Судья 1-й инстанции: Собещанская Н.В. Дело № 33а-9673/2021
(№ 2а-1653/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 12 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кагитиной И.В. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдуллаевой Линьяр Садыковны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, первому заместителю министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыковой Кристине Сергеевне о признании приказа незаконным, заинтересованное лицо: администрация Сакского района Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Абдуллаевой Линьяр Садыковны – Кирютенкова Владислава Эдуардовича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Абдуллаева Л.С. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 февраля 2021 года № 743 «Об отказе в предоставлении земельного участка» и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Абдуллаевой Л.С. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,2000 га, расположенного за границами населенных пунктов на территории Лесновского сельского совета <адрес> из земель запаса Лесновского сельского совета, в порядке завершения оформления права. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на основании распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года №-р ей дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,2000 га для ведения личного крестьянского хозяйства, из земель запаса за границами населенных пунктов на территории Лесновского сельского совета Сакского района. Административный истец, в порядке, утверждённом постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014года № 313, обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. Оспариваемым приказом ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с истечением срока действия распоряжения от 23 ноября 2012 года №-р. Считает, что ссылка административного ответчика в оспариваемом приказе на истечение срока действия распоряжения от 23 ноября 2012 года №-р, является необоснованным, поскольку законодательство Украины, действовавшее на момент принятия указанного распоряжения, не наделяло муниципальные органы правом на установление срока действия распоряжений.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 23 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Представитель Абдуллаевой Л.С. – Кирютенков В.Э., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 июня 2021 года и принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Кроме того, обращает внимание на то, что Сакская районная государственная администрация АР Крым при принятии распоряжения от 23 ноября 2012 года №-р и устанавливая срок его действия, нарушила свои полномочия, поскольку не обладала правом устанавливать срок действия данного распоряжения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что распоряжением Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года №-р Абдуллаевой Л.С. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,2000 га для ведения личного крестьянского хозяйства, из земель запаса за границами населенных пунктов на территории Лесновского сельского совета Сакского района.
Пунктом 2 данного распоряжения возложена обязанность на Абдуллаеву Л.С. предоставить согласованный проект землеустройства по отводу земельных участков на утверждение в Сакскую райгосадминистрацию.
В пункте 3 данного распоряжения указано, что оно действительно до 01 декабря 2013 года.
25 декабря 2020 года Абдуллаева Л.С., в порядке, в порядке завершения оформления права, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 февраля 2020 года № 743 Абдуллаевой Л.С. отказано в предоставлении собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м, на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с истечением срока действия распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года № 1293-р на основании пункта 3 данного распоряжения.
Административный истец просит признать незаконным указанное решение.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Во исполнение указанной нормы, постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Указанный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пункт 4 указанного Порядка содержит положения аналогичные положениям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 2 и 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года №-р возложена обязанность на административного истца, предоставить согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка на утверждение в райгосадминистрацию, также установлено, что данное распоряжение действительно до 01 декабря 2013 года.
Объективные причины, препятствовавшие Абдуллаевой Л.С. в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность административным истцом не приведены.
Исходя из указанного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Абдуллаева Л.С. не исполнила требования пунктов 2 и 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года №-р, в связи с чем указанное распоряжение по состоянию на 21 марта 2014 года утратило силу.
Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ у Абдуллаевой Л.С. уже отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка на основании распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 23 ноября 2012 года №-р, в связи с чем у неё отсутствует право, предусмотренное частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
При таких обстоятельствах, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 февраля 2021 года № 743 об отказе Абдуллаевой Л.С. в предоставлении земельного участка, является законным и обоснованным, в связи с чем административному истцу правомерно отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы жалобы о том, что Сакская районная государственная администрация АР Крым при принятии распоряжения от 23 ноября 2012 года № и устанавливая срок его действия, нарушила свои полномочия, поскольку не обладала правом устанавливать срок действия данного распоряжения, являются необоснованными исходя из следующего.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16 сентября 2008 года № 509-VI были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, в статью 151, которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляют один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае, если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
Законом Украины от 05 ноября 2009 года № 1708-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» положения статьи 118, статьи 151 Земельного кодекса Украины были изложены в новой редакции, которые не содержали указаний об определении конкретного срока, в течение которого должен быть разработан проект отвода земельного участка.
Вместе с тем, правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.
Являясь собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, Сакская районная государственная администрация в АР Крым, в пределах своей компетенции в распоряжении от 23 ноября 2012 года №-р определила срок его действия – до 01 декабря 2013 года, что не противоречило действовавшему на тот период земельному законодательству Украины, которое не предусматривало запрета на установление срока.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 июня 2021 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Абдуллаевой Линьяр Садыковны – Кирютенкова Владислава Эдуардовича – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: И.В. Кагитина
Н.Р. Мостовенко