Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-9431/2024 (33-8036/2024)
УИД 11RS0001-01-2024-015172-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Никитенковой Е.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2024 года дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., прокурора Шевелеву М.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Кузьменко М.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК об обеспечении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, а именно ..., в том числе ..., с ... с ... в количестве 1 шт.
В обоснование иска указано, что Кузьменко М.А., в нарушение требований действующего законодательства, не обеспечен техническим средством реабилитации.
ОСФР по РК иск не признан.
Решением Сыктывкарского городского суда исковые требования прокурора г. Воркуты в интересах Кузьменко М.А. к ОСФР по Республике Коми удовлетворены.
На Отделение ОСФР по Республике Коми возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Кузьменко М.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно ..., в том числе ..., с ... 1 штуки.
В апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми просит об отмене решения суда.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными, просила оставить без изменения решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 октября 2024 года.
Участники процесса надлежаще извещены о рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Установлено, что Кузьменко М.А. является ..., ... установлена истцу с <Дата обезличена> бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Кузьменко М.А. нуждается в выдаче ... в количестве 1 шт.
Указанное техническое средство реабилитации включено в федеральный перечень и должно быть предоставлено за счет средств федерального бюджета.
На основании заявления от <Дата обезличена> года Кузьменко М.А. поставлен на учет в ОСФР по Республике Коми по обеспечению техническими средствами реабилитации, рекомендованными ему индивидуальной программой реабилитации инвалида № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции указанным средством реабилитации истец не обеспечен.
Оценив указанные обстоятельства применительно к положениям ст.ст. 9, 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к Правилам обеспечения инвалидов ТСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по РК обязанности обеспечить Кузьменко М.А. необходимым средством реабилитации, а именно: протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии, с модулем стопы с микропроцессорным управлением в количестве 1 шт.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на законе и соответствует обстоятельствам дела. При этом коллегия руководствуется следующими положениями законодательства.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, Кузьменко М.А. на момент вынесения решения не был обеспечен необходимым средством реабилитации.
Поскольку истец не обеспечен техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по самостоятельному приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Право выбора способа обеспечения принадлежит непосредственно истцу.
Указанные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку право инвалида, нуждающегося в государственном обеспечении средствами технической реабилитации, не может быть поставлено в зависимость от объемов финансирования указанных расходов, а также процедуры заключения государственных контрактов, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Отсутствие заключенного государственного контракта не должно нарушать гарантированное законом право на обеспечение жизнедеятельности в бытовой и общественной деятельности в целях его социальной адаптации.
С учетом изложенного решение суда является законным.
Каких-либо доводов, способных привести к отмене или изменению решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 28 ноября 2024 года.
Председательствующий
Судьи