Дело № 2а-940/2022
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием помощника Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Бондарева Г.И.,
представителя административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А.,
административного ответчика Жуковой М.В., принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 августа 2022 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Жуковой М.В. об установлении административного надзора,
установил:
... ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Б. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Жуковой М.В., освобождаемой из мест лишения свободы, об установлении в отношении неё административного надзора на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица, с 22:00 до 06:00, кроме времени нахождения на работе; запрещения посещения заведений, продающих спиртное в розлив.
В обоснование требований указано, что осужденная Жукова М.В. отбывает уголовное наказание по приговору Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 20.05.2020 за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. В местах лишения свободы зарекомендовала себя с отрицательной стороны, по приговору суда от 20.05.2020 преступление Жуковой М.В. совершено в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, и в ночное время суток.
Административным ответчиком Жуковой М.В., не согласившейся с установлением ей административных ограничений в рамках административного надзора в части запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица, с 22:00 до 06:00, кроме времени нахождения на работе, запрета на посещение заведений, продающих спиртное в розлив, поданы письменные возражения на административный иск, в которых указано на отсутствие оснований для установления ей данных ограничений, поскольку в местах лишения свободы она зарекомендовала себя с положительной стороны, (...). Обстоятельства совершения осужденной преступления по приговору суда от 20.05.2020 в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, и в ночное время суток были учтены судом при назначении ей уголовного наказания, по мнению административного ответчика, этом будет являться двойной ответственностью за одно и тоже противоправное деяние, с чем она не согласна. Полагает, что установление указанных административных ограничений ущемляет её право на труд и свободу передвижения, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеуказанным основаниям, пояснив, что Жукова М.В. характеризуется отрицательно, поскольку имеет неснятое дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Административный ответчик Жукова М.В., не возражая против установления в отношении неё административного надзора, с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Бондарева Г.И., полагавшего необходимым установить административный надзор в отношении Жуковой М.В. сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия осужденным наказания, возложив на неё административные ограничения, предложенные администрацией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений (п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ).
Согласно п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из материалов дела следует, что Жукова М.В. ранее судима:
- 25.09.2017 приговором Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми по ч.2 ст.314.1 УК РФ (с учетом апелляционного постановления от 05.12.2017) к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении;
- 28.12.2017 приговором мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми (с учетом постановления Ухтинского городского суда Республики Коми), по п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, на основании ч.5 ст.69 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении; освобождена по отбытии срока наказания 10.08.2018,
осуждена приговором Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 20.05.2020 по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.158 УК РФ, п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. До вступления приговора в законную силу Жуковой М.В. оставлена мера пресечения в виде заключения под стражу, срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, время содержания её под стражей с 22.02.2020 до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок отбытия наказания из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы. Приговором суда в действиях осужденной Жуковой М.В. установлен опасный рецидив преступлений (л.д....).
Осужденная Жукова М.В. с 25.08.2020 отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, является совершеннолетней гражданкой Российской Федерации и освобождается из мест лишения свободы 09.12.2022.
При таких обстоятельствах, поскольку Жукова М.В. имеет судимость за тяжкое преступление, предусмотренное п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ, совершенное при опасном рецидиве преступлений, суд находит требование администрации исправительного учреждения об установлении в отношении освобождаемой из мест лишения свободы Жуковой М.В. административного надзора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания, в связи с чем Жуковой М.В. надлежит установить срок административного надзора продолжительностью 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Определяя виды административных ограничений, суд исходит из того, что они должны способствовать предупреждению совершения Жуковой М.В. преступлений и других правонарушений, оказать на неё индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов с учетом её личности, характера преступления и степени его общественной опасности.
При этом суд учитывает личность осужденной, её поведение в местах лишения свободы, где она за весь период отбывания наказания зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны. (...).
С учетом того, что административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел является обязательным и, принимая во внимание криминологические данные личности Жуковой М.В., её поведение в период отбывания наказания, суд считает возможным установить ей обязательную явку два раза в месяц (в пределах, установленных положениями п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Из обстоятельств, установленных приговором Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 20.05.2020, следует, что преступление совершено Жуковой М.В. в состоянии алкогольного опьянения, что судом также признано обстоятельством, отягчающим наказание, а также в ночное время суток (в период времени с 10:00 часов 08.01.2020 до 00:00 часов 09.01.2020), в связи с чем суд, руководствуясь пунктами 1 и 3 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ, считает необходимым установить Жуковой М.В. административные ограничения, предложенные истцом, в виде: запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме времени нахождения на работе.
При этом суд исходит из того, что вышеуказанные ограничения не ухудшают положение поднадзорного лица, и не отягчают её ответственность, как о том заявлено административным ответчиком в письменных возражениях, а лишь устанавливают контроль за её поведением после отбытия наказания по месту её жительства в целях охраны общественных интересов.
При установлении административных ограничений суд принимает во внимание возможность реализации прав осужденной при установленных ограничениях в порядке, предусмотренном ч.3 ст.12 Федерального закона № 64-ФЗ, а также их частичной отмены в течение срока административного надзора на основании сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица.
В соответствии с п.1 ч.3 с.5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Жуковой М.В. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемой из мест лишения свободы Жуковой М.В., ... года рождения, административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 20 мая 2020 года, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на разлив;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме времени нахождения на работе.
Срок административного надзора, установленного в отношении Жуковой М.В., исчислять со дня её постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Жуковой М.В., что в случае неприбытия без уважительных причин после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный администрацией исправительного учреждения срок, либо за самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, она может быть привлечена к уголовной ответственности на основании статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей - к административной ответственности по статье 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий М.Н.Таскаева
...