Дело № 33-5592\2022 ( № 2-955\2022)
59RS0007-01-2021-009786-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ворониной Е.И.,
Судей Лапухиной Е.А., Крюгер М.В.
при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе истца Полтавской Людмилы Федоровны на решение Свердловского районного суда г.Перми от 18 марта 2022 года, которым отказано Полтавской Людмиле Федоровне в удовлетворении исковых требований к ГУ - Отделению Пенсионного фонда по Пермскому краю – в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения истца Полтавской Л.Ф., ее представителя Ватченко С.А., представителей ответчика - Балтиковой А.А., Пинаевой О.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полтавская Л.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ о возложении обязанностей произвести перерасчет пенсии, выплатить разницу между размером выплаченной пенсии и размером, полученным в результате ее перерасчета. В обоснование требований истец указала, что является получателем пенсии с 09.08.2010г. По трудовой книжке истца по состоянию на 01.01.2002г. общий трудовой стаж составил 23 года 9 месяцев 16 дней. Общий стаж до 01.01.1991г. составил 18 лет 8 месяцев 16 дней., что также подтверждается справкой УПФР в Свердловском районе г.Перми от 11.01.2021г. Истец неоднократно направляла в адрес ответчика заявления, в которых просила произвести перерасчет пенсии с учетом имеющегося у истца стажа. Письмом от 11.01.2021г. №04/148 ответчик сообщил истцу, что по имеющимся документам трудовой стаж истца, учитываемый в целях оценки пенсионных прав по п.4 ст.30 Закона от 17.12.2001г. по состоянию на 01.01.2002г. составляет 14 лет 6 месяцев 25 дней, стажевый коэффициент равен 0,55. Также ответчиком представлен расчет размера пенсии, с которым истец не согласна, так как ответчиком неправильно указан общий трудовой стаж, учитываемый в целях оценки пенсионных прав по п.4 ст.30 Закона от 17.12.2001г. по состоянию на 01.01.2002г., который по данным ответчика составляет 14 лет 6 месяцев 25 дней, а не 23 года 9 месяцев 23 дня. Также ответчиком неправильно определен стажевый коэффициент, который составляет не 0,55, а 0,58. С учетом данных обстоятельств, расчет величины расчетного пенсионного капитала должен быть произведен следующим образом: РП = 210,24 рублей х 0,58 = 121,94 рублей. Также должна быть начислена компенсационная выплата, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001г. в размере 100 рублей плюс уральский коэффициент, с учетом которого ее размер составляет 115 рублей.
Кроме того, истец указывает, что ответчиком неправильно произведен расчет суммы валоризации.
Истец просила обязать ответчика произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом имевшегося у истца общего трудового стажа до 01.01.2002г. – 23 года 9 месяцев 23 дня, до 01.01.1991г. – 18 лет 8 месяцев 18 дней, за период с 09.08.2010г. по 30.09.2020г. включительно; обязать ответчика выплатить истцу денежную сумму, составляющую разницу между суммой выплаченной истцу пенсии и суммой, полагающейся к выплате пенсии на основании произведенного перерасчета за период с 09.08.2010г. по 30.09.2020г. включительно.
Истец в судебное заседание не явилась, представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика с иском не согласилась, просила в иске отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Полтавская Л.Ф. Приводит доводы о том, что судом правильность исчисления назначенной истцу пенсии с августа 2010 года по сентябрь 2020 не проверена. В решении суда не указано, чем опровергается правильность расчета истца. Далее истец обращает внимание на разную продолжительность трудового стажа в ответах пенсионного органа по заявлениям истца. Приведены ссылки на пенсионное дело. Истец полагает, что на момент назначения ей пенсии в 2010 в общий трудовой стаж наряду с периодами работы, подлежали включению период ухода за ребенком, продолжительностью 1 год 6 месяцев, период «безработный» продолжительностью 05 месяцев 17 дней, период обучения в училище продолжительностью 06 месяцев 13 дней. Доводы ответчика о том, что после предоставления истцом документов, подтверждающих периоды проживания с супругом военнослужащим, все периоды проживания были учтены в общий трудовой стаж истца в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, опровергаются материалами дела. При этом, истец обращает внимание, что 09.09.2010 истец обращалась с заявлением о перерасчете пенсии, к заявлению прилагалась справка из военкомата. Таким образом, приведены доводы о том, что в случае оценки пенсионных прав по п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ на момент перерасчета пенсии сентябрь 2010 года включению в общий трудовой стаж истца подлежали периоды: на 31.12.2001 – 25 лет 8 месяцев 1 день = 14 лет 11 дней (работа) + 1 год 6 месяцев ( уход за ребенком) + 5 месяцев 17 дней (безработный) + 6 месяцев 13 дней ( учеба, подготовка к профессиональной деятельности) + 9 лет 1 месяц 20 дней ( проживание с супругом военнослужащим). На 01.01.1991 : 20 лет 1 месяц 9 дней = 9 лет 5 месяцев 19 дней ( работа) + 1 год 6 месяцев ( уход за ребенком) + 9 лет 1 месяц 20 дней ( проживание с супругом военнослужащим). Неправильное исчисление общего трудового стажа по состоянию на 31.12.2001 и на 01.01.1991 повлекло неправильный расчет пенсии. Далее приведен расчет пенсии и стажевого коэффициента.
В случае оценки пенсионных прав истца на момент назначения пенсии и перерасчета в 2010 году в соответствии с п.4 ст.30 Закона № 173-ФЗ повлекло бы увеличение стажевого коэффициента 0,58 вместо 0,55, исключило бы применение понижающего коэффициента ( соотношение размера имеющего стажа к требуемому), повлияло бы на размер суммы валоризации ( процент валоризации составил бы 28% вместо 19%, исчисленных ответчиком. Все эти доводы суд оставил без внимания.
Истец обращает внимание, что в материалы дела была представлена копия пенсионного удостоверения с обозначенным размером пенсии – 5318,39 рублей, в дальнейшем была приобщено справка, согласно которой размер пенсии с 01.04.2011 составил 4522,52 рубля. истец просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
В письменных возражениях ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Полтавская Л.Ф. и ее представитель Ватченко С.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, представители ответчика Балтикова А.А., Пинаева О.Л. с доводами апелляционной жалобы не согласились, указав на их несостоятельность, представив также дополнительный расчет пенсии истца по различным вариантам, который приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, истец Полтавская Л.Ф. с 09.08.2010 является получателем страховой ( ранее трудовой) пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно имеющимся в распоряжении Отделения сведениям по состоянию на 09 августа 2010 г. в страховой (трудовой) стаж Полтавской Л.Ф. засчитаны следующие периоды:
- с 01.09.1971г. по 01.10.1974г. работа;
- с 02.10.1974г. по 15.11.1975г. работа;
- с 11.12.1975г. по 11.03.1976г. работа;
-с 20.01.1978г. по 13.04.1978г. работа;
- с 19.04.1978г. уход за ребёнком до полутора лет;
-с 15.06.1980 г.no 14.09.1980г. работа;
- с 06.11.1981г. по 03.04.1983г. работа;
- с 06.09.1983г. по 09.02.1985г. работа;
- с 28.01.1986г. по 18.06.1986г. работа;
-с 19.01.1987г. по 18.05.1987г. работа;
- с 10.01.1988г. по 30.08.1988г. работа;
с 06.09.1990г. по 29.01,1993г. работа;
- с 15.02.1993г. по 17.11.1994г. работа;
- с 14.11,1996г. по 05.03.1997г. период получения пособия по безработице;
-с 06.03.1997г. по 18.09.1997г. учеба;
- с 19.09.1997г. по 13.11.1997г. период получения пособия по безработице;
-с 02.09.1999г. по 05.12.1999г. работа;
- с 02.11.2004г. по 22.12.2004г. работа;
-с 17.01.2005г. по 07.02.2006г. работа;
-с 13.03.2006г. по 01.05.2006г. работа;
- с 11,05.2006г. по 02.07.2006г. работа;
- с 11,07.2006г. по 1 1.08.2008г. работа;
- с 23.08.2008г. по 24.08.2008г. работа;
- с 30.08.2008г. по 19.10.2008г. работа;
- с 20.10.2008г. по 31.10.2008г. работа;
-c01.1l.2008г. по 18.08.2009г. работа;
- с 02.09.2009г. по 11.09.2009г. работа.
Действительно, как следует из копии пенсионного дела, общий трудовой стаж, учитываемый в целях оценки пенсионных прав по п.3 с.30 Федерального закона № 173 составлял 14 лет 11 дней, стажевый коэффициент был определен 0,55, общий размер пенсии на 09.08.2010 составил 5318,39 рублей.
09 сентября 2010 г. Полтавская Л.Ф. обратилась за перерасчетом пенсии, представив справку военного комиссариата о периоде проживания с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
При этом период проживания с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту продолжительностью 09 лет 1 месяц 20 дней, был учтен в общий трудовой стаж для определения расчетной пенсии. Однако, поскольку период проживания с супругом-военнослужащим, согласно представленных документов и трудовой книжки прерывался работой, данный период был включен суммировано. Доводы истца о неверном подсчете указанного периода являются несостоятельными.
После перерасчета общий трудовой стаж, учитываемый в целях оценки пенсионных прав по п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ с учетом периодов проживания с супругом-военнослужащим на 01.01.2002 года составил 23 года 8 месяцев 23 дня, стажевый коэффициент – 0,58, общий размер пенсии на 01.10.2010 составил 5507,83 рубля.
С 01.01.2015 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), ч. 3 ст. 36 которого установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статья 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закон N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002 г.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г. (пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно подпункту 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Частью 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что к величине ИПК могут начисляться суммы ИПК, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных частью 12 указанной статьи (в том числе за периоды прохождения военной службы, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период осуществления ухода трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; за периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в месте с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; за периоды проживания супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и за периоды, в течение которых лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности), если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ или Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».
При этом, в том случае, если осуществлено начисление ИПК за периоды проживания и за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, то соответственно эти периоды из подсчета стажа исключаются.
В связи с указанным правовым регулированием и порядком расчета страховой пенсии, доводы истца следует признать ошибочными.
В рамках рассмотрения настоящего спора, пенсионным органом произведена оценка пенсионных прав истца в соответствии с положениями п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"
Расчет пенсии по п.4 ст.30 Закона №173-Ф3 с учетом нестраховых периодов:
При оценке пенсионных прав в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется путем умножения среднемесячного заработка застрахованного липа на стажевый коэффициент, который устанавливается в размере от 0,55 до 0,75 в зависимости от продолжительности общего трудового стажа.
Стажевый коэффициент равен 0,55. Среднемесячный заработок составляет 222 руб. 12 коп.
В случае если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа (20 х 12 = 240 мсс.) и умножается на число месяцев фактически имеющегося трудового стажа (у Полтавской Л.Ф. 174,8333333 месяцев). Отношение имеющегося общего стажа к требуемому стажу составляет 0,72847222.
Расчетный размер пенсии = 222,12 руб. х 0,55 - 122,17 руб.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в указанном порядке к нему начисляется компенсационная выплата, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 (п.5 ст.30 Закона). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.04.2000 № 681 «О компенсационной выплате пенсионерам» лицам, получающим пенсию в сумме, превышающей 339,23 руб. н месяц, установлена компенсационная выплата к пенсии - в размере 100 руб. в месяц + районный коэффициент).
С учетом районного коэффициента ее размер составляет 115 руб. Расчетный размер пенсии равен 122,17 руб. + 115 руб. = 237,17 руб.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер пенсии не может быть менее 660 руб.
С учетом данного варианта размер пенсии на 01.01.2022 г. составляет:
- страховая часть = (660,00 - 450,00 (базовая часть на 01.01.2002)) х 0,72847222 х 5,61481656 (индексация) = 858,95 / 64,10 руб. х 107,36 руб. = 1439,16 руб.;
- сумма валоризации = 858,95 руб. х 19% (10% (за стаж до 01.01.2002 г.) + 9% (за стаж до 01.01.1991 г.))* 163,20 руб./64,10 х 107,36 = 273,34 руб.;
- страховые взносы = 1065,87 руб.;
- повышение за нестраховые периоды по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (1 + 6/12) = 2,7 х 107,36 = 289,87 руб.;
- повышение за нестраховые периоды проживания супругов военнослужащих 5 лет х 1,8 = 9 х 107,36 = 966,24 руб.;
- фиксированная выплата = 6564,31 руб.
Итого: 10598,79 руб. ИПК = 37,579
При оценке пенсионных прав путём их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию па 01.01.2002г. в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется по формуле:
РП = СКхЗР/ЗП х СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж на 01.01.2002г. не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
У Истца общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав на 01.01.2002 г. составляет 14 лет 12 дней. Стажевый коэффициент равен 0,55.
Отношение имеющегося общего стажа к требуемому составляет 0,70166667.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Сведения о заработной плате учтены за период с 02.1986 г. по 06.1994 г.;
311 - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
ЗР/ЗП - отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составляет 0,165.
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации в сумме 1671 рубль;
Таким образом, расчетный размер пенсии составляет:
РП = 0,55 х 0,165 х 1671 руб. = 151,64 руб., согласно п.7 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ не может быть менее 660 рублей.
С учетом данного варианта размер пенсии на 01.01.2022 составлял бы:
- страховая пенсия = (660 руб. -450 руб.) х 0, 70166667 х 5,61481656 = 827,34 руб. / 64,10 х 107,36 -- 1385,70 руб.
- сумма валоризации = 827,34 руб. х 19% (10% (за стаж до 01.01.2002 г.) + 9% (за стаж до 01.01.1991 г. 9 лет 5 мес. 20 дней)) =157,19 / 64,10 руб. х 107,36 = 263 руб. 28 коп.
- страховые взносы = 1065,87 руб.;
повышение за нестраховые периоды по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (1 + 6/12) = 2,7 х 107,36 = 289,87 руб.;
- повышение за нестраховые периоды проживания супругов военнослужащих 5 лет х 1,8 = 9 х 107,36 = 966,24 руб.;
- фиксированная выплата = 6564,31 руб.
Итого: 10535,27 руб. ИПК = 36,987.
Принимая во внимание, что расчет пенсии ответчиком произведен правильно, соответствует Федеральному закону N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции правомерно указал, что оснований сомневаться в его верности не имеется.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, выраженную при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, основаны на неверном толковании и понимании норм пенсионного законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 199,328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полтавской Людмилы Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.06.2022