Дело 2-470/2020
Поступило в суд 07.02.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ордынское 08 июля 2020 года
Ордынский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Грушко Е.Г.,
при секретаре Шалимовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства <адрес> к Асуевой С. С. о взыскании субсидии,
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства <адрес> в суд с иском к Асуевой С.С. о взыскании субсидии, указывая, что между Министерством сельского хозяйства <адрес> и Главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. <данные изъяты> году <данные изъяты> Асуевой С.С. предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму <данные изъяты> на основании заявлений о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Бюджетные средства ответчику были перечислены. В соответствии с п. 4.3.2 соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленной министерством в п. 4.1.4. Согласно п. 4.3.3 субъект государственной поддержки обязуется предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности ежегодно в срок до <данные изъяты> года, следующего за отчетным, информацию о текущих производственных показателях деятельности, в том числе сведения об итогах сева сельскохозяйственных культур под урожай по форме № ежегодно не позднее <данные изъяты> текущего года. Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной субъектом государственной поддержки планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (областной бюджет). Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (федеральный бюджет). Согласно сведений об итогах сева под урожай, отражены показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур текущего года : областной бюджет – <данные изъяты> федеральный бюджет – <данные изъяты> В связи с недостижением конкретных показателей результативности, министерство направило ответчику письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение <данные изъяты> со дня получения уведомления, добровольно требования министерства не были исполнены. ДД.ММ.ГГГГ деятельность Асуевой С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием банкротом. Сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (до принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты> рублей; сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты> рублей. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> требования Министерства сельского хозяйства <адрес> в размере <данные изъяты> признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя главы КФХ Асуевой С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Вторая часть субсидии была перечислена Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере <данные изъяты> рублей является текущим. Определение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № имеет преюдициальное значение для признания требований в сумме <данные изъяты> рублей текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а подлежат погашению во внеочередном порядке. В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), освобождение гражданина от обязательств после завершения расчетов с кредиторами не распространяются на требования кредиторов по текущим платежам. Истец просит взыскать с Асуевой С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Министерства сельского хозяйства <адрес> субсидию в сумме <данные изъяты> предоставленную за счет средств областного бюджета <адрес>, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Представитель истца - Министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассматривать в его отсутствии. В письменных пояснениях указывает, что требование истца в размере <данные изъяты> являются текущими, в связи с чем не подлежат рассмотрению в ходе конкурсного производства. Вопрос о том, за счет какого имущества будет удовлетворяться требование разрешается в рамках исполнительного производства.
Ответчик Асуева С.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца Асуев Р.М. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что Асуева С.С. не может нести ответственность по заявленным требованиям, поскольку субсидия предоставлялась ей как индивидуальному предпринимателю, для деятельности КФХ, а исковые требования предъявлены к Асуевой как к физическому лицу. В настоящее время КФХ признано банкротом. Взыскиваемая сумма относится к текущим платежам, которая подлежит взысканию вне очереди за счет конкурсной массы. Конкурсным управляющим данные требования включены в текущие. Предъявляя требования о взыскании субсидии, истец злоупотребляет правом в нарушение ст. 10 ГК РФ. Также отмечает, что посевные площади фактически были меньше, чем заявляли при предоставлении субсидии, т.к. в <адрес> была объявлена чрезвычайная ситуация в сельском хозяйстве. С ДД.ММ.ГГГГ гола шли постоянно дожди, не успели посеять запрошенную площадь. Потребовалось привлечение большего количества техники для обработки земельных участков, увеличился расход ГСМ, что в условиях переувлажения почвы привело к замедлению темпов посевных работ и сокращению ее площади.
Третье лицо – конкурсный управляющий ИП КФХ Асуева С.С. Лебедев С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. В отзыве указал, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. В силу п. 3 ст. 221 Закона о банкротстве, имущество, принадлежащее главе крестьянско-фермерского хозяйства и членам крестьянско-фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянско-фермерского хозяйства, не включаются в конкурсную массу. Банкротство крестьянско-фермерских хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы 10 Закона. Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Асуева С.С. признана банкротом, открыто конкурсное производство в отношении Асуевой С.С. как индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства, а не как физического лица. В конкурсную массу ИП главы КФХ Асуевой С.С. не входят денежные средства и имущество, принадлежащее Асуевой С.С. как физическому лицу. Задолженность в размере <данные изъяты> рублей подлежит удовлетворению в рамках процедуры конкурсного производства ИП главы КФХ Асуевой С.С., а не за счет средств Асуевой С.С.
Третье лицо – представитель <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. В отзыве указал, что текущие платежи подлежат взысканию только с и/п главы КФХ Асуевой С.С.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 28 БК РФ установлен перечень принципов бюджетной системы, согласно которому бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных впунктах 6-8.1настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотреннымипунктом 3,абзацем четвертым пункта 8ипунктом 8.2настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О развитии сельского хозяйства» цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий определяются в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждаемой Правительством Российской Федерации на определенный им период.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 37-п утверждена государственная программа <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на 2015-2020 годы» (далее - Постановление №-п), целями которой являются содействие в повышении объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в <адрес>, а также ее конкурентоспособности с целью обеспечения продовольственной безопасности <адрес>, создание условий для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.
Приложениями № и № Постановления №-п предусмотрено предоставление государственной поддержки в соответствии со ставками на 1 гектар посевной площади посева зерновых, и зернобобовых, и кормовых культур для каждого муниципального района <адрес>, рассчитываемые министерством с учетом коэффициентов перевода культуры в универсальные единицы, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и Главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению ДД.ММ.ГГГГ №. <данные изъяты> Асуевой С.С. была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму <данные изъяты>. на основании заявлений о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 15).
В соответствии с п. 4.3.2 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленной министерством в п. 4.1.4.
Согласно п. 4.3.3 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности ежегодно в срок до <данные изъяты> года, следующего за отчетным, информацию о текущих производственных показателях деятельности, в том числе сведения об итогах сева сельскохозяйственных культур под урожай по форме № ежегодно не позднее <данные изъяты> текущего года.
В соответствии с п. 4.3.5.1 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется возвращать в областной бюджет <адрес> субсидию в размере и сроки, определенные в уведомлении.
Бюджетные средства ответчику Асуевой С.С. были перечислены, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 27) и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д.28).
Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной субъектом государственной поддержки, планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (л.д. 14 ).
ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. было подано заявление на предоставление субсидии (л.д. 15).
Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной субъектом государственной поддержки, планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (л.д. 16 ).
В связи с недостижением конкретных показателей результативности, Министерством сельского хозяйства <адрес> в адрес ответчика Асуевой С.С. было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение <данные изъяты> календарных дней со дня получения уведомления (л.д. 35-37), что подтверждается почтовым уведомлением о вручении Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Согласно расчету истца, представленного в материалах дела (л.д. 10), сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (до принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты> рублей; сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты>
В данному случае показателями результативности является посевная площадь, которая должна составлять <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, из размера которой была рассчитана субсидия.
В соответствии с п. 10 приложения № и п. 14 приложения № к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на 2015-2020 годы», поддержка предоставляется при условии сохранения посевных площадей в текущем году не менее уровня предыдущего года.
В соответствии с п. 23 приложения № и п. 22 приложения № к Постановлению №-п «О государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на 2015-2020 годы», в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет <адрес>, а в случае не достижения конкретных показателей результативности, установленных соглашением, объем средств, подлежащих возврату в бюджет <адрес>; в случае установления в соглашении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, за недостижение указанных значений показателей к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции, размер которых определяется соглашением, за исключением случаев, когда значения показателей, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действия обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно сведений об итогах сева под урожай отражены показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур, посевная площадь составила <данные изъяты> (л.д. 29-34).
В силу пункта 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, поскольку денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении. Основаниями для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии является нецелевое использование субсидии либо недостижение показателей результативности. При определении наличия оснований для ее возврата необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с пунктом 5 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из пункта 4.1.8 Соглашения следует, что возврат части субсидии, определенной по вышеуказанной формуле, в связи с недостижением целевых показателей, является штрафной санкцией.
Исходя из изложенного, несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, получившим субсидию, регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ, к отношениям сторон по исполнению условий Соглашения применяются также нормы Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К непреодолимой силе могут быть отнесены такие обстоятельства общего характера, как стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, занос), иные природные явления, характеризующиеся чрезвычайностью и непредотвратимостью.
Согласно пункту 3.1.3 «РД 52.88.699-2008. Руководящий документ. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (введен в действие Приказом Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ №) опасное природное явление - это гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб. К гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.
Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008 в частности к ним относятся: - продолжительный сильный дождь - дождь с короткими перерывами (не более 1 ч) с количеством осадков не менее 100 мм (в ливнеопасных районах с количеством осадков не менее 60 мм) за период времени более 12 ч, но менее 48 ч, или 120 мм за период времени более 2 сут.; - переувлажнение почвы - в период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10- 12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное или другое состояние.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае невыполнение ответчиком показателей результативности предоставления субсидии явилось следствием чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, сложившимися <данные изъяты> года, приведших к переувлажнению верхнего слоя почвы и замедлению темпов весенне-полевых работ.
Так, Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности района администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О чрезвычайной ситуации на посевной кампании <данные изъяты>, связанной с неблагоприятными агрометеорологическими условиями на территории <адрес>» ситуация, сложившаяся в сельскохозяйственном производстве <адрес>, признана чрезвычайной (л.д. 168-169).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> был введен режим чрезвычайной ситуации в сельскохозяйственном производстве, на посевной компании <данные изъяты>, в период весенне-полевых работ, связанной с неблагоприятными агрометеорологическими условиями, указано на необходимость привлечения дополнительных сил и средств на посевные работы. В пунктах 2.2, 3.2, 3.3, 3.4 указанного Постановления Управлению сельского хозяйства администрации <адрес> рекомендовано перейти в режим функционирования «чрезвычайная ситуация»; осуществлять мониторинг метеорологических явлений; обеспечить круглосуточное дежурство в период проведения весенне-полевых работ; обеспечить ежедневный сбор оперативной информации об обстановке проведения весенне-полевых работ на территории <адрес>; принять необходимые меры по эффективному использованию сельскохозяйственной техники, привлечению дополнительных сил и средств для завершения посевных работ (л.д. 171 -172).
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации введен на территории <адрес>; в подпункте 5 пункта 5 постановления органам местного самоуправления рекомендовано принять исчерпывающие меры по усилению группировки сельскохозяйственной техники, находящейся в распоряжении сельхозпредприятий.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> был также введен режим чрезвычайной ситуации в период уборочной кампании <данные изъяты>, связанной с неблагоприятными агрометеорологическими условиями. В пунктах 1-7 указанного Постановления Управлению сельского хозяйства администрации <адрес> рекомендовано перейти в режим функционирования «чрезвычайная ситуация» (л.д. 173-174).
Таким образом, судом установлено, что на территории <адрес>, в котором расположены земельные участки, подлежащие засеву, имелось опасное агрометеорологическое явление – «переувлажнение почвы», что повлекло за собой последующее объявление режима чрезвычайной ситуации, и как следствие, препятствовало достижению ответчиком необходимых показателей. Доказательств об обратном суду не предоставлено (ст. 56 ГПК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании ответчиком полученной субсидии, истец не предоставил, доводы ответчика о невозможности достижения показателей результативности в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации не опроверг.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчик, получив по Соглашению субсидию, действовал добросовестно, денежные средства освоил в полном объеме в соответствие с целевым назначением, доказательств обратного не предоставлено, невозможность засева всей планируемой площади произошла в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на общество ответственности за недостижение показателей результативности в виде возврата министерству субсидий в размере <данные изъяты> в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Оценивая довод ответчика о том, что взыскание текущих платежей при введенной процедуре банкротства в суде общей юрисдикции невозможно, суд отвергает по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, т.е. даты вынесения определения об этом.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», при применении п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве судам следует учитывать, что обязательство возвратить денежную сумму, предоставленную по договору займа или кредитному договору, возникает с момента предоставления денежных средств заемщику. По аналогии данное правило применимо и по отношению к возврату ранее предоставленной субсидии. Дело о банкротстве Асуевой С.С. возбуждено определением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вторая часть субсидии была перечислена должнику ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем требование в размере <данные изъяты> является текущим.
Пунктом 2 статьи 134 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 134 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 213.28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», освобождение гражданина от обязательств после завершения расчетов с кредиторами не распространяется на требования кредиторов по текущим платежам.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ деятельность Асуевой С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием банкротом (л.д. 55-60).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № требования Министерства сельского хозяйства <адрес> в размере <данные изъяты> признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Асуевой С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Вторая часть субсидии была перечислена Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере <данные изъяты> рублей является текущим (л.д. 41-46).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Министерству сельского хозяйства <адрес> в удовлетворении исковых требований к Асуевой С. С. о взыскании субсидии в размере <данные изъяты> предоставленной за счет средств областного бюджета <адрес>, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда через Ордынский районный суд в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья-
Решение в мотивированном виде составлено 10.07.2020