина в узле примыкания ж/б перемычки и кирпичной стены, ширина раскрытия 30мм; Внутренние канализационные сети: имеются следы коррозии; Отопление: негодность отопительных радиаторов, имеются следы коррозии на трубах отопления, наличие хомутов; Электроснабжение: неисправные участки электрической сети и электроприборов; Пожарная сигнализация: отсутствует. Здание по генеральному плату № 45 (солдатский клуб) согласно акту общего осеннего осмотра имущественного комплекса от 20.09.2017 имеет следующие дефекты: Отмостки: разрушение бетонного слоя; Фундамент: подземная часть фундамента осмотру не доступна; Стены: Выветривание швов. Криволинейные сквозные трещины на всю высоту здания шириной раскрытия до 20 мм со стороны фасада и до 40 мм с внутренней стороны (лестничная клетка). Частичное разрушение наружной версты кирпичной кладки, наличие криволинейной трещины на фасаде на 2 уровне этажа здания. На лестничной клетке горизонтальная трещина по растворному шву в узле примыкания плиты к стене длиной 5.7 м, ширина раскрытия до 20 мм. Вертикальные трещины между продольной и поперечной стеной в местах их пересечения; Кровля и потолок: расслоение и повреждение кровельного покрытия здания, повреждение водосливов, частичное разрушение цементно-песчаной стяжки. Разрушение кровельного покрытия; Внутренние канализационные сети: имеются следы коррозии; Отопление: негодность отопительных радиаторов, имеются следы коррозии на трубах отопления, наличие хомутов; Электроснабжение: неисправные участки электрической сети и электроприборов; Пожарная сигнализация: отсутствует. Здание по генеральному плану № 49 а (пожарное депо) согласно акту внепланового осмотра имущественного комплекса от 02.02.2017 имеет следующие дефекты: Отмостки: частичное разрушение бетона и отслоение от фундамента; Фундамент: подземная часть фундамента осмотру недоступна; Стены: выветривание швов. В осях Г/2 вертикальные трещины, шириной раскрытия до 25мм со стороны фасада и 4 мм с внутренней стороны помещения пересекает более 4 рядов кладки. В осях А/2 вертикальные трещины, шириной раскрытия до 70 мм со стороны фасада и 14 мм с внутренней стороны помещения пересекает более 4 рядов кладки. Трещины в местах соединения основного здания с пристроем. Частичное разрушение наружной версты кирпичной кладки; Перегородки: в помещении № 8 (по техпаспорту) горизонтальная трещина длиной 6,2 метров по растворному шву в узле примыкания плиты перекрытия к перегородке по оси 2. В осях Б/2 вертикальная трещина в углу сопряжения перегородок шириной раскрытия 25 мм. В осях А/2 вертикальная трещина в углу сопряжения перегородок шириной раскрытия 14 мм; Полы: повреждения покрытий полов; Кровля: смещение плит перекрытия в осях А-Б/2 на 15мм. Неудовлетворительное состояние рулонного покрытия кровли, частичное разрушение цементно-песчаной стяжки. Разрушение кровельного покрытия; Двери и окна: повреждения элементов дверных и оконных блоков; Отопление: непригодность отопительных радиаторов, имеются следы коррозии на трубах отопления, наличие хомутов; Внутренние канализационные сети: имеются следы коррозии. Здание по генеральному плану № 79 (материально-технический склад) согласно акту планового осмотра имущественного комплекса от 16.10.2017 имеет следующие дефекты: Отмостки: частичное разрушение бетона и отслоение от фундамента; Фундамент: подземная часть фундамента осмотру недоступна; Стены: выветривание швов. Криволинейные трещины, пересекающие более 4 рядов кладки шириной раскрытия до 5 мм. Начало трещин в местах отпирания ребристых плит покрытия. Развитие трещины отражается на бетонном покрытии пола. Сквозные трещины, пересекающие более 4 рядов кладки. Повсеместно частичное разрушение наружной версты кирпичной кладки. Местное повреждение кладки под опорами балок и плит перекрытий; Перегородки: в помещении № 8 (по техпаспорту) горизонтальная трещина длиной 6,2 метров по растворному шву в узле примыкания плиты перекрытия к перегородке по оси 2. В осях Б/2 вертикальная трещина в углу сопряжения перегородок шириной раскрытия 14 мм; Полы: повреждение бетонного покрытия полов. Продольная трещина в бетонном покрытии длиной более 2/3 части здания; Кровля: коррозия арматуры и закладных деталей плит перекрытия. Неудовлетворительное состояние рулонного покрытия кровли, частичное разрушение цементно-песчаной стяжки. Разрушение кровельного покрытия. На козырьках здания полное отсутствие кровельного покрытия; Двери и окна: повреждения элементов оконных блоков; Отопление: негодность отопительных радиаторов, имеются следы коррозии на трубах отопления, наличие хомутов; Внутренние канализационные сети: имеются следы коррозии. Степень повреждения кирпичных стен вышеуказанных зданий IV - сильная, снижение несущей способности более 25%. Вышеуказанные здания были включены в заявочные планы текущего и капитального ремонта в 2017-2019 годы и в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим Центрального военного округа 27.12.2017. Между тем, несмотря на принимаемые командованием войсковой части 32441 меры по включению вышеуказанных зданий в титул капитального ремонта в 2017-20129 годы, указанные здания не были включены в титул капитального ремонта. В связи с чем, согласно вышеуказанным актам четыре указанных здания требуют проведения инструментального обследования специализированной организацией и капитального ремонта. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества. Приказом Минобороны России от 14.05.2014 № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Минобороны России, пунктом 7 которого определены основные задачи Департамента, такие как осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий. Таким образом, обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, в данном случае, на осуществление инструментального обследования возложена на Департамент строительства Минобороны России. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011, истец, с учетом уточнений, принятых к производству суда определением от 11.03.2021, и частичным отказом от исковых требований, принятых судом определением от 14.05.2021, просит:
- запретить Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 32441 эксплуатацию 4-х аварийных зданий, а именно казармы (по генеральному плану № 42), солдатского клуба (по генеральному плану № 45), пожарного депо (по генеральному плану № 49а), материально-технического склада (по генеральному плану № 79), принять меры по консервации указанных зданий в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России в течение 4-х месяцев организовать работу по проведению инструментального обследования 3-х зданий по генеральному плану №№ 42, 49а, 79) войсковой части 32441 на территории военного городка № 1 (ЗАТО п. Солнечный Красноярского края) на предмет соответствия строительным нормам и правилам;
- по результатам обследования 4-х зданий (по генеральному плану №№ 42, 45, 49а, 79) войсковой части 32441, расположенных на территории военного городка № 1 (ЗАТО п. Солнечный Красноярского края), обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России в течение 6 месяцев провести в них капитальный ремонт (реконструкцию) путем заключения соответствующего государственного контракта.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, Мамазиев Р.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что решение о порядке проведения инструментального обследования принимается органами Министерства обороны Российской Федерации и проводится либо самостоятельно своими силами, либо с помощью специализированных организаций. Указал, что техническое состояние указанных в иске зданий неудовлетворительное с признаками аварийности, здание солдатского клуба признано аварийным, в связи с чем во избежание гибели и травматизма людей необходимо их обследовать и подвергать капитальному ремонту (реконструкции).
Ответчик командир войсковой части 32441 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надележаще, причин неявки не сообщил, заявлений, ходатайств не представил. Представители ответчика - командира войсковой части 32441 Загребанцев Д.Б. и Агеева Я.А. указали о несогласии с исковыми требованиями, за исключением возложения обязанности по запрете эксплуатации солдатского клуба, пояснив, что оно в настоящее время не эксплуатируется и войсковой частью получено техническое заключение по результатам инженерного обследования строительных реконструкций здания солдатского клуба, выполненного ООО «Архитектурно-строительная группа», сделавшего выводы о том, что техническое состояние (с точки зрения несущей способности и устойчивости) обследованных несущих конструкций оценивается как аварийное, степень повреждения конструкций - V, снижение несущей способности на 60%; при обследовании конструкций здания были выявлены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и опасности обрушения здания, дальнейшая эксплуатация невозможна; конструкции подлежат разборке; необходимо предусмотреть ограждение опасных зон. В отношении остальных объектов пояснили, что несмотря на то, что имеются признаки аварийности, угроза их обрушения отсутствует. Поскольку результаты инструментального обследования не известны, возложение обязанностей на ответчиков по капитальному ремонту или реконструкции преждевременны. Также, представитель ответчика Загребанцев Д.Б. пояснил, что прокуроры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Просил в удовлетворении требований, за исключением в части, касаемой солдатского клуба, отказать.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще, причин неявки не сообщили, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежаще. В представленном до начала заседания ходатайстве представитель ответчика просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Кроме того, в ходе рассмотрения дела от данного ответчика судом получены возражения на исковое заявление, согласно которым материалы дела не содержат оснований предъявления требований к Учреждению, а свидетельствуют о том, что Учреждение не уполномочено на принятие решений. Учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет эксплуатацию объектов, указанным в иске. Согласно пункта 3 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя. Целями деятельности Учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Согласно пункта 20 Устава, Учреждение проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил, формирует предложения по использованию имущества, ведет учет имущества, осуществляет действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за Учреждением, осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов, осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за Учреждением, формирует документы для принятия Министром Обороны Российской Федерации и (или) Директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, проводит по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны и (или) руководителя Учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны, осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений, содействует в проведении оценки имущества Вооруженных Сил, осуществляет контроль за использованием условий и обязательств по заключенным договорам, проводит мероприятия по комплектованию, хранению и учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения, осуществляет в установленном порядке расквартирование войск (сил) и организацию учета казарменно-жилищного фонда, организует использование и распределение, учет объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Данный перечень деятельности Учреждения является исчерпывающим. В уставную деятельность Учреждения не входит эксплуатация имущества и его консервация. Имущество, указанное в иске, Учреждение не эксплуатирует. Закрепление объектов недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, за пользователями осуществляется в соответствии с единым порядком закрепления казарменно-жилищного фонда военных городков, действующем в Министерстве обороны и регламентированным нормативными актами, в соответствии с которыми недвижимое имущество Минобороны России, необходимое для осуществления полномочий и функций по охране государства, подлежащее использованию войсковыми частями, организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат обязательному закреплению за соответствующим пользователем, передаче в пользование с составлением акта приема-передачи на основании приказа начальника соответствующего гарнизона. Передача имущества в пользование оформляется актом приема-передачи казарменно-жилищного фонда установленной формы, подписывается представителем балансодержателя и пользователя в 2-х экземплярах для каждой из сторон. В соответствии с пунктом 15 приказа Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75 (с изм. от 30.12.2017) «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота», командиры воинских частей и начальники гарнизонов несут ответственность за сохранность, пожарную безопасность и содержание временно пустующего казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования и квартирного имущества. Объекты казарменно-жилищного фонда, в том числе, объект казарма (по генеральному плану инв. 42), объект солдатский клуб (по генеральному плану инв.45), объект пожарное депо (по генеральному плану инв. 49а), объект материально-технический склад (по генеральному плану инв.79) закреплены за войсковой частью 32441, которая является непосредственным пользователем данных объектов и несет ответственность как непосредственный пользователь за их содержание. В части требований прокурора о проведении инструментального обследования и проведении капитального ремонта к Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации поясняют, что Учреждение не имеет соответствующих полномочий, а также специальных возможностей по проведению инструментального обследования зданий и последующего проведения капитального ремонта здания штаба, консервацию объектов осуществляет при наличии оснований собственник в лице Министерства обороны, в котором существует определенная процедура проведения капитального ремонта и соответствующие уполномоченные органы. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 305 от 22.04.2013 указанные полномочия возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Для осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, обязанности по контролю за техническим состоянием объектов, выявлению признаков аварийности возложены на органы эксплуатации - Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Прокурором в своем иске указано на то, что данные объекты были включены в заявочные планы по капитальному ремонту в 2017-2019 годах, однако здания в титул капитального ремонта включены не были. Для планирования и осуществления государственных капитальных вложений, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов военной инфраструктуры предназначен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации. Функции по планированию объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых на проведение капитального ремонта, возложены на Департамент строительства Минобороны России. Требования об обязании ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о запрещении эксплуатации объектов, указанных в иске, и их консервации заявлены прокурором необоснованно. В силу Устава Учреждение не наделено полномочиями по эксплуатации и консервации объектов. Просит отказать в удовлетворении требований, заявленных к Учреждению.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие командира войсковой части 32441, представителей Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В структуру Министерства обороны входят центральные органы военного управления (к которым отнесен, в том числе, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации) (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
В силу подпунктов 52, 71 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В силу положений статьи 5.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 указанного Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Данный стандарт распространяется, в числе прочего, на проведение работ по комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
В соответствии с п. п. 3.1 - 3.2 ГОСТ 31937-2011 безопасность эксплуатации здания (сооружения): комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта, степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера, совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации, нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления. Механическая безопасность здания (сооружения): состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Согласно п. п. 3.12 - 3.13 ГОСТ 31937-2011 ограниченно работоспособное техническое состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). Аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Пунктами 5.1.1 - 5.1.2 ГОСТ 31937-2011 установлено, что цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
В соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011 для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. При этом для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование более частых периодических обследований в процессе эксплуатации.
При ограниченно работоспособном состоянии конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, контролируют их состояние, проводят мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания и последующий мониторинг технического состояния (при необходимости).Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается. Устанавливается обязательный режим мониторинга.
Согласно п. 5.1.7 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа: 1) подготовка к проведению обследования;
2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование. При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования.
При этом детальное (инструментальное ) обследование технического состояния здания (сооружения) включает в себя:
- измерение необходимых для выполнения целей обследования геометрических параметров зданий (сооружений), конструкций, их элементов и узлов;
- инженерно-геологические изыскания (при необходимости);
- инструментальное определение параметров дефектов и повреждений, в том числе динамических параметров;
- определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов;
- измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении;
- определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтов основания;
- определение реальной расчетной схемы здания или сооружения и его отдельных конструкций;
- определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки;
- поверочный расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;
- анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях;
- составление итогового документа (заключения) с выводами по результатам обследования (п. 5.1.15 ГОСТ 31937-2011).
Согласно части 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 55.25 ГрК РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Из материалов дела следует, что жилое здание «Казарма», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, строение 42, кадастровый номер 24:61:0000000:1430, имеет 5 этажей (1 подземный), год завершения строительства 1970 (технический паспорт от 10.10.2012). Указанное здание находится в Федеральной собственности и передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2014).
Согласно акта № 5 общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 20.03.2020, утвержденного командиром войсковой части 32441 от 08.04.2020, проведен осмотр казармы, номер по генплану 42. Установлено, что год постройки 1970, этажей 4, площадь 5147,7 кв.м. Осмотр проводился комиссией в составе начальника ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) Атаева М.С.о., сотрудников ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) ведущего инженера Зиброва М.Г., начальника ВКХ Сидорочкина А.Н., начальника КЖФ Степанцова В.И., ведущего инженера по энергетике Карпова В.И., а также начальника квартирно-эксплуатационной службы в/ч 32441 Борщёва А.И. По результатам осмотра выявлены дефекты фундамента (разрыв и выступ железобетонного цоколя), наружных стен (выветривание швов, искривление отельных участков, наличие трещин), фасадов (повреждение окрасочного слоя), перегородок (повреждение окрасочного слоя, трещины), окон (повреждение оконных блоков, остекленения), отмостки (разрушение бетона и отслоение от фундамента), системы отопления (радиаторы), системы ХВС и канализации (имеются следы коррозии), отсутствие системы автоматического пожаротушения. В заключении комиссией сделан вывод о наличии признаков аварийного состояния, о необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Ранее подобные дефекты также выявлялись, что зафиксировано актом общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 19.04.2017, утвержденного командиром учебной роты войсковой части 32441 19.04.2017, актом общего осмотра от 20.09.2017, утвержденного командиром учебной роты войсковой части 32441 20.09.2017, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 5 от 02.04.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441 19.04.2018, актом общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 356 от 17.09.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 16 от 25.03.2019, утвержденного командиром войсковой части 32441.
Нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, строение 45, имеет 3 этажа (1 подземный), год завершения строительства 1970 (технический паспорт от 03.10.2012). Указанное здание находится в Федеральной собственности и передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2014).
Согласно акта № 18 общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 23.03.2020, утвержденного командиром войсковой части 32441 от 08.04.2020, проведен осмотр солдатского клуба, номер по генплану 45. Установлено, что год постройки 1970, этажей 2, площадь 2118,2 кв.м. Осмотр проводился комиссией в составе начальника ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) Атаева М.С.о., сотрудников ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) ведущего инженера Зиброва М.Г., начальника ВКХ Сидорочкина А.Н., начальника КЖФ Степанцова В.И., ведущего инженера по энергетике Карпова В.И., а также начальника квартирно-эксплуатационной службы в/ч 32441 Борщёва А.И. По результатам осмотра выявлены дефекты наружных стен (выветривание швов, трещины, частичное разрушение версты кирпичной кладки), внутренних стен (трещины), кровли (расслоение и повреждение кровельного покрытия, водосливов, цементно-песчаной стяжки), потолка (следы дождевых и талых вод), отмостки (разрушение бетонного слоя), канализации (следы коррозии, засоры труб), системы отопления и ГВС, электрооборудования, отсутствие пожарной сигнализации. В заключении комиссией сделан вывод о наличии признаков аварийного состояния, о необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Ранее подобные дефекты также выявлялись, что зафиксировано актом осеннего осмотра объектов имущественного комплекса № 381527/875 от 20.09.2017, утвержденного врио командира батальона боевого обеспечения войсковой части 32441 20.09.2017, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 18 от 03.04.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441 19.04.2018, актом общего осеннего осмотра казарменно-жилищного фонда № 369 от 18.09.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 29 от 27.03.2019, утвержденного заместителем командира в/ч 32441.
Нежилое здание «Пожарное депо», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, строение 49а, кадастровый номер 24:61:0000000:1388, имеет 1 этаж, год завершения строительства 1965 (технический паспорт от 04.11.2012). Указанное здание находится в Федеральной собственности и передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 23.10.2014).
Согласно акта № 1 общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 30.03.2020, утвержденного командиром войсковой части 32441 от 08.04.2020, проведен осмотр пожарного депо, номер по генплану 49а. Установлено, что год постройки здания 1965, материал стен - кирпич, количество этажей 1, площадь 293,3 кв.м. Осмотр проводился комиссией в составе начальника ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) Атаева М.С.о., сотрудников ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) ведущего инженера Зиброва М.Г., начальника ВКХ Сидорочкина А.Н., начальника КЖФ Степанцова В.И., ведущего инженера по энергетике Карпова В.И., а также начальника квартирно-эксплуатационной службы в/ч 32441 Борщёва А.И. По результатам осмотра выявлены дефекты отмостки (разрушение бетонного слоя отдельных участков), кровли (наличия повреждений мягкой кровли 353,4 кв.м.), перекрытия (следы биопоражения потолка, отслоение окрасочного слоя), стен наружных (выветривание швов, трещины, частичное разрушение наружной версты кирпичной кладки), кирпичных перегородок (трещины), полов (повреждение красочного покрытия, требуется замена полов), перегородок (следы биопоражения стен, отслоение окрасочного слоя), окон (повреждения деревянных элементов оконных блоков), системы отопления и ГВС (следы коррозии, хомуты), системы ХВС, отсутствие пожарной сигнализации. В заключении комиссией сделан вывод о наличии признаков аварийного состояния, о необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Ранее подобные дефекты также выявлялись, что зафиксировано актом внепланового осмотра здания пожарного депо № 38/518/141 от 02.02.2017, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 412 от 24.09.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 72 от 02.04.2019, утвержденного командиром войсковой части 32441.
Нежилое здание «Материально-технический склад», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, строение 79, кадастровый номер 24:61:0000000:1383, имеет 1 этаж, год завершения строительства 1965 (технический паспорт от 01.10.2013). Указанное здание находится в Федеральной собственности и передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2014).
Согласно акта № 53 общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 27.03.2020, утвержденного командиром войсковой части 32441 от 08.04.2020, проведен осмотр склада МТ, номер по генплану 79. Установлено, что год постройки 1965, этажей 1, площадь 3255,1 кв.м. Осмотр проводился комиссией в составе начальника ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) Атаева М.С.о., сотрудников ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» (по РВСН) ведущего инженера Зиброва М.Г., начальника ВКХ Сидорочкина А.Н., начальника КЖФ Степанцова В.И., ведущего инженера по энергетике Карпова В.И., а также начальника квартирно-эксплуатационной службы в/ч 32441 Борщёва А.И. По результатам осмотра выявлены дефекты отмостки (нарушение целостности), наружных стен (выветривание швов, трещины), перегородки (трещины), фасада (смывание наружного слоя фасада), полов (растрескивание и частичное удаление бетонного покрытия), окон (частичное расслоение и загнивание рам), системы отопления (протекания, хомуты), отсутствие пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения. В заключении комиссией сделан вывод о наличии признаков аварийного состояния, о необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Ранее подобные дефекты также выявлялись, что зафиксировано актом внепланового осмотра здания материально-технического склада № 38/518/485 от 16.10.2017, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 404 от 21.09.2018, утвержденного командиром войсковой части 32441, актом общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда № 64 от 02.04.2019, утвержденного командиром войсковой части 32441.
В соответствии с приказом начальника Красноярского территориального гарнизона от 22.05.2014 № 21 «О внесении изменений в приказ начальника Ужурского гарнизона № 45 от 16.12.2013 «О закреплении казарменно-жилищного фонда, расположенного на территории Ужурского гарнизона за войсковой частью 32441», в соответствии с приказом начальника Ужурского местного гарнизона от 22.10.2018 № 39 «О закреплении казарменно-жилищного и специализированного фондов войсковой части 32441 в 2019 году» солдатский клуб № 45, казарма № 42, пожарное депо № 49а, материально-технический склад № 79 закреплены за казарменно-жилищным фондом военного городка № 1 за командирами воинских частей и подразделений войсковой части 32441.
Актом № 1224 от 03.07.2018 приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда на территории военного городка ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России сдало, а войсковая часть 32441 приняла казарменно-жилищный фонд согласно прилагаемой к акту описи, в том числе материально-технический склад № 79, солдатский клуб № 45, пожарное депо № 49а, казарму № 42.
Приказом начальника Ужурского местного гарнизона № 2 от 18.01.2017 «Об организации эксплуатации зданий и сооружений войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» командир войсковой части 32441 назначен о лицом, ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, имеющих визуальные признаки аварийного (предавариного) состояния конструктивных элементов: казармы № 42 и пожарного депо № 49а.
На основании приказа начальника Ужурского местного гарнизона № 5 от 06.02.2017 «Об удалении личного состава и материальных ценностей из зданий войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» с 03.02.2017 командованию войсковой части 32441 приказано организовать удаление личного состава и материальных ценностей из здания, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов - из казармы № 42.
На основании приказа командира войсковой части 32441 № 639 от 19.04.2017 «Об удаленности личного состава и материальных ценностей из зданий войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» с 18.04.2017 приказано организовать удаление личного состава и материальных ценностей из здания солдатского клуба по генеральному плану № 45, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов, организовать осмотр объекта 2 раза в сутки.
Приказом командира войсковой части 32441 от 23.01.2018 № 110 «Об организации эксплуатации зданий и сооружений войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» назначено ответственное лицо за эксплуатацию материально-технического склада № 79, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов (установление наблюдения, документальное фиксирование дефектов и повреждений).
Командиром войсковой части 32441 принимались меры к оказанию содействия в обследовании строительных конструкций зданий (письмо от 04.02.2017 начальнику ГУ МЧС России по Красноярскому краю), в принятии мер по включению в титульный план капитального ремонта 2017 года казармы № 42 и пожарного депо № 49а (письмо от 06.02.2017 начальнику филиала Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, письмо от 06.02.2017 начальнику управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа, письмо от 06.02.2017 командиру войсковой части 77087-И, письмо от 06.02.2017 начальнику 468 отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг), иные.
Заявка на капитальный ремонт объектов войсковой части 32441 № 42 (казарма), № 45 (солдатский клуб), № 49а (пожарное депо) и № 79 (материально-технический склад) на 2020 год утверждена командиром войсковой части 04.10.2019. Аналогичным образом командиром утверждались заявки на 2019 и 2018 годы.
Материально-технический склад № 79, солдатский клуб № 45, казарма № 42, пожарное депо № 49а включены в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим войсками Центрального военного округа 27.12.2017.
Таким образом, суд полагает установленным то обстоятельство, что конструкции рассматриваемых зданий материально-технического склада, солдатского клуба, казармы и пожарного депо находятся в неудовлетворительном состоянии, по результатам неоднократных осмотров зданий комиссией были сделаны выводы о наличии признаков аварийности указанных зданий, а, следовательно, о наличии угрозы жизни и здоровью граждан.
При указанных обстоятельствах доводы представителей ответчика командира войсковой части 32441 о том, несмотря на наличие признаков аварийности, угроза обрушения зданий отсутствует, суд во внимание не принимает.
В отношении здания солдатского клуба по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, войсковая часть 32441, стр. 45, в материалы дела представителем ответчика командира войсковой части 32441 представлено техническое заключение по результатам инженерного обследования строительных конструкций, выполненное ООО «Архитектурно-строительная группа» в 2021 году, по результатам которого сделаны следующие выводы: техническое состояние (с точки зрения несущей способности и устойчивости) обследованных несущих конструкций оценивается как аварийное. Степень повреждения конструкций V, снижение несущей способности 60%. При обследовании конструкций здания выявлены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и опасности обрушения здания, дальнейшая эксплуатация невозможна. Конструкции подлежат разборке. Необходимо предусмотреть ограждение опасных зон. Указанное техническое заключение выполнено Обществом, являющегося членом саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение градостроительных проектных организаций».
Однако, по настоящее время мероприятия по детальному (инструментальному) обследованию зданий материально-технического склада № 79, казармы № 42, пожарного депо № 49а не реализованы.
Согласно доводов ответчика, здание солдатского клуба № 45 и здание казармы № 42 не эксплуатируются, вместе с тем, эксплуатация зданий материально-технического склада № 79 и пожарного депо № 49 продолжается.
Несмотря на отсутствие заключений уполномоченных органов (организаций) о признании зданий материально-технического склада № 79, казармы № 42, пожарного депо № 49а аварийными, суд учитывает, что вывод о ненадлежащем состоянии несущих конструкций зданий подтверждается актами обследования с участием уполномоченных лиц. Комиссия по результатам обследования зданий пришла к выводам о наличии признаков аварийности несущих конструктивных элементов зданий, оснований не доверять данным выводам у суда не имеется.
Кроме того, суд учитывает, что все рассматриваемые здания были включены в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим войсками Центрального военного округа 27.12.2017. Сведений о том, вошли ли указанные здания в утвержденный заявочный план на 2021 год, в материалы дело не представлено.
Оценивая данные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что, включая здания материально-технического склада № 79, солдатского клуба № 45, казармы № 42, пожарного депо № 49а в заявочные планы, собственник зданий в лице Министерства обороны Российской Федерации фактически признал необходимость проведения их капитального ремонта, что свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии зданий, наличии признаков аварийности и потенциальной угрозы жизни и здоровью лиц, осуществляющих трудовую деятельность в них или находящихся в них.
Ответчиками представленные истцом доказательства ненадлежащего технического состояния зданий материально-технического склада № 79, солдатского клуба № 45, казармы № 42, пожарного депо № 49а не опровергнуты.
Суд полагает, что выявленные в ходе осмотров нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку доказательств обратного стороной ответчика в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы не заявлялось.
Возражений на иск Министерством обороны Российской Федерации также не заявлено, доказательств, опровергающих позицию истца, не представлено.
Положениями статьи 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований истца о запрете эксплуатации 4-х зданий, а именно казармы (по генеральному плану № 42), солдатского клуба (по генеральному плану № 45), пожарного депо (по генеральному плану № 49а), материально-технического склада (по генеральному плану № 79) и принятии мер по консервации указанных зданий.
Данную обязанность суд полагает необходимым возложить на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника зданий, и на командира войсковой части 32441 как на лицо, их эксплуатирующее.
Возложение указанной обязанности на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации суд находит излишним, поскольку собственником рассматриваемых зданий Учреждение не является, согласно Устава Учреждение создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом, реализовав которую Учреждение рассматриваемые здания передало в пользование войсковой части. Кроме того, данное Учреждение находится в подчинении Министерства обороны Российской Федерации и подконтрольно ему (п.п. 19,49,50 Устава ФГКУ «Сибирское территориальное управлении имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации, как лицо, выступающее от имени собственника рассматриваемых зданий, ненадлежащим образом осуществляет их содержание, в связи с чем именно на данного ответчика подлежит возложению ответственность за их ненадлежащее техническое состояние. В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ, именно Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В связи с указанным суд приходит к выводу о необходимости проведения детального (инструментального) обследования зданий материально-технического склада № 79, казармы № 42, пожарного депо № 49а согласно требованиям ГОСТ 31937-2011.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить Министерству обороны Российской Федерации срок для проведения детального (инструментального) обследования зданий материально-технического склада № 79, казармы № 42, пожарного депо № 49а на предмет их соответствия строительным нормам и правилам - в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и разумным.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении указанных обязанностей на Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, поскольку данный департамент, входя в структуру Министерства обороны Российской Федерации, находится в подчинении Министерства обороны и возложение данных обязанностей на Департамент, по мнению суда, может повлечь затруднения в исполнении решения.
Кроме того, суд не находит оснований и для возложения на ответчиков обязанности по проведению в рассматриваемых зданиях материально-технического склада № 79, казармы № 42, пожарного депо № 49а капитального ремонта (реконструкции), считая заявленные требования преждевременными. На момент рассмотрения дела указанные здания в установленном порядке аварийными не признаны, их инструментальное обследование не проведено, доказательства возможности проведения капитального ремонта, целесообразности его проведения в материалы дела не представлены.
При наличии оснований для проведения капитального ремонта по результатам инструментального обследования данные обстоятельства могут выступать в качестве самостоятельного повода для исковых требований в случае выявления бездействия по его проведению.
Кроме того, суд не находит и оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению капитального ремонта здания солдатского клуба № 45, поскольку согласно выводов технического заключения по результатам инженерного обследования строительных конструкций, выполненного ООО «Архитектурно-строительная группа», техническое состояние здания аварийное, его дальнейшая эксплуатация невозможна, а конструкции здания подлежат разборке, что суд расценивает как отсутствие возможности и оснований для проведения в нем ремонта. Доказательств обратного не представлено.
Вместе с тем, право выбора дальнейшей судьбы аварийного объекта имущества, а именно право на его реконструкцию или его ликвидацию принадлежит собственнику данного имущества. Доказательств принятия собственником решения о проведении капительного ремонта (реконструкции) здания и проявленного бездействия по данному вопросу в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований военного прокурора.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих удовлетворить частично.
Запретить Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441 эксплуатацию казармы (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 42), солдатского клуба (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 45), пожарного депо (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 49а), материально-технического склада (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 79), принять меры к консервации зданий.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать работу по проведению инструментального обследования казармы (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 42), пожарного депо (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 49а), материально-технического склада (Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, в/ч 32441, строение 79) войсковой части 32441 на территории военного городка № 1 (ЗАТО п. Солнечный Красноярского края) на предмет соответствия строительных нормам и правилам в течение 4-х (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований и к остальным ответчикам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Аббазова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2021 года