Судья: Семенов М.П. № 33-3591/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2016 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Занкиной Е.П., Назейкиной Н.А.
При секретаре Чуркиной С.Ю.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тихонова А.П. на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14.01.2016 г., которым постановлено:
«В удовлетворении иска Тихонова А.П. к администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения Тихонова А.П. в поддержание жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихонов А.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области о признании решения жилищной комиссии Администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях незаконным, его отмене и возложении обязанности на администрацию сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области восстановить его в составе семьи в списке лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента первичной постановки на учет.
В заявлении указал, что на основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области семья истца в составе 3-х человек состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Семья истца проживает в жилом помещении с общей площадью 80 кв.м. по адресу: <адрес>.
Собственником указанного жилого помещения является отец истца ФИО1 Всего в жилом помещении зарегистрированы 5 человек.
На протяжении трех лет, истец ежегодно проходил перерегистрацию как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения Два Ключа.
В то же время, в 2015 году после предоставления всех необходимых документов, администрация сельского поселения Два Ключа уведомила истца о том, что он и его семья сняты с учета как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Основанием для снятия с учета послужил факт предоставления в уполномоченный орган сведений о доходах семьи и признании его семьи не являющейся малоимущей.
Однако доход семьи истца за истекший год кардинально не изменился.
Таким образом, решение о снятии его в составе семьи с учета как нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, и нарушает Конституционные права его семьи на жилище.
Истец просил суд признать с момента принятия решения жилищной комиссии Администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях, незаконным, отменить его и обязать администрацию сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области восстановить его в составе семьи в списке лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента первичной постановки на учет.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Тихонов А.П. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что безосновательно включена в доход сумма, которую он расходовал на содержание фермерского хозяйства.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых
помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ (ст. 13 Закона Самарской области «О жилище») граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением от 13 августа 2012 года № 5 Главы сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Тихонов А.П. в составе семьи признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Данное постановление в установленные законом сроки не обжаловано и вступило в законную силу.
Основанием для постановки сельским поселением Два Ключа муниципального района Исаклинский Тихонова А.П. в составе семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, послужил факт предоставления им налоговой декларации, где доход его семьи за отчетный период составил 108 000 рублей.
Согласно ст.5 Закона Самарской области «О жилище» от 05 июля 2005 года № 139-ГД в целях настоящего Закона среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) определяется за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (далее Закон).
В соответствие ст. 6 Закона Самарской области «О жилище» от 05 июля 2005 года № 139-ГД при расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи истца (дохода одиноко проживающего гражданина) доходы, сведения о которых представлены гражданами при подаче заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов.
Статьей 7 Закона Самарской области «О жилище» от 05 июля 2005 года № 139-ГД предусмотрено, что размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
На основании ст. 8 Закона Самарской области «О жилище» от 05 июля 2005 года № 139-ГД размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления ежегодно в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в соответствии с Законом Самарской области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Самарской области».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области «О жилище» от 05 июля 2005 года № 139-ГД граждане могут быть признаны малоимущими в случае, если среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает установленного органами местного самоуправления размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими.Постановлением Правительства Самарской области от 25 октября 2012 года № 554 установлен прожиточный минимум на душу населения в размере 6 865 рублей 00 копеек на 3-й квартал 2012 года, то есть на дату (13 августа 2012 года) подачи Тихоновым А.П. заявления о принятии на учет в жилищную комиссию сельского поселения Два Ключа.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ совокупный доход на каждого члена семьи Тихонова А.П. составил менее суммы установленного прожиточного минимума на душу населения по Самарской области.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский утвержден список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению. В данном приложении Тихонов А.П. указан под №.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Тихонов А.П. исключен из списка граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для исключения Тихонова А.П. в составе семьи с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении послужил факт предоставления им налоговой декларации, где совокупный доход его семьи за отчетный период составил 1 991 006 руб. 66 коп.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 октября 2015 года № 660 установлен прожиточный минимум на душу населения в размере 8 865 рублей 00 копеек на 3-й квартал 2015 года, то есть на дату (15 октября 2015 года) принятия решения об исключении Тихонова А.П. из списка граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд правильно указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ совокупный доход на каждого члена семьи Тихонова А.П. составил более суммы установленного прожиточного минимума на душу населения по Самарской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имелись достаточные основания для снятия истца с учета жилищной комиссии администрации сельского поселения Два Ключа в соответствии со ст. 56 ЖК РФ (ст. 13 Закона Самарской области «О жилище») и исключения из списка граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи, с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По указанным основаниям суд правильно не принял во внимание доводы истца о том, что он и его семья незаконно сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что безосновательно включена в доход сумма, которую он расходовал на содержание фермерского хозяйства, не заслуживают внимания по следующим основаниям.
Статья 4 Закона Самарской области «О жилище» содержит порядок определения размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими.
В частности, статьей предусмотрено, что при расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи заявителя (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, в том числе: предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных организациях высшего образования и научных организациях, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в отношениях с организациями на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению медицинской организации их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем пункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями; доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов; доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством; материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах; доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации; алименты, получаемые членами семьи; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства; денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями.
При этом, как указано в данной статье, при расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Из среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) также исключается сумма уплаченных алиментов.
В силу изложенного, учитывая, что данная статья содержит исчерпывающий перечень определения размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими, кроме того, согласно налоговой декларации доход истца за отчетный 2014 год составляет 1869452 рубля (с применением упрощенной системы налогообложения, объект налогообложения – доходы), доводы Тихонова А.П. в апелляционной жалобе не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14.01.2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тихонова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: