Решение по делу № 2а-304/2020 от 03.06.2020

Дело № 2а-304/2020

УИД: 86RS0018-01-2020-000494-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года                     п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

    председательствующего Назарука Р. В.

    при секретаре Лаздиной О. М.,

    с участием представителя истца – помощника прокурора Кондинского района Миловидова А. А., представителя административного ответчика – Филяевой Е. М. по доверенности № 43 от 31.07.2019,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-304/2020 по административному исковому заявлению прокурора Кондинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района о признании незаконным бездействия по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары, о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кондинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кондинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Кондинского района о признании незаконным бездействия по организации обезвреживания жидких бытовых отходов (далее ЖБО) в с. Болчары, о возложении обязанности устранить нарушения.

    В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка по обращению жителей Кондинского района о бездействии органов местного самоуправления Кондинского района в сфере организации утилизации и переработки ЖБО в с. Болчары, по результатам которой установлено, что на территории с. Болчары муниципального образования сельское поселение Болчары Кондинского района отсутствует безопасный метод утилизации и переработки ЖБО, откачиваемых из септиков объектов жилищной и социальной сферы. Ввиду отсутствия в с. Болчары канализационных очистных сооружений, несанкционированный слив ЖБО осуществляется на земельные участки лесного фонда. В связи с непринятием мер по организации утилизации и переработке ЖБО в с. Болчары Кондинского района, в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кондинского района в адрес администрации Кондинского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

    Бездействие администрации Кондинского района по организации безопасного метода утилизации ЖБО влечет загрязнение земель, в том числе лесного фонда, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

    Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Кондинского района по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары Кондинского района ХМАО-Югры и обязать администрацию Кондинского района принять меры по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары Кондинского района ХМАО-Югры.

    Представителем ответчика представлены возражения на иск (л.д. 133-137). Указывает, что исковые требования необоснованны, поскольку администрация Кондинского района является ненадлежащим ответчиком по делу. Исходя из заключенного ДД.ММ.ГГГГ соглашения и норм Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах сельского поселения Болчары водоотведения и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование канализации и обеспечивающих мер, по предотвращению загрязнения территории сельского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения Болчары, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, при отсуствии финансирования переданных полномочий администрацией Кондинского района ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий по реализации программы «Чистая вода» в Кондинском районе, в том числе запланировано устройство локальных канализационно-очистных сооружений на территории сп. Болчары в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время УЖКХ администрации Кондинского района согласовываются условия договоров на выполнение инженерных изысканий на ВОС в с. Болчары и на проектирование ВОС, а также утверждена схема расположения земельного участка в сп. Болчары с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание для размещения канализационно-очистного сооружения. Таким образом, с момента передачи полномочий по решению вопросов местного значения сельским поседением Болчары администрацией Кондинского района приняты исчерпывающие меры по водоотведению, доводы административного истца не соответствуют действительности и не подтверждены соответствующими доказательствами. Кроме того, согласно сведений о дотационности бюджета муниципального образования Кондинский район за период с 2016-2019 гг., бюджет муниципального образования Кондинский район является дотационным на 81,7%.

    В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.

    Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

    В суде представитель истца – помощник прокурора Миловидов А. А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

    Представитель ответчика Филяева Е. М. исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска, по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьями 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Пунктами 3.1, 3.2 указанных санитарных правил установлено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

Организация мероприятий в границах муниципального образования по охране окружающей среды, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункты 3, 9 части 1 статьи 15, пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Такие же полномочия закреплены за органами местного самоуправления в пунктах 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» включает в полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения

(пункт 2); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).

В силу пункта 2 части 6 статьи 1 Устава Кондинского района в границах территории Кондинского района находится территория сп. Болчары с находящимся с его составе населенного пункта – села Болчары (л.д. 82).

На основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования сп. Болчары полномочия в части организации централизованного водоотведения населения переданы администрации муниципального образования Кондинский район (л.д. 113-126).

Согласно статьям 5, 6 Устава администрация Кондинского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым, в частности, относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Из вышеуказанного следует, что организация мероприятий по охране окружающей среды, а также деятельность по водоотведению на территории с. Болчары отнесены к полномочиям администрации муниципального образования Кондинский район. Доводы представителя ответчика о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику необоснованны.

Согласно письму главы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой) по реализации программы «Чистая вода» в Кондинском районе запланировано строительство канализационных очистных сооружений: с. Болчары мощностью 200 м3/сут. в ДД.ММ.ГГГГ. Хозяйствующие субъекты, на которые возложены обязанности выполнения работ по транспортированию и утилизации жидких бытовых отходов в сп. Болчары отсутствуют. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на существующую несанкционированную свалку размещения твердых коммунальных отходов (л.д. 55-57).

Как следует из акта о проведении осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут установлено место слива предположительно жидких коммунальных отходов неканализованных объектов водопотребления (ЖКО). Место слива ЖКО расположено на землях лесного фонда в <адрес> (л.д. 46-50).

Прокуратурой Кондинского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Кондинского района внесено представление об устранении нарушений закона (л. д. 69-81).

Давая оценку вышеуказанным документам, суд приходит к убеждению, что доказательств надлежащей деятельности администрации Кондинского района по своевременному решению ею вопросов по организации обезвреживания жидких бытовых отходов на территории с. Болчары в материалы дела не представлено.

При этом доводы представителя ответчика о том, что администрацией Кондинского района принимаются все необходимые меры по организации и переработке жидких бытовых отходов в с. Болчары (согласовываются договоры на проектирование очистного сооружения, утверждена схема расположения земельного участка под очистные сооружения, запланировано строительство канализационных очистных сооружений на январь-декабрь 2021 год и т. д.) не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку указанные обстоятельства имеют на момент рассмотрения настоящего дела незавершенный характер, к восстановлению нарушенного конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья не привели.

Кроме того, данные мероприятия стали осуществляться ответчиком лишь после многочисленных обращений граждан в различные инстанции и проведения проверок прокуратурой Кондинского района, и в целях исполнения требований внесенного представления, что также не может свидетельствовать о надлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, ответчиком не принято достаточных мер, свидетельствующих о надлежащем исполнении публичных полномочий по организации обезвреживания жидких бытовых отходов на территории с. Болчары.

Довод представителя ответчика о высоком уровне дотационности бюджета муниципального образования Кондинский район, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не опровергает доводы истца о необходимости принятия мер по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары.

Данные выводы являются основанием полагать заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению.

Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление прокурора Кондинского района удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Кондинского района по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

    Обязать администрацию Кондинского района принять меры по организации обезвреживания жидких бытовых отходов в с. Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 03 июля 2020 года.

    

    Председательствующий:                            Р. В. Назарук

2а-304/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Кондинского района
Ответчики
Администрация Кондинского района
Администрпция Кондинского района
Другие
Филяева Елена Михайловна
ПРИРОДНАДЗОР ЮГРЫ
Суд
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Назарук Р.В.
Дело на странице суда
kondinsk.hmao.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация административного искового заявления
03.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Подготовка дела (собеседование)
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее